Дело № 12-73/2017
Р Е Ш Е Н И Е
п. Березовка 15 ноября 2017 года
Судья Березовского районного суда Красноярского края Дозорцев Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «МРСК Сибири» на постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края №-пст/лн от <дата> в отношении ПАО «МРСК Сибири» по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора в лесах, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО2 юридическое лицо – публичное акционерное общество «Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и указанному юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Выражая несогласие с вышеуказанным постановлением, представитель ПАО «МРСК Сибири» ФИО3 подал, в установленный законом срок, в Березовский районный суд Красноярского края жалобу, в которой настаивает на отмене постановления, мотивируя следующим.
При вынесении обжалуемого постановления не учтены особенности использования лесного участка под линейным объектом. Постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи – в виде части поверхности земельного участка земли и воздушного пространства, ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отключенном их положении на следующем расстоянии: для ВЛ до 1 кВ установлены 2м. Согласно п.п. а, б п. 21 указанного Постановления Правительства РФ, прокладка и содержание просек вдоль линий электропередачи осуществляется сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями.
Акт натурного осмотра от 21.04.2017г., при котором было выявлено захламление порубочными остатками лесного участка в квартале 8 выделе 6,9 совхоз «Есаульский» был составлен без надлежащего уведомления ПАО МРСК «Сибири».
Акт не доказывает, что захламление происходит именно объекта ЭСХ, принадлежащего ПАО «МРСК Сибири» В акте упоминается только ЛЭП, а в кадастровом квартале 8 находится несколько линейных объектов. Кроме того, охранная зона составляет 2 м от опор, а вменяется захламление участка и рубка на расстоянии от 9,7 до 12,5 м.
Вместе с тем расчистка территории в охранной зоне Вл 6кВ, принадлежащей на праве собственности ПАО «МРСК Сибири» произведена в феврале 2017 г. в выделах 15, 20, 21, 28, 32 на основании договора аренды № от <дата>, заключенного между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель) и ПАО «МРСК России» (арендатор). Договором предусмотрено выполнение противопожарных мероприятий. Расчистка порубочных остатков производится Обществом в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2911 года № 337, которым установлены следующие способы очистки мест рубок: путем сбора порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период.
Лицо, допустившее захламление, не установлено, следовательно в действиях ПАО «МРСК России» отсутствует состав административного правонарушения.
Кроме того, <дата> обществу вменяется самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов расположенного в квартале 8, в выделе 6,9 совхоз «Есаульский» Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество». Указанное постановление, также как и обжалуемое, вынесены в рамках проведения одного надзорного мероприятия, в один день, в одно время, на одном объекте и одним должностным лицом одного государственного органа. По мнению заявителя, должностным лицом административного органа нарушена ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, устанавливающая, что никто не может дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение.
В судебное заседание <дата> представитель ПАО «МРСК Сибири» не явился, ранее ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание <дата> года не явились, согласно письменному отзыву на жалобу, возражали против удовлетворения жалобы, полагают обжалуемое постановление законным и обоснованным.
В соответствие со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствие со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявление причини и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Исследовав доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Как указано в обжалуемом постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство) из КГБУ «Маганское лесничество» поступило информационное письмо от <дата> № б/н, согласно которому на территории КГБУ «Маганское лесничество» производятся работы по очистке древесно-кустарниковой растительности под линией электропередач, без надлежащего уведомления КГБУ «Маганское лесничество» о выполняемых работах.
По информации отдела лесопользования и арендных отношений министерства, лесной участок, расположенный в квартале 8 выделе 30 Березовского участкового лесничества, совхоз «Есаульский» КГБУ «Маганское лесничество» не обременен правом пользования в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В ходе административного расследования выявлен факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее – Правила пожарной безопасности в лесах).
В рамках административного расследования <дата> произведен натурный осмотр лесного участка указанного в информационном письме от <дата> № б/н, согласно которому в выделе 30 квартала 8 Березовского участкового лесничества, совхоз «Есаульский» КГБУ «Маганское лесничество» факта использования лесного участка в целях строительства и эксплуатации линейного объекта не установлено.
В результате осмотра прилегающих лесных участков установлено использование лесного участка, расположенного в квартале 8 части выделов 6, 9 Березовского участкового лесничества, совхоз «Есаульский» КГБУ «Маганское лесничество» в целях строительства и эксплуатации линейного объекта, а именно обнаружена воздушная линия электропередач (далее - ЛЭП) с порядковыми номерами опор № 153-162, расположенная вдоль лесной дороги, соединяющей загородный поселок «Кристалл» по <адрес> ДНТ «Озерки 3». Часть ЛЭП проходит вдоль южной границы выдела 6, пересекая его в восточной части, протяжённостью 300 м, а также пересекает с запада на восток выдел 9 протяжённостью 200 м. На осматриваемом участке обнаружено 9 опор, размещенных на железобетонных приставках размером 180мм*200мм, между которыми натянуты электрические провода. В границы выдела 6, 9 квартала 8 совхоза «Есаульский», Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» входит часть ЛЭП от опоры № 156 по 162 (7 опор).
В выделе 6 квартала 8 совхоза «Есаульский», Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество», вдоль ЛЭП с северной стороны между опорами №, а так же с южной стороны между опорами №, обнаружены свежие пни породы береза, с выделившимся березовым соком на спиле пня. Рубка деревьев произведена на расстоянии от 9.7 м до 12,5 м от опор до стены леса. Вырубленная древесина на момент осмотра вывезена, у пня оставлено 3 ствола дерева породы береза со ступенями толщины более 52 см. Кроме того, на осматриваемой территории обнаружены порубочные остатки, хаотично разбросанные на месте рубки на площади 0,17 га.
В рамках административного расследования, определениями об истребовании сведений от <дата>№, а также от <дата>№ у ПАО «МРСК Сибири» истребована документация, свидетельствующая о принадлежности ЛЭП, расположенной в квартале 8, части выделов 6, 9 совхоза «Есаульский» Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» к ПАО «МРСК Сибири», разрешительные документы на использование вышеуказанных лесных участков, а так же информация о фактически проведенных работах по расчистке просек в лесном массиве вдоль ЛЭП на указанной территории.
На указанный запрос ПАО «МРСК Сибири» предоставлено свидетельство от <дата> о государственной регистрации права собственности на сооружение – воздушная ЛЭП напряжением 6 кВ ф. 37-13 (оп. 61-164) от ПС 35/6 кВ «Няша» № до оп. 164, технический паспорт сооружения, а так же акт сдачи-приемки отремонтированных, модернизированных объектов электрических сетей от <дата>, ведомость выполненных работ по капитальному ремонту ВЛ-6 кВ ф. 37-13 от <дата>.
Предоставленные ПАО «МРСК Сибири» документы свидетельствуют, что данная ЛЭП принадлежит ПАО «МРСК Сибири» на праве собственности, работы по расчистке (валке деревьев) были запланированы на 2017 год, выполнены в период с <дата> по <дата> силами Березовского РЭС филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Приказом министерства от <дата>№-од об установлении начала пожароопасного сезона в 2017 году на территории государственного лесного фонда Красноярского края, установлено начало пожароопасного сезона с <дата>.
Таким образом, по мнению органа, вынесшего обжалуемое постановление, ПАО «МРСК Сибири» допустило захламление просеки ЛЭП порубочными остатками, с оставлением на месте рубки в период пожароопасного сезона 2017 года, чем нарушены пункты 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах.
Суд, рассмотрев доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 16 Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п. п. "б" п. 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с п. 34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В силу п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно приложению к Правилам использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 г. № 223, для воздушных линий электропередачи проектным номинальным классом в 10 кВ устанавливаются санитарно-защитные зоны по обе стороны от проекции на землю крайних проводов в 10 метров.
Актом натурного осмотра лесного участка № от <дата> специалистами министерства лесного хозяйства Красноярского края установлено, что при осмотре участка лесного фонда в квартале 8 выделе 6, 9, 30 совхоз «Есаульский» Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» вдоль ЛЭП с северной стороны между опорами №, а так же с южной стороны между опорами №, обнаружены свежие пни породы береза, с выделившимся березовым соком на спиле пня. Рубка деревьев произведена на расстоянии от 9.7 м до 12,5 м от опор до стены леса. Вырубленная древесина на момент осмотра вывезена, у пня оставлены 3 ствола дерева породы береза со ступенями толщины более 52см. Кроме того, на осматриваемой территории обнаружены порубочные остатки, хаотично разбросанные на месте рубки на площади 0,17 Га.
В указанном документе не отражено, на каком расстоянии от проекций на землю крайних проводов ВЛ расположены порубочные остатки. Не зафиксировано, расположены ли порубочные остатки в пределах охранной зоны линий электропередач, не произведены соответствующие замеры. Указание о том, что порубочные остатки находятся на площади 0,17 Га не раскрывает данный вопрос.
Вышеуказанный акт натурного осмотра лесного участка составлен в рамках административного расследования, возбужденного Министерством лесного хозяйства Красноярского края <дата>.
Из определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от <дата> следует, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 7.9 КоАП РФ послужило информационное письмо из КГБУ «Маганское лесничество» от <дата> о том, что в квартале 8 выделе 30 Березовского участкового лесничества, совхоз «Есаульский» КГБУ «Маганское лесничество» производятся работы по очистке древесно-кустарниковой растительности под линией электропередач, без надлежащего уведомления КГБУ «Маганское лесничество» о выполняемых работах. А также информация о том, что лесной участок, расположенный в квартале 8 выделе 30 Березовского участкового лесничества, совхоз «Есаульский» КГБУ «Маганское лесничество» не обременен правом пользования в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное использование земельных участков.
В письме КГБУ «Маганское лесничество» от <дата>, на основании которого возбуждено дело об административном правонарушении, указано, что на территории Маганского лесничества, в квартале № выдел №, Березовского участкового лесничества, совхоз «Есаульский» компания ПАО «МРСК Сибири» осуществляет очистку древесно-кустарниковых растений под линией электропередач. Отсутствие уведомления является нарушением требований Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 г. № 223 «Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».
В материалах дела имеется уведомление поступившее в адрес руководителя Маганского лесничества, <дата>, согласно которому ПАО «МРСК Сибири» сообщает о том, что персоналом Березовского РЭС будут производиться работы в охранной зоне ВЛ 6 кВ ф. 37-13 по расчистке просеки.
Захламление в районе именно данных высоковольтных линий вменяется ПАО МРСК «Сибири» в вину по настоящему делу.
Таким образом, установлено, что на момент составления акта от <дата> государственный орган знал и должен был знать какой организации ПАО «МРСК Сибири» принадлежат проверяемые линии.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Как установлено судом, указанный Акт натурного осмотра от <дата> был составлен в отсутствие представителя ПАО «МРСК Сибири», то есть лица, которому вменяется ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, а также в отсутствие понятых.
Довод представителя министерства лесного хозяйства Красноярского края о том, что уведомление ПАО «МРСК Сибири» о проведении натурного осмотра в квартале 8, части выделов 6, 9 совхоз «Есаульский» Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» и привлечении представителя ПАО «МРСК Сибири» к участию в проведении осмотра не требовалось, поскольку на момент осмотра орган, осуществлявший проверку, не располагал сведениями о принадлежности линии электропередач ПАО «МРСК Сибири» суд оценивает критически, как несоответствующий материалам дела.
Кроме того, как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 7.9 КоАП РФ, дело возбуждено <дата> по факту самовольного использования лесного участка квартале 8 выделе 30 Березовского участкового лесничества, совхоз «Есаульский» КГБУ «Маганское лесничество».
Из акта от <дата> натурного осмотра участка лесного фонда в квартале 8 выделы 6,9,30 Совхоз «Есаульский» Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» следует, что он составлен на основании приказа от <дата>
Из протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления следует, что натурный осмотр от <дата> произведен в рамках административного расследования, возбужденного <дата>
Каких-либо оснований полагать, что натурный осмотр <дата> произведен в рамках мероприятия, предусмотренного федеральным законом № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, с соблюдением требований данного закона, не имеется.
Из приказа Министерства лесного хозяйства от <дата>№-ком следует, что в служебную командировку на 1 календарный день в <адрес> Красноярского края, КГБУ «Маганское лесничество», Березовское участковое лесничество, направляются: главные специалисты ФИО4, ФИО5, водитель ФИО6
Таким образом, каких-либо законных оснований для проведения проверки в квартале 8, части выделов 6, 9 совхоз «Есаульский» Березовского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» у составившей акт натурного осмотра от <дата> главного специалиста – государственного инспектора государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО5 не имелось.
Административное расследование по фактам нарушений в выделах 6, 9 квартала 8 не возбуждалось, на проверку в данный квартал должностные лица не направлялись. Кроме того, из документов, которые имелись в Министерстве лесного хозяйства и КГБУ «Маганское лесничество» следовало, что на территории указанного выдела имеются линии электропередач ПАО «МРСК Сибири». Поэтому в случае проверки следовало соблюдать правила, предусмотренные ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ. Однако осмотр произведен без уведомления ПАО «МРСК Сибири» и в отсутствие понятых. ПАО «МРСК Сибири» в настоящее время оспаривает результаты данного осмотра.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая изложенное, суд признает акт натурного осмотра лесного участка № от <дата> недопустимым доказательством по делу.
В силу частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме акта <дата>, признанного судом недопустимым доказательством достоверных доказательств виновности ПАО «МРСК Сибири» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ не имеется.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Отменить постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края №-пст/лн от <дата> которым публичное акционерное общество «Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и указанному юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Сибири» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья Д.А. Дозорцев
Копия верна
Судья Березовского районного суда Д.А. Дозорцев