Дело №12- 739/2016г.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
19 декабря 2016 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Дюжая Е.А., рассмотрев жалобу директора Муниципального Унитарного Предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятия №1» ФИО1 на постановление заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2(№)-д от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора Муниципального Унитарного Предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятия №1» ФИО1, (дата) года рождения, уроженца г. (иные данные) зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес)
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2(№)-д от (дата) по делу об административном правонарушении директор Муниципального Унитарного Предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятия №1» (далее МУП «ПАТП №1»), ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и на основании данной статьи ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Данным постановлением директор МУП «ПАТП №1» ФИО1 признан виновным в том, что осуществляя непосредственное руководство предприятием, выполняя организационно распорядительные и административно-хозяйственные функции, допустил со стороны МУП "ПАТП № 1" в период времени с 01.01.2016 по 10.06.2016 при осуществлении перевозок пассажиров общественным автомобильным транспортом в муниципальном сообщении (на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре") по регулируемым тарифам в нарушение постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет) от 30.03.2015 № 13-Ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории городского округа 'Город Комсомольск-на-Амуре" (далее - постановление от 30.03.2015 № 13-Ц), которым для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров общественным автомобильным транспортом на территории городского округа 'Город Комсомольск-на-Амуре" установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров в размере 19 руб., выразившееся в предъявлении к оплате пассажирам при проезде в межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок № 108 (г. Комсомольск-на-Амуре- пл. Володарского –сады «Лесные» в пределах городского округа «Город Комсомомольск-на-Амуре» до остановочных пунктов «Городские сады№2 и «Городские сады№4, платы за проезд в размере 25 руб., вместо 19 рублей, то есть, в размере, превышающем предельный максимальный тариф, установленный постановлением комитета от 30.03.2015 № 13-Ц, чем совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством предельных тарифов на услуги.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, на основании которой просит суд отменить постановление заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2(№)-д от (дата) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - Заместитель председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2 в судебное заседание не прибыла, извещалась в установленном законом порядке о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, согласно отзыву поступившему в суд в жалобе просят отказать, постановление оставить без изменения, а также ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещался в установленном законом порядке, согласно имеющейся расписке от (дата), получено извещение о судебном заседании, а также отзыв административного органа на жалобу. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, отзыв административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области регулирования установленного государством порядка ценообразования.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с изм. и доп.) утвержден перечень услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным перечнем к таковым услугам относятся - перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Таким образом, цены на предоставление услуги по перевозке граждан городским транспортом, регулируются государством и завышение установленных цен влечет привлечение к административной ответственности по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Выводы административного органа о виновности директора МУП «ПАТП №1» ФИО1 основаны на представленных в суд материалах административного производства, исследованных в судебном заседании, а именно:
- протокола об административном правонарушении от (дата), в отношении директора МУП «ПАТП №1» ФИО1 по части 1 ст. 14.6 КоАП РФ, содержащем сведения о месте, времени и способе совершения вменяемого административного правонарушения;
- обращение В. от (дата) направлено на электронный адрес административного органа, зарегистрированного вх. №(№) от (дата);
- тарифами на маршрут №108 (будние дни) пл. Володарского – сады Лесные;
- объяснения МУП «ПАТП №1» от (дата);
- приказом (№) от (дата) «О тарифах на сезонном межмуниципальном пригородном сообщении»;
- договором на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на сезонных межмуниципальных пригородных маршрутах (№) от (дата) с приложением;
- договором (№) от (дата) на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных пригородных автобусных маршрутах от (дата) с приложением;
- паспортом автобусного маршрута (№) «С» (пл. Володарского – Сады Лесные- пл. Володарского) со схемой маршрута, актом замера протяженности автобусного маршрута (№) «С» в будние дни, в выходные и праздничные дни, утвержденного (дата);
- паспортом автобусного маршрута (№) «С» (пл. Володарского – городские сады - пл. Володарского) со схемой маршрута, актом замера протяженности автобусного маршрута (№) «С» в будние дни, в выходные и праздничные дни, утвержденного (дата) ;
-паспортом автобусного маршрута (№) «С» (<...> – сады Лесные) со схемой маршрута, актом замера протяженности автобусного маршрута (№) «С» в будние дни, в выходные и праздничные дни, утвержденного (дата) ;
- договором (№) от (дата) на организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении в Хабаровском крае с приложением;
- постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от (дата) в отношении МУП «ПАТП №1» по ст. 14.6 ч.1 КоАП РФ;
Однако, с выводами административного органа о виновности ФИО1 вменяемого ему правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ согласиться нельзя по следующим основаниям:
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. Пунктом 4 Указа предусмотрено, что лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что стоимость перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении и пригородном сообщении подлежит государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом.
В указанный перечень внесены, в том числе, регулярные перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении по регулируемым тарифам.
Согласно Реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - Реестр), размещенному на официальном сайте министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, единственным перевозчиком по межмуниципальному маршруту № 108 (г. Комсомольск-на-Амуре (пл. Володарского) - сады "Лесные") является МУП "ПАТП № 1".
Договором от 31.12.2015 № 30 министерство промышленности и транспорта Хабаровского края передало МУП "ПАТП № 1" на период времени с 01.01.2016 по 31.10.2019 обязательство по осуществлению регулярных пассажирских сезонных (дачных) перевозок между г. Комсомольском-на-Амуре и Комсомольским муниципальным районом, в том числе по указанному межмуниципальному маршруту № 108.
Регулярные перевозки по указанному маршруту согласно Реестру отнесены к перевозкам по регулируемым тарифам.
Предельный максимальный тариф на перевозки пассажиров общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края установлен постановлением № 19-Ц.Согласно п. 2 постановления № 19-Ц плата за проезд пассажира в автобусах пригородного сообщения в пределах городского округа « Город Комсомольск-на-Амуре» не должна превышать предельный максимальный тариф, установленный на перевозки пассажиров общественным автомобильным транспортом по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре". Предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом на территории городского округа Город Комсомольск-на-Амуре» установлен постановлением № 13-Ц и составляет 19 руб.
Согласно представленным материалам дела из паспорта автобусного маршрута № 108 установлено наличие остановочных пунктов "Городские сады № 2" (также "Городские сады") и "Городские сады № 4" (также "Сады Энергетиков"). Согласно представленной МУП «ПАТП № 1» письмом от 05.08.2016 № 517 (вх. от 08.08.2016 № 3799) "Шахматке", отражающей тарифы по межмуниципальному маршруту № 108 в разрезе остановочных пунктов, при провозе пассажиров до остановочных пунктов, в том числе "Городские сады" (также «Городские сады») и "Городские сады № 4" (также "Сады Энергетиков") взимается плата в размере 25 руб. Исходя из картографического описания границы муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре, содержащейся в Законе Хабаровского края от 30.06.2004 № 192 "О наделении муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре статусом городского округа и об установлении его границы", а также из публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, остановочные пункты Городские сады № 2м (также «Городские сады») и «Городские сады № 4» (также "Сады Энергетиков") расположены в пределах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», в связи с чем, стоимость поездки от начального остановочного пункта обоих маршрутов - "пл. Володарского" до указанных остановочных пунктов не должна превышать предельный максимальный тариф, установленный на перевозки пассажиров общественным автомобильным транспортом по городскому округу «Город Комсомольск-на-Амуре».
Директором МУП «ПАТП №1» ФИО1 по всем вышеперечисленным маршрутам путем умножения тарифа за каждый километр на расстояние, определенное в паспортах автобусных маршрутов, рассчитана и утверждена стоимость проезда и провоза багажа.
В ходе проверки, проведенной должностным лицом административного органа на основании обращения В., установлено, что согласно расценкам проезда на маршрутах, применяемых МУП «ПАТП №1» стоимость проезда существенно отличается от утвержденной, тем самым должностное лицо пришло к выводу о совершении административного нарушения директором МУП «ПАТП №1» ФИО1, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Привлекая к административной ответственности директора МУП «ПАТП №1» ФИО1 административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ заместитель председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2 пришла к выводу о том, что МУП «ПАТП №1» осуществляло деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на автобусных маршрутах городского сообщения по самостоятельно установленному завышенному тарифу, что является нарушением порядка ценообразования.
Между тем с таким выводом согласиться нельзя, поскольку представленными материалами административного дела не доказан факт взимания МУП «ПАТП №1» платы за проезд по стоимости расценок, существенно отличаемых от утвержденной директором МУП «ПАТП №1» стоимости проезда.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту - Закон) и п. 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112 (далее по тексту - Правила), заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом или кассовым чеком с указанными на нем реквизитами билета.
Обязательным реквизитом билета является стоимость билета (сумма) (ч. 2 ст. 20 Закона и приложение № 1 к Правилам).
Вместе с тем, административным органом в подтверждение своей позиции о применении МУП «ПАТП №1» завышенного тарифа не представлены билеты или кассовые чеки, выдаваемые МУП «ПАТП №1» и подтверждающие стоимость проезда пассажиров по обслуживаемыми МУП «ПАТП №1» маршрутам, полученные в установленном порядке, бухгалтерские документы общества, акты проверочной закупки, объяснения водителя и пассажиров, фотоматериалы, протоколы осмотра транспортных средств и другие документы, подтверждающие взимание МУП «ПАТП №1» платы за проезд в завышенном размере.
Таким образом, административный орган в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ в ходе административного производства не исследовал все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела, тем самым не подтвердил документально событие административного правонарушения, в деле имеется обращение В., при этом доказательств о том, что он воспользовался услугой МУП «ПАТП №1» автобусного маршрута №108 представлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При таких обстоятельствах действия директора МУП «ПАТП №1» ФИО1 необоснованно квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку не являются противоправным и виновным, так как не содержат состав указанного правонарушения.
Доводы заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2 о наличии в действиях ФИО1 нарушений порядка ценообразования в части завышения тарифа, поскольку исходя из картографического описания границы муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре, содержащейся в Законе Хабаровского края от 30.06.2004 № 192 "О наделении муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре статусом городского округа и об установлении его границы", а также из публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, остановочные пункты «Городские сады № 2» (также «Городские сады») и «Городские сады № 4» (также "Сады Энергетиков") расположены в пределах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», в связи с чем, стоимость поездки от начального остановочного пункта обоих маршрутов - "пл. Володарского" до указанных остановочных пунктов не должна превышать предельный максимальный тариф, установленный на перевозки пассажиров общественным автомобильным транспортом по городскому округу «Город Комсомольск-на-Амуре», а предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре" установлен постановлением № 13-Ц 19 руб., подлежит отклонению по следующим основаниям.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2015 года №19-Ц «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края» установлены предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края, в том числе, на пригородный маршрут №108 сообщением «г. Комсомольск-на-Амуре (пл.Володарского) – «Городские сады», в размере 1,93 руб./пасс.-км.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, протяженность автобусного маршрута №108 сообщением «пл.Володарского - сады «Лесные» - пл.Володарского» составляет 42,1 км., что подтверждается актом замера протяженности маршрута. Таким образом предельная максимальная стоимость билета не может превышать 81,25 руб. (42,1х1,93).
Протяженность автобусного маршрута №108 сообщением «пл.Володарского - сады «Городские сады - пл.Володарского» составляет 34,1 км., что подтверждается актом замера протяженности маршрута. Таким образом предельная максимальная стоимость билета не может превышать 65,81 руб. (34,1х1,93).
Приказом директора МУП «ПАТП-1» от (дата)(№) с (дата) стоимость полного билета по маршруту №108 сообщением «пл.Володарского - сады «Городские сады - пл.Володарского» установлена в сумме 33 руб., и по маршруту №108 «пл.Володарского - сады «Лесные» - пл.Володарского» составляет 40 руб., что не превышает максимальную стоимость проезда, установленную Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2015 года №19-Ц.
Исходя из вышеизложенного, а также из представленных административным органом доказательств, невозможно сделать вывод о том, что должностное лицо ФИО1 в указанное в обжалуемом постановлении время осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, основываясь только на приказе (№) от и письменных объяснениях МУП «ПАТП (№)» от (дата), в связи с чем считаю, что административным органом вынесено обжалуемое постановление при отсутствии достаточных доказательств, содержащих фактические данные об обстоятельствах правонарушения.
Согласно ст. 1.5 ч. 1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина, при этом суд обязан учитывать требования ст. 1.5 ч. 4 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого в административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах суд считает жалобу ФИО1 обоснованной, а постановление заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2(№)-д от (дата) незаконным и подлежащим отмене, с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения по настоящему делу, производство по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит прекращению.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса, выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу директора Муниципального Унитарного Предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятия №1» ФИО1 удовлетворить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2(№)-д от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятия №1» ФИО1 – отменить.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Дюжая Е.А.