К делу №12-73/2017РЕШЕНИЕ
город Тихорецк 20 сентября 2018 года
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Гончарова О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Соколовой Ирины Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> области, гражданки Российской Федерации, работающей исполняющей обязанности главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод», зарегистрированной и проживающей по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, улица <адрес>, дом № квартира №, на постановление заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу,
установил:
Обжалуемым постановлением заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Фомиченко О.Н. №07-17/897 от 12.09.2017 и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколова Ирина Игоревна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), за искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 3 квартал 2016 года, в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ ей, как должностному лицу, назначено наказание в виде предупреждения.
Этим же должностным лицом управления вынесено представление №07-17/638 от 13.09.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Соколовой И.И. предписано в течение месяца со дня получения указанного представления принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
С постановлением и представлением заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Соколова И.И. не согласна, просит отменить постановление №07-17/897 от 12.09.2017 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №07-17/638 от 13.09.2017 как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указала, что по данным декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №3 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09 августа 2012г. №815) (далее - Правила), представленной ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 3 квартал 2016 года, не отражена поставка алкогольной продукции (пива) в графах «Отгружено организациям розничной торговли» и «Отгружено организациям оптовой торговли». Данные о поставке алкогольной продукции в объеме 463936,8 дал отражены обществом в графе №11 «Отгружено другим организациям».
Согласно сведениям единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) «Отчет об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 зафиксирована поставка пива в адрес организаций оптовой торговли в объеме 39886,8 дал и организаций розничной торговли в общем объеме 424050,0 дал.
Фактически отгрузку алкогольной продукции в 3 квартале 2016 года общество производило в адрес оптовых и розничных организаций, что подтверждается данными декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения № 6).
Согласно представленным ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» объяснениям (исх. № 443/2 от 26.06.2017, исх. №482 от 11.07.2017), в связи с отсутствием сведений о виде осуществляемой покупателями деятельности, а также в связи с тем, что покупатели вправе осуществлять как оптовую, так и розничную торговлю пива, общество отразило в декларации по форме Приложения №3 весь объем отгруженной продукции в графе 11 «другим организациям», то есть организациям, осуществляющим как розничную продажу, так и оптовую торговлю пива.
В представленных должностным лицом ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» возражениях к протоколу об административном правонарушении №07-17/897 от 08.08.2017 (вх.№сЗ-7499 от 22.08.2017) отмечается, что в системе ЕГАИС отгрузка продукции в адрес оптовых организаций ООО «Торговый дом «Вертикаль» и ООО «Торговый дом «Брандмейстер» отражена как поставка розничным организациям.
Отклоняя соответствующий довод, административный орган указал, что ведение справочника организаций в ЕГАИС осуществляется в автоматическом режиме на основании данных государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по организациям-лицензиатам на основе самостоятельного добавления данных в личном кабине портала по организациям и индивидуальным предпринимателям, не имеющим соответствующих лицензий. Для соблюдения требований действующего законодательства в области декларирования производства и оборота алкогольной продукции предприятие должно: отслеживать соответствие реальной деятельности контрагентов тому характеру деятельности, который указан в справочнике; в случае выявления несоответствия - самостоятельно обращаться к контрагенту и требовать внести изменения в справочник; до момента изменения сведений в справочнике отражать оборот с таким контрагентом в соответствии с теми данными, которые отражены в справочнике, какими бы абсурдными и противоречивыми они ни были.
Такие доводы административного органа не соответствуют закону и противоречат базовым принципам российского права. Юридическому лицу не может быть вменена в обязанность проверка видов деятельности контрагента на предмет соответствия тому виду, который указан в справочнике. Юридическому лицу не может быть вменена обязанность самостоятельно обращаться к контрагенту и требовать внести изменения в справочник. Юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за неисполнение тех функций, которые оно не вправе выполнять в силу закона. Юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности в связи с недостоверностью сведений о третьем лице, внесенных этим третьим лицом или другими лицами (госорганами). Соответственно, невозможно привлечение к ответственности и должностного лица. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность декларанта учитывать при отнесении контрагента к той или иной группе исключительно сведения из справочной системы ЕГАИС. Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В свою очередь розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно Национальному стандарту Российской Федерации «ТОРГОВЛЯ. Термины и определения» (ГОСТ Р 51303-2013) оптово-розничная торговля - это совмещение двух видов торговой деятельности: оптовой и розничной. Если организация осуществляет и оптовую торговлю и розничную торговлю, то данная организация относится к организациям оптово-розничной торговли и к группе «другие организации» в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, по сведениям ЕГРЮЛ АО «Тандер» ведет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли одновременно. Одни структурные подразделения АО «Тандер» ведут оптовую торговлю, другие – розничную торговлю. Однако юридическое лицо АО «Тандер» относится к группе оптово-розничной торговли или в декларации к группе «другие организации».
Согласно положениям пункта 5.2 Порядка в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрено раздельное отражение сведений об объеме продукции, отгруженной получателем, в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности, а именно: в графе 9 «организациям розничной торговли» - объем продукции, отгруженный (поставленный, переданный) организациям и (или) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу продукции, в соответствии с сопроводительными документами; в графе 10 «организациям оптовой торговли» - объем продукции, отгруженный организациям оптовой торговли в соответствии с сопроводительными документами; в графе 11 «другим организациям» - объем продукции, отгруженный другим организациям в соответствии с сопроводительными документами.
В декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №3 к Правилам за 3 квартал 2016) ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» отразил поставку пива 463936,8 дал, в ЕГАИС за этот же период отражена поставка пива в адрес организаций оптовой торговли в объеме 39886,8 дал и организаций розничной торговли в общем объеме 424050,0 дал. Таким образом, объем поставки пива в 3 квартале 2016 года и в декларации, и в ЕГАИС совпадает и составляет 463936,8 дал.
При этом в адрес АО «Тандер» было отгружено 73835,5 дал, в адрес ООО «ТД Брандмейстер» 350969,3 дал, в адрес ООО ТД «Вертикаль» 39132 дал. Таким образом, ни при какой комбинации отнесения вышеуказанных организаций к той или иной группе торговых организаций цифры, указанные в постановлении как, якобы, правильные, получиться не могут. Вносить в декларацию заведомо неверные сведения ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» не должно и не может, это противоречит действующему законодательству и целям правового регулирования.
Соколова И.И. в своих возражениях к протоколу об административном правонарушении №07-17/897 от 08.08.2017 (вх. № сЗ-7499 от 22.08.2017) сообщала в Росалкогольрегулирование о том, что в системе ЕГАИС отгрузка продукции в адрес оптовых организаций ООО «Торговый дом «Вертикаль» и ООО «Торговый дом «Брандмейстер» отражена как поставка розничным организациям. При этом ни ООО «Торговый дом «Брандмейстер», ни ООО «Вертикаль» не являются организациями розничной торговли.
Соколова И.И., заведомо зная, что декларация заполнена верно, не может внести неверные сведения только для того, чтобы они соответствовали неверным сведениям в ЕГАИС. Такого рода действия не предусмотрены действующим законодательством.
Отражение в декларации сведений, заведомо не соответствующих действительности, противоречит целям учета оборота алкогольной продукции. Организация и ее должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за то, что не отразили заведомо неправильные сведения, хотя бы и внесенные кем-то в справочник ЕГАИС.
Росалкогольрегулирование в постановлении указывает, что ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» может зайти в чужой личный кабинет ООО «ТД Брандмейстер» и ООО «Вертикаль», не имея их ключа, и исправить их данные в ЕГАИС. Такое утверждение противоречит понятию личный кабинет. ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» обратилось к своим контрагентам с просьбой исправить сведения о том, что они являются организациями розничной торговли. ООО «ТД «Брандмейстер» направил в адрес ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» скриншоты своего личного кабинета, которые подтверждали, что показатель «вид организации» там отсутствовал. В графе о том, что ООО «ТД «Брандмейстер» относится к розничным сетям, стояло "НЕТ". Поэтому программа ЕГАИС через личный кабинет портала, как указывает проверяющий орган в постановлении, не дала возможности исправить отнесение ООО «Брандмейстер» к розничным сетям. Откуда появилась в обжалуемом постановлении информация об отнесении в справочнике ЕГАИС ООО «ТД «Брандмейстер» к розничным предприятиям, данный контрагент не знает.
В обжалуемом постановлении указано, что в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №3 к Правилам) за 3 квартал 2016 года ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в графе №11 «Отгружено другим организациям» отразил данные о поставке алкогольной продукции в объеме 463936,8 дал, согласно сведениям ЕГАИС за аналогичный период зафиксирована поставка пива в адрес организаций оптовой торговли в объеме 39886,8 дал и организаций розничной торговли в общем объеме 424050,0 дал.
В данном постановлении отсутствует утверждение, а также нормативное обоснование, что в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №3 к Правилам) за 3 квартал 2016 года ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» указало неправильные данные. Соответственно, управление не обосновало наличие в действиях ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Также свидетельством отсутствия нарушения является отсутствие со стороны Росалкогольрегулирования предписания об исправлении декларации. Обжалуемое постановление не имеет правового обоснования в этой части. Лицо не может быть привлечено к ответственности за действия, которые законом не запрещены. Любое неустранимое сомнение толкуется в пользу привлекаемого к ответственности лица. Это означает, помимо прочего, что несовпадение сведений в справочнике ЕГАИС и в декларации не образует события административного правонарушения.
Соответственно, доводы управления несостоятельны. В действиях ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» и Соколовой И.И., как должностного лица, отсутствует событие и состав административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В обжалуемом постановлении указано, что согласно сведениям ЕГАИС «Отчет об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (вся продукция фасованная)» за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 обществом зафиксирован возврат алкогольной продукции от покупателей в общем объеме 141,0 дал, однако в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №3 к Правилам) и в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №7), представленных ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 3 квартал 2016 года, возврат пива от покупателей не отражен (отклонение - 141,0 дал).
Согласно представленным ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» пояснениям (исх. № 443/2 от 26.06.2017, исх.№482 от 11.07.2017) и возражениям к протоколу об административном правонарушении №07-17/897 от 08.08.2017 (вх. № сЗ-7499 от 22.08.2017), данный факт объясняется тем, что документы были выписаны и зафиксированы в ЕГАИС, а отгрузка продукции в адрес ООО ТД «Брандмейстер» в объеме 141,0 дал фактически не была осуществлена. В связи с этим общество отразило не поставку продукции в адрес контрагента как прочий приход, а ООО ТД «Брандмейстер» - как прочий расход.
ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» и Соколова И.И. в своих пояснениях по делу об административном правонарушении неоднократно указывали, что такой порядок действий был определен вступившим в законную силу решением арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2014 по делу №А32-31060/2013 и постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по тому же делу.
Отклоняя этот довод, административный орган указал, что в соответствии с пунктом 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 №1459, при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
Управление разъяснило, что в случае отсутствия технической возможности исправления «недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Управление не установило нарушений в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Неверно отраженные сведения в ЕГАИС влекут ответственности по ст. 15.3. КоАП РФ.
Административный орган фактически предлагает изменить достоверные сведения в декларации на недостоверные сведения. Завод верно отразил операцию в декларации в соответствии с первичными документами, сведения в ЕГАИС, которые могут быть исправлены только третьим лицом.
Данные обстоятельства подтверждают, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
В обжалуемом постановлении указано, что согласно анализу данных декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения № 6), представленной ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 3 квартал 2016 года, и сведений ЕГАИС за 3 квартал 2016 года установлено несоответствие данных деклараций и сведений о фиксации объема отгрузки алкогольной продукции в адрес в АО «Тандер» в разрезе КПП получателя, а именно:
Сопоставление данных по отгрузке из ЕГАИС и декларации форма 6 | |||||||
ИНН получателя | КПП получателя | Дата ТТН | Номер ТТН | Объем по ЕГАИС, дал | Объем по декларации, дал | Расхождение, дал | |
2310031475 | 231045090 | 01.07.2016 | 4212 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |
2310031475 | 231045090 | 01.07.2016 | 4213 | 738 | 0,000 | 738 | |
2310031475 | 231045090 | 05.07.2016 | 4280 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |
2310031475 | 231045090 | 06.07.2016 | 4317 | 706,8 | 0,000 | 706,8 | |
2310031475 | 231045090 | 06.07.2016 | 4322 | 800,4 | 0,000 | 800,4 | |
2310031475 | 231045090 | 11.07.2016 | 4449 | 691,2 | 0,000 | 691,2 | |
2310031475 | 231045090 | 11.07.2016 | 4450 | 831,6 | 0,000 | 831,6 | |
2310031475 | 231045090 | 14.07.2016 | 4564 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |
2310031475 | 231045090 | 15.07.2016 | 4614 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |
2310031475 | 231045090 | 18.07.2016 | 4663 | 706,8 | 0,000 | 706,8 | |
2310031475 | 231045090 | 27.07.2016 | 4926 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |
2310031475 | 231045090 | 29.07.2016 | 4996 | 769,2 | 0,000 | 769,2 | |
2310031475 | 231045090 | 04.08.2016 | 5144 | 800,4 | 0,000 | 800,4 | |
2310031475 | 231045090 | 05.08.2016 | 5195 | 722,4 | 0,000 | 722,4 | |
2310031475 | 231045090 | 05.08.2016 | 5197 | 800,4 | 0,000 | 800,4 | |
2310031475 | 231045090 | 12.08.2016 | 5414 | 738 | 0,000 | 738 | |
2310031475 | 231045090 | 15.08.2016 | 5462 | 482,4 | 0,000 | 482,4 | |
2310031475 | 231045090 | 18.08.2016 | 5565 | 482,4 | 0,000 | 482,4 | |
2310031475 | 231045090 | 19.08.2016 | 5604 | 753,6 | 0,000 | 753,6 | |
2310031475 | 231045090 | 22.08.2016 | 5651 | 753,6 | 0,000 | 753.6 | |
2310031475 | 231045090 | 26.08.2016 | 5811 | 391,2 | 0,000 | 391,2 | |
2310031475 | 231045090 | 29.08.2016 | 5851 | 753,6 | 0,000 | 753,6 | |
2310031475 | 231045134 | 01.07.2016 | 4212 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |
2310031475 | 231045134 | 01.07.2016 | 4213 | 0,000 | 738 | 738 | |
2310031475 | 231045134 | 05.07.2016 | 4280 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |
2310031475 | 231045134 | 06.07.2016 | 4317 | 0,000 | 706,8 | 706,8 | |
2310031475 | 231045134 | 06.07.2016 | 4322 | 0,000 | 800,4 | 800,4 | |
2310031475 | 231045134 | 11.07.2016 | 4449 | 0,000 | 691,2 | 691,2 | |
2310031475 | 231045134 | 11.07.2016 | 4450 | 0,000 | 831,6 | 831,6 | |
2310031475 | 231045134 | 14.07.2016 | 4564 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |
2310031475 | 231045134 | 15.07.2016 | 4614 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |
2310031475 | 231045134 | 18.07.2016 | 4663 | 0,000 | 706,8 | 706,8 | |
2310031475 | 231045134 | 27.07.2016 | 4926 | 0,000 | 784,8 | 784.8 | |
2310031475 | 231045134 | 29.07.2016 | 4996 | 0,000 | 769.2 | 769,2 | |
2310031475 | 231045134 | 04.08.2016 | 5144 | 0,000 | 800,4 | 800,4 | |
2310031475 | 231045134 | 05.08.2016 | 5195 | 0,000 | 722,4 | 722,4 | |
2310031475 | 231045134 | 05.08.2016 | 5197 | 0,000 | 800,4 | 800,4 | |
2310031475 | 231045134 | 12.08.2016 | 5414 | 0,000 | 738 | 738 | |
2310031475 | 231045134 | 15.08.2016 | 5462 | 0,000 | 482,4 | 482,4 | |
2310031475 | 231045134 | 18.08.2016 | 5565 | 0,000 | 482,4 | 482,4 | |
2310031475 | 231045134 | 19.08.2016 | 5604 | 0,000 | 753,6 | 753,6 | |
2310031475 | 231045134 | 22.08.2016 | 5651 | 0,000 | 753,6 | 753,6 | |
2310031475 | 231045134 | 26.08.2016 | 5811 | 0,000 | 391,2 | 391,2 | |
2310031475 | 231045134 | 29.08.2016 | 5851 | 0,000 | 753,6 | 753,6 | |
Фактически отгрузка ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» пива по вышеуказанным товарно-транспортным накладным в адрес АО «Тандер» с 01.07.2016 по 29.08.2016 осуществлялась по адресу: г.Краснодар, п. Индустриальный (КПП 231045090), что подтверждается первичными документами, представленными ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в ходе плановой выездной проверки (акт проверки от 21.07.2017 №уЗ-а604/08).
В соответствии с уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе от 27.07.2016№ 312303944, обособленное подразделение АО «Тандер» с КПП 231045134 по адресу: Краснодарский край, Калининский сельский округ, участок №20, Литер А (1), этаж 1, номер помещения 95 поставлено на учет 27.07.2016. Кроме того, в соответствии с письмом АО «Тандер» от 15.08.2016 в адрес ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» приемка пива от поставщиков на обособленное подразделение с КПП 231045090 осуществлялась только до 31.08.2016, что соответствует сведениям ЕГАИС.
Таким образом, в декларации по форме Приложения №6 за 3 квартал 2016 года обществом неверно указан КПП получателя продукции АО «Тандер» (231045134) по ТТН № 4212, 4213, 4280, 4317, 4322, 4449, 4450, 4564, 4614, 4663, 4926. 4996. 5144. 5195. 5197, 5414, 5462, 5565, 5604, 5651, 5811, 5851.
Согласно представленным ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» пояснениям (исх. № 443/2 от 26.06.2017, исх. №482 от 11.07.2017), Общество отразило поставку пива в адрес АО «Тандер» в декларации по форме Приложения №6 за 3 квартал 2016 года в соответствии с разъяснениями Росалкогольрегулирования по измененному КПП.
В представленных возражениях к протоколу об административном правонарушении №07-17/897 от 08.08.2017 (вх. №сЗ-7499 от 22.08.2017) должностное лицо ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» ссылается на письмо Росалкогольрегулирования от 23.10.2014 №Г-3541/12-03, в соответствии с которым все поставки в 3 квартале 2016 года со старым КПП (231045090) отражены в декларации по форме Приложения №6 с новым КПП (2310031475).
Однако письмо Росалкогольрегулирования от 23.10.2014 № Г-3541/12-03 направлено не в адрес ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» и не в адрес АО «Тандер».
Управление не поясняет, каким образом факт направления разъясняющего письма с определенными разъяснениями в адрес одного лица дает основание для привлечения к ответственности другого лица, если этим лицом все разъяснения были исполнены.
Действующее законодательство не наделяет Росалкогольрегулирование правом выдавать отдельным лицам письма, распространяющиеся исключительно на данных конкретных лиц и освобождающие их от административной ответственности. Действующее законодательство не предполагает, что разъяснения Росалкогольрегулирования, данные в адрес различных лиц, будут иметь принципиально различные разъяснения. Соответственно, довод Управления не имеет правового значения.
Толкование Управления означало бы, что участники хозяйственного оборота поставлены в неравные условия, что противоречит основным принципам российского законодательства.
КПП поменялось у АО «Тандер», АО «Тандер» заполнил декларацию в соответствии с этим письмом. В соответствии с требованиями Росалкогольрегулирования декларации должны быть заполнены в единой методологии. В данном случае ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» является зависимым лицом и могло исправить ошибку только после исправления АО «Тандер». С их стороны требований об изменении не поступало. Закон не может действовать в отношении одних и не применяться в отношении других.
Таким образом, в действиях ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» и, как следствие, в действиях Соколовой И.И. отсутствует событие и состав административного правонарушения, обжалуемое постановление заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу №07-17/897 от 12.09.2017 подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению. По этим же основаниям подлежит отмене и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №07-17/638 от 13.09.2017.
В судебное заседание Соколова И.И., её представитель по доверенности, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, их неявка не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Представитель административного органа – межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
Административным органом по запросу суда представлены надлежащим образом заверенные материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой Ирины Игоревны по ст.15.13 КоАП РФ.
В ранее поступивших возражениях на жалобу, имеющихся в материалах дела, представитель административного органа указал о необоснованности доводов жалобы Соколовой И.И., поскольку имело место административное правонарушение, причины и условия совершения которого должны быть устранены для последующего соблюдения ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» и его должностным лицом положений действующего законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. И.о. бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколова И.И. имела возможность для осуществления контроля за соблюдением обществом правил и норм, закрепленных Федеральным законом №171-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815, приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 №231, так как ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» располагало первичными документами, необходимыми для заполнения достоверных деклараций, но и.о.бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И. не были приняты все зависящие от нее меры по контролю за их соблюдением. Просит оставить постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Фомиченко О.Н. от 12.09.2017 без изменения, а жалобу Соколовой И.И. - без удовлетворения.
Судья считает возможным рассмотреть жалобу Соколовой И.И. в отсутствие представителя административного органа, поскольку глава 30 КоАП РФ не содержит требований об обязательном участии представителя административного органа.
Изучив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой Ирины Игоревны по ст.15.13 КоАП РФ, представленные доказательства, судья принимает во внимание следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Правила представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (вместе с «Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей»), далее – Правила №815.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил №815, организации, осуществляющие, розничную продажу алкогольной продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 13 Правил № 815 также предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11.
Протоколом по делу об административном правонарушении №07-17/897 от 08.08.2017 установлено, что должностным лицом - и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой Ириной Игоревной не принято надлежащих мер к осуществлению контроля за соблюдением требований закона, предъявляемых к порядку подачи деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей при осуществлении ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» деятельности по производству пива и пивных напитков по адресу: 352120, Краснодарский край, Тихорецкий район, город Тихорецк, улица Калинина, 27 20.10.2016 допущено административное правонарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 3 квартал 2016 года.
По данным декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 3 квартал 2016 года, не отражена поставка алкогольной продукции (пива) (код вида продукции 500) в графах «Отгружено организациям розничной торговли» и «Отгружено организациям оптовой торговли». Данные о поставке алкогольной продукции в объеме 463936,8 дал отражены в графе №11 «Отгружено другим организациям».
Согласно сведениям единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) «Отчет об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.07.2016 по 30.09.2016, зафиксирована поставка пива в адрес организаций оптовой торговли в объеме 39886,8 дал и организаций розничной торговли в общем объеме 424050,0 дал.
Фактически отгрузку алкогольной продукции в 3 квартале 2016 года Общество производило в адрес оптовых и розничных организаций, что подтверждается данными декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6).
Из представленных ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» объяснений (исх.№443/2 от 26.06.2017, исх.№482 от 11.07.2017) следует, что в связи с отсутствием сведений о виде осуществляемой покупателями деятельности, а также в связи с тем, что покупатели вправе осуществлять как оптовую, так и розничную торговлю пива, общество отразило в декларации по форме Приложения №3 весь объем отгруженной продукции в графе 11 «другим организациям», то есть организациям, осуществляющим как розничную продажу, так и оптовую торговлю пива.
Из представленных должностным лицом ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» возражениях к протоколу об административном правонарушении №07- 17/897 от 08.08.2017 (вх.№сЗ-7499 от 22.08.2017) следует, что в системе ЕГАИС отгрузка продукции в адрес оптовых организаций ООО «Торговый дом «Вертикаль» и ООО «Торговый дом «Брандмейстер» отражена как поставка розничным организациям.
Согласно сведениям ЕГАИС «Отчет об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (вся продукция фасованная)» за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 обществом зафиксирован возврат алкогольной продукции от покупателей в общем объеме 141,0 дал, однако в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №3 к Правилам) и в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №7), представленных ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 3 квартал 2016 года, возврат пива от покупателей не отражен (отклонение - 141,0 дал).
Согласно представленным ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» пояснениям (исх.№443/2 от 26.06.2017, исх.№482 от 11.07.2017) и возражениям к протоколу об административном правонарушении №07-17/897 от 08.08.2017 (вх.№сЗ-7499 от 22.08.2017), отгрузка продукции в адрес ООО ТД «Брандмейстер» ИНН 2360008369 в объеме 141,0 дал фактически не была осуществлена, а документы были выписаны и зафиксированы в ЕГАИС. В связи с этим общество отразило непоставку продукции в адрес контрагента как прочий приход, а ООО ТД «Брандмейстер» - как прочий расход.
Из анализа данных декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6), представленной ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 3 квартал 2016 года, и сведений ЕГАИС за 3 квартал 2016 года установлено несоответствие данных деклараций и сведений о фиксации объема отгрузки алкогольной продукции в адрес в АО «Тандер» ИНН 2310031475 в разрезе КПП получателя, а именно:
Сопоставление данных по отгрузке из ЕГАИС и декларации форма 6 | |||||||||||||
ИНН получателя | КПП получател | Дата ТТН | Номер ТТН | Объем по ЕГАИС, | Объем по декларации, дал | Расхождение, дал | |||||||
2310031475 | 231045090 | 01.07.2016 | 4212 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 01.07.2016 | 4213 | 738 | 0,000 | 738 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 05.07.2016 | 4280 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 06.07.2016 | 4317 | 706,8 | 0,000 | 706,8 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 06.07.2016 | 4322 | 800,4 | 0,000 | 800,4 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 11.07.2016 | 4449 | 691,2 | 0,000 | 691,2 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 11.07.2016 | 4450 | 831,6 | 0,000 | 831,6 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 14.07.2016 | 4564 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 15.07.2016 | 4614 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 18.07.2016 | 4663 | 706,8 | 0,000 | 706,8 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 27.07.2016 | 4926 | 784,8 | 0,000 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 29.07.2016 | 4996 | 769,2 | 0,000 | 769,2 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 04.08.2016 | 5144 | 800,4 | 0,000 | 800,4 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 05.08.2016 | 5195 | 722,4 | 0,000 | 722,4 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 05.08.2016 | 5197 | 800,4 | 0,000 | 800,4 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 12.08.2016 | 5414 | 738 | 0,000 | 738 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 15.08.2016 | 5462 | 482,4 | 0,000 | 482,4 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 18.08.2016 | 5565 | 482,4 | 0,000 | 482,4 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 19.08.2016 | 5604 | 753,6 | 0,000 | 753,6 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 22.08.2016 | 5651 | 753,6 | 0,000 | 753,6 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 26.08.2016 | 5811 | 391,2 | 0,000 | 391,2 | |||||||
2310031475 | 231045090 | 29.08.2016 | 5851 | 753,6 | 0,000 | 753,6 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 01.07.2016 | 4212 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 01.07.2016 | 4213 | 0,000 | 738 | 738 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 05.07.2016 | 4280 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 06.07.2016 | 4317 | 0,000 | 706,8 | 706,8 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 06.07.2016 | 4322 | 0,000 | 800,4 | 800,4 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 11.07.2016 | 4449 | 0,000 | 691,2 | 691,2 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 11.07.2016 | 4450 | 0,000 | 831,6 | 831,6 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 14.07.2016 | 4564 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 15.07.2016 | 4614 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 18.07.2016 | 4663 | 0,000 | 706,8 | 706,8 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 27.07.2016 | 4926 | 0,000 | 784,8 | 784,8 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 29.07.2016 | 4996 | 0,000 | 769,2 | 769,2 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 04.08.2016 | 5144 | 0,000 | 800,4 | 800,4 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 05.08.2016 | 5195 | 0,000 | 722,4 | 722,4 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 05.08.2016 | 5197 | 0,000 | 800,4 | 800,4 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 12.08.2016 | 5414 | 0,000 | 738 | 738 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 15.08.2016 | 5462 | 0,000 | 482,4 | 482,4 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 18.08.2016 | 5565 | 0,000 | 482,4 | 482,4 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 19.08.2016 | 5604 | 0,000 | 753,6 | 753,6 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 22.08.2016 | 5651 | 0,000 | 753,6 | 753,6 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 26.08.2016 | 5811 | 0,000 | 391,2 | 391,2 | |||||||
2310031475 | 231045134 | 29.08.2016 | 5851 | 0,000 | 753,6 | 753,6 | |||||||
Фактически отгрузка ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» пива по вышеуказанным товарно-транспортным накладным в адрес АО «Тандер» ИНН 2310031475 с 01.07.2016 по 29.08.2016 осуществлялась по адресу: 350000, город Краснодар, поселок Индустриальный (КПП 231045090), что подтверждается первичными документами, представленными ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в ходе плановой выездной проверки, о чем составлен акт проверки от 21.07.2017 №уЗ- а604/08.
Из представленных ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» пояснений (исх.№443/2 от 26.06.2017, исх.№482 от 11.07.2017) следует, что общество отразило поставку пива в адрес АО «Тандер» ИНН 2310031475 в декларации по форме Приложения №6 за 3 квартал 2016 года в соответствии с разъяснениями Росалкогольрегулирования по измененному КПП на основании письма Росалкогольрегулирования от 23.10.2014 №Г-3541/12-03, по которому все поставки в 3 квартале 2016 года со старым КПП (231045090) отражены в декларации по форме Приложения №6 с новым КПП (2310031475).
По мнению должностного лица, при заполнении деклараций ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» невозможно было отнести поставку в адрес организаций, занимающихся оптово-розничной продажей, к поставке в адрес только оптовых (графа 10 формы Приложения №3) или только розничных организаций (графа 9 формы Приложения №3), в связи с чем, они правильно отразили поставку в адрес «других организаций» (графа 11 формы Приложения №3), поскольку отсутствовали сведения о виде осуществляемой деятельности, а в справочнике ЕГАИС указаны противоречивые сведения.
Как установлено пунктом 5.2 Порядка представления деклараций, в графе 9 «организациям розничной торговли» указывается объем продукции, отгруженный (поставленный, переданный) организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу продукции, в соответствии с сопроводительными документами; в графе 10 «организациям оптовой торговли» - объем продукции, отгруженный организациям оптовой торговли в соответствии с сопроводительными документами; в графе 11 «другим организациям» - объем продукции, отгруженный другим организациям в соответствии с сопроводительными документами.
В соответствии с требованиями Порядка заполнение деклараций осуществляется на основании сопроводительных документов, являющихся первичными документами бухгалтерского учета и составленными по унифицированным формам первичной учетной документации. Поскольку ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» зафиксировал в ЕГАИС поставку оптовым и розничным организациям, то и при заполнении деклараций следовало отразить объем отгружаемой продукции розничным организациям - в графе 9, оптовым организациями - в графе 10.
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в письме №15410/12-03 от 11.08.2017 указано, что ведение справочника организаций в ЕГАИС осуществляется в автоматическом режиме на основании данных государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по организациям - лицензиатам и на основе самостоятельного добавления данных в личном кабине портала еgаis.ru по организациям и индивидуальным предпринимателям, не имеющим соответствующих лицензий. Таким образом, для целей корректной работы портала, а также корректного отражения субъектами алкогольного рынка данных в декларациях и товаросопроводительных документах, сопровождающей оборот алкогольной продукции, организациям необходимо осуществлять мониторинг сведений, указанных на данном портале, на соответствие реальной деятельности.
Аналогичная информация содержится на сайте http://www.fsrar.ru/еgais в разделе «Часто задаваемые вопросы». Если сведения в справочнике ЕГАИС начинают содержать недостоверные сведения, необходимо направить повторный запрос на добавление организации посредством личного кабинета. Данные будут запрошены заново и при необходимости обновлены.
Пунктом п.5.2 Порядка в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрено раздельное отражение сведений об объеме продукции, отгруженной получателем, в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности.
Согласно пп.4 п.2 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 №582-ст (ред. от 29.03.2016), оптово- розничная торговля - это совмещение двух видов торговой деятельности: оптовой и розничной. Однако п.1 содержит понятие торговой деятельности (торговли) - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Таким образом, понятие «вид деятельности» и «вид торговой деятельности», к которому относится оптово-розничная продажа, не аналогичны с точки зрения заполнения деклараций. Согласно такому подходу, в графе 11 формы Приложения №3 следует отражать сведения о других организациях, деятельность которых вообще не связана с целями торговли и продаж, независимо от ее вида (например, при оказании услуг общественного питания, для изготовления кондитерских изделий и полуфабрикатов, содержащих алкоголь, и иных целей).
Довод Соколовой И.И. о том, что неправомерно отражать в декларации неосуществленную поставку (в связи с тем, что отгрузка продукции в адрес ООО ТД «Брандмейстер» фактически не была осуществлена, а документы были выписаны и зафиксированы в ЕГАИС), в связи с чем, общество отразило не поставку продукции в адрес контрагента как прочий приход, противоречит положениям действующего законодательства. Данный факт также является нарушением, искажением данных, поскольку объем продукции, возвращенный организации в соответствии с сопроводительными документами, отражается в Приложение №3 в графе 6 «возврат продукции». В Приложении №7 сведения о возвратах продукции от получателей указываются в соответствии с вышеуказанным порядком заполнения. В Приложении №3 в графе 7 «прочий приход» указывается: объем слива забракованной продукции на основании актов о браке продукции и сливе продукции; объем излишек продукции, выявленный при проведении инвентаризации; приход продукции, не указанной в графах 5 и 6; в графе 16 «прочие расходы» - расход продукции на лабораторные нужды, на технические цели и другие расходы, в том числе объем недостачи продукции, выявленный при проведении инвентаризации.
При этом у организации нет обязанности, якобы, отражать недостоверную информацию, как считает должностное лицо. ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» следовало направить в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в случае отсутствия технической возможности исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, организация направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации заявление с уточненными данными. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Следовательно, Общество имело возможность исправить ошибочную информацию в декларации.
Доводы Соколовой И.И. о поставке пива в АО «Тандер» ИНН 2310031475 и отражении её в декларации по форме Приложения №6 в соответствии с разъяснениями Росалкогольрегулирования по измененному КПП, по мнению суда, является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №154 (ред. от 15.05.2017), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Письмо Росалкогольрегулирования №Г-3541/12-03 от 23.10.2014 является разъяснением, которое дается конкретному субъекту алкогольного рынка применительно к его ситуации по официальному запросу.
Ссылка должностного лица на письмо по иному эпизоду несостоятельна, поскольку подключение к системе у производителей пива произошло с 01.10.2015, у оптовиков и иных организаций - с 01.10.2016. При возникновении вопроса об указании корректного КПП должностному лицу необходимо было в личном порядке обратиться в Росалкогольрегулирование для направления разъяснений, поскольку необходимость обращения в Росалкогольрегулирование обусловлена именно конкретными обстоятельствами каждого дела.
Декларации подлежат заполнению в соответствии с данными товаросопроводительных документов, являющихся первичными документами бухгалтерского учета и составляющихся по унифицированным формам первичной учетной документации, а также сведениями ЕГАИС. Обществом в нарушение требований законодательства с 01.07.2016 по 29.08.2016 в ЕГАИС указан старый КПП (231045090), а в декларациях за тот же период новый КПП (231045134). Таким образом, организацией представлены противоречивые сведения за один и тот же период, вне зависимости от доводов Общества.
У суда не вызывает сомнения, что должностное лицо – и.о. бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколова И.И. имела возможность для осуществления контроля за соблюдением обществом правил и норм, закрепленных Федеральным законом №171-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815, приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 №231, поскольку ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» располагало первичными документами, необходимыми для заполнения достоверных деклараций. Между тем и.о.бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И. не были приняты все зависящие от нее меры по контролю за их соблюдением.
Событие совершенного должностным лицом – и.о.бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И. правонарушения заключается в непринятии надлежащих мер к осуществлению контроля за соблюдением требований закона, предъявляемых к порядку подачи деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, в результате чего ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» допущено административное правонарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 3 квартал 2016 года.
Правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствует реализации управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу своих функций по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Вина должностного лица – и.о.бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И. в совершенном административном правонарушении подтверждается материалами дела об административном правонарушении, поскольку при достаточной степени заботливости и осмотрительности должностное лицо, ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применения закона и ответственности за невыполнение закона, могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования.
Совершенное должностным лицом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Действиям и.о.бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И. административным органом дана правильная квалификация в соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ, постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, с применением положений статьи 4.1.1. КоАП РФ административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение, поскольку ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» является субъектом среднего предпринимательства, нарушение допущено впервые, не повлекло за собой причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда, отсутствует имущественный ущерб.
Доводы Соколовой И.И., на основании которых она просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении, являются необоснованными и противоречат положениям действующего законодательства.
Исследовав обстоятельства дела, судья не усматривает оснований для удовлетворения жалобы, считает, что при вынесении постановления заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению или разрешению дела, административным органом не допущено.
При назначении административного наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Таким образом, оспариваемое постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу является законным и не подлежит отмене.
Разрешая требование должностного лица Соколовой И.И. об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения №07-17/638 от 13.09.2017, судья считает следующее.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, выносится в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью предупреждения совершения новых правонарушений в дальнейшем путем устранения причин и условий, способствовавших совершению рассмотренного должностным лицом правонарушения.
Представление носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
На основании части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Конструкция части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает право судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, при установлении конкретных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению вносить представления различным субъектам: как юридическому лицу, так и должностным лицам. Основанием для вынесения представления является факт совершения административного правонарушения, подтверждаемый постановлением о назначении административного наказания.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 №33-АД16-11).
Поскольку представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, оно может быть обжаловано вместе с таким постановлением.
Как усматривается из материалов дела, 13.09.2017 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в адрес и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И.вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Основанием для внесения представления явилось рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ, по факту непринятия должностным лицом – и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И. надлежащих мер к осуществлению контроля за соблюдением требований закона, предъявляемых к порядку подачи деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей при осуществлении ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» деятельности по производству пива и пивных напитков.
Согласно указанному представлению, на и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколову И.И. была возложена обязанность в течение месяца со дня получения представления принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и письменно сообщить о принятых мерах в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу.
Обжалуемое представление является мотивированным, вынесено в соответствии с положениями КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, после вынесения постановления о привлечении должностного лица – и.о. главного бухгалтера ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» Соколовой И.И. к административной ответственности по статьей 15.13 КоАП РФ, состав которого в действиях должностного лица административным органом доказан.
Доводы жалобы фактически сводятся к оспариванию вмененных Соколовой И.И. нарушений законодательства, установленных в постановлении о привлечении её к административной ответственности, и объективной стороны состава этого административного правонарушения.
Поскольку оснований для отмены и изменения постановления и представления должностного лица, предусмотренных статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено, постановление и представление должностного лица следует оставить без изменения, а жалобу Соколовой И.И. - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Фомиченко О.Н. от 12.09.2017 о привлечении Соколовой Ирины Игоревны к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения заместителя руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Фомиченко О.Н. от 13.09.2017 оставить без изменения, а жалобу Соколовой Ирины Игоревны - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти суток.
Судья Тихорецкого
городского суда: О.Л. Гончарова