дело № ххх
РЕШЕНИЕ
11 июля 2018 года <адрес>
Федеральный судья С. районного суда <адрес>Мельничук Е. В., при секретаре Казаковой О.П., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора М. «С. городской культурный центр» на постановление главного государственного инспектора С. и <адрес>ов по пожарному надзору от дд.мм.гггг№ ххх,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора С. и <адрес>ов по пожарному надзору от дд.мм.гггг должностное лицо – директор М. «С. городской культурный центр» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
Заявитель ФИО1 в обоснование доводов жалобы указывает, что дд.мм.гггг в ходе проверки в зданиях М. «С. городской культурный центр» по адресам: <адрес> и <адрес> главным государственным инспектором С. и <адрес>ов по пожарному надзору было установлено, что нарушены требования п.п. 2,33,35,39, п.42 пп. «в» «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гггг, № ххх; п.п.1.1, 15,таблицы № ххх «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требований, утвержденных ГУГМС МВД РВ и введенных в действие Приказом ГУГПС МВД РФ от дд.мм.гггг№ ххх. За совершение указанных нарушений должностным лицом вынесено постановление № ххх от дд.мм.гггг о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 6000 руб. Считает данное постановление подлежащим отмене. Указывает, что приняты следующие меры по устранению выявленных нарушений: разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; с работниками М. «С. городской культурный центр» проведен внеплановый инструктаж по пожарной безопасности; на пути к эвакуации № ххх Дворца культуры и эвакуационные пути со второго этажа в здании Дома культуры <адрес> дополнительно обозначены знаками пожарной безопасности; двери эвакуационных путей доступны для свободного открывания без ключа; ковровая дорожка, расположенная в зрительном зале по пути эвакуации, закреплена к полу; электролампы в подвальном помещении под сценой укомплектованы светильниками; обозначены места расположения огнетушителей; за ненадлежащее исполнение работниками возложенных на них обязанностей привлечены к дисциплинарному взысканию работники М.. Просит суд обжалуемое постановление отменить.
Заявитель ФИО1 в ходе судебного заседания сослались на малозначительность совершенного правонарушения, просила прекратить производство по делу.
Должностное лицо – главный государственный инспектор С. и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени, месте извещался, представил ходатайство, в котором просил жалобу рассмотреть без его участия.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
дд.мм.гггг в 12 ч. 00 мин. С. межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности М. «С. городской культурный центр», расположенного по адресу: <адрес>А, по результатам которой установлено, что директоромФИО1 допускаются нарушения требований пожарной безопасности.
дд.мм.гггг постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное заместителем С. межрайонного прокурора, направлено в ОНД С. и <адрес>ов УНД ГУ МЧС России по <адрес> для рассмотрения.
Постановлением № ххх главного государственного инспектора С. и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО2 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от дд.мм.гггг должностное лицо директор М. «С. городской культурный центр» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
Материалами установлено, что должностное лицо ФИО1 нарушила требования пп. 2,33,35,39, п.42 пп. «в» «Правил противопожарного режима в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх, пп.1.1., 15 таблицы № ххх «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», утверждённых ГУГПС МВД РФ и введённых в действие Приказом ГУГПСА МВД РФ от 24.074.1997 № ххх и допустила следующие нарушения: инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в М. «С. городской культурный центр», не соответствует требованиям, установленным разделом XVIII Правил (ППР в РФ п.2); на пути эвакуации зданий М. «С. городской культурный центр» по адресам: <адрес>А, <адрес> отсутствуют знаки пожарной безопасности (ППР в РФ п.33); запоры на дверях эвакуационных выходов зданий М. «С. городской культурный центр» по адресам: <адрес>А, <адрес> не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (ППР в РФ п.35); ковровая дорожка, расположенная в зрительном зале Дворца культуры М. «С. городской центр» по адресу: <адрес>А на пути эвакуации, не закреплена к полу (ППР в РФ п.39); в подвале Дворца культуры М. «С. городской центр» по адресу: <адрес> эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (ППР в РФ подп. «в» п.42); в доме культуры <адрес> по адресу: <адрес> отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие места расположения огнетушителей (п.1.1 «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования».)
В соответствии с положениями ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 37 Федерального закона от дд.мм.гггг №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от дд.мм.гггг № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п.2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх (ред. от дд.мм.гггг) «О противопожарном режиме» в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.
В соответствии с п.33 указанных Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Пунктами 35, 39 Правил предусмотрено, что запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации; Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах защиты с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу.
Пункт 42 Правил запрещает обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно п.1.1 «НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», утвержденных ГУГПС МВД РФ и введённых в действие Приказом ГУГПСА МВД РФ от 24.074.1997 № ххх, применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организации независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории РФ. Место расположения пожарного огнетушителя обозначается знаком, установленным п.15 таблицы № ххх НПБ 160-97.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ определено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дд.мм.гггг№ ххх «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приказом Комитета по культуре Администрации муниципального образования «С.<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх-ЛС ФИО1 назначена директором М. «С. городской культурный центр».
Как следует из объяснения должностного лица ФИО1 и подтверждается материалами дела, в том числе фотоматериалами, в настоящее время все выявленные нарушения устранены: разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил; с работниками М. «С. городской культурный центр» проведен внеплановый инструктаж по пожарной безопасности согласно требованиям, установленным разделом XVIII Правил; на пути к эвакуации № ххх Дворца культуры и эвакуационные пути со второго этажа в здании Дома культуры <адрес> дополнительного обозначены знаками пожарной безопасности; двери, эвакуационных путей доступны для свободного открывания без ключа; ковровая дорожка, расположенная в зрительном зале Дворца культуры на пути эвакуации, закреплена к полу; в подвальном помещении под сценой электролампы укомплектованы светильниками; в Доме культуры <адрес> обозначены места расположения огнетушителей; привлечены к дисциплинарной ответственности начальник хозчасти М. «СГКЦ» и художественный руководитель М. «СГКЦ».
При таких установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что заявителем приняты меры к устранению выявленных нарушений, административное правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности не повлекло вредных последствий, не причинило существенного ущерба охраняемым общественным отношениям, совершено впервые, имеются основания для признания его малозначительным.
Вследствие чего, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора С. и <адрес>ов по пожарному надзору от дд.мм.гггг в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения культуры «С. городской центр» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Освободить должностное лицо – директора муниципального бюджетного учреждения культуры «С. городской центр» ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной статьей 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и объявить устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора муниципального бюджетного учреждения культуры «С. городской центр» ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через С. районный суд.
Федеральный судья Е. В. Мельничук