ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-739/2021 от 15.09.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лошаков Т.Н.Дело № 12-739/2021

Дело № 21-247/2021

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 15 сентября 2021 года

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Шипиловой Я.Ю., рассмотрев жалобу защитника генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Зубаря Ю.Н. - Пляскина В.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июля 2021 года, которым постановлено:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Зубаря Юрия Николаевича оставить без изменения, а жалобу защитника Пляскина В.В. – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года , оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июля 2021 года, генеральный директор акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее – АО «ПКМТП») Зубарь Ю.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Основанием привлечения Зубаря Ю.Н. к административной ответственности послужило нарушение им, как должностным лицом, ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 55, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 3 ч. 2 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ), п. 2, подп. «е» п. 3, подп. «ж» п. 4 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2020 года № 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» (далее - Правила охраны поверхностных водных объектов), выразившееся в том, что данное лицо, являясь генеральным директором АО «ПКМТП», не обеспечило соблюдение АО «ПКМТП» при ведении хозяйственной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду II категории, - «Морской торговый порт», расположенном в границах водоохранной зоны Авачинской губы, требований природоохранного законодательства в части оборудования данного объекта сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник должностного лица Пляскин В.В. просит отменить судебное решение и постановление должностного лица, ссылаясь на то, что решением о предоставлении водного объекта в пользование в части сброса сточных вод <данные изъяты> от 1 декабря 2020 года, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 22 октября 2020 года по делу , предписанием Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 февраля 2021 года установлены сроки для исполнения требований природоохранного законодательства в части оборудования объектов АО «ПКМТП» сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Эти сроки до настоящего времени не истекли, в связи с чем оснований для привлечения Зубаря Ю.Н. к административной ответственности за неисполнение требований законодательства не имелось.

Выслушав защитника генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Зубаря Ю.Н. - Пляскина В.В., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 2 ст. 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ, наряду с выполнением требований, установленных ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

Правилами охраны поверхностных водных объектов установлено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2).

Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим поверхностный водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, - в отношении такого поверхностного водного объекта (подп. «е» п. 3)

Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (подп. «ж» п. 4).

Согласно ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды недвижимого имущества от 30 октября 2009 года, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения, АО «ПКМТП» является арендатором с причалов (л.д. 141-146).

Приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 15 апреля 2021 года № в отношении АО «ПКМТП» принято решение о проведении плановой выездной проверки в период с 29 апреля 2021 года по 3 июня 2021 года (л.д. 17-22, 24).

В ходе проверки установлено, что:

- выпуск сточных вод встроенный в причал , не оборудован очистными сооружениями. Причал находится на реконструкции, выведен из эксплуатации;

- выпуск сточных вод встроенный в причал не оборудован очистными сооружениями. На момент осмотра сброс сточных вод через выпуск не осуществлялся. Колодцы и решетки ливневой канализации, ведущей к выпуску сточных вод, были сухими;

- на момент осмотра причала покрытие причала было повреждено. Причал не оборудован сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения. Отсутствуют локальные очистные сооружения. Ограждающие устройства частично повреждены. Имеются провалы в покрытии (л.д. 25-42, 43-52).

9 июня 2021 года в отношении генерального директора АО «ПКМТП» Зубаря Ю.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа пришел к выводу о нарушении генеральным директором АО «ПКМТП» Зубарем Ю.Н. ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 55, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, п. 3 ч. 2 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ, Правил охраны поверхностных водных объектов и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с чем согласился судья городского суда при проверке правильности привлечения Зубаря Ю.Н. к административной ответственности.

Указанные выводы нельзя признать верными.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются разрешение его в соответствии с законом, а также всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, решением Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 1 декабря 2020 года в целях сброса сточных вод АО «ПКМТП» предоставлен в пользование водный объект – <данные изъяты>

Согласно указанному решению, пояснительной записке к материалам в графической форме, сброс хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод производится в акваторию <данные изъяты> через выпуск сточных вод (встроен в причал и выпуск сточных вод (встроен в причал ), которые не имеют очистных сооружений.

Планом водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания АО «ПКМТП» запланировано установка очистных сооружений на выпуски сточных вод, очищающих фильтров на сброс ливневых вод на 2021-2022 года, в связи с чем в срок до 31 декабря 2022 года на водопользователя возложена обязанность предоставить в Отдел водных ресурсов Амурского ББУ по Камчатскому краю информацию о реализации плана по установке очистных сооружений на выпусках сточных вод и (л.д. 126-132).

Таким образом юридическому лицу дано разрешение пользоваться водным объектом без очистных сооружений до конца 2022 года с соблюдением иных требований, установленных данным разрешением. При этом за несоблюдение этих требований, в том числе за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в водный объект, ответственность предусмотрена иными нормами главы 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и диспозицией ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях не охватывается.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что в настоящем деле отсутствует противоправность в деянии генерального директора АО «ПКМТП» Зубаря Ю.Н., что свидетельствует об отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июля 2021 года подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Зубаря Ю.Н. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Н.В. Гончарова