ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-73/19 от 08.04.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Б. Дело № 12-73/2019

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Г.,

рассмотрев жалобу защитника ООО «Влантранс» - Раусова В.А. на постановление судьи Псковского городского суда от 04 февраля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Влантранс»,

У С Т А Н О В И Л:

Определением главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК таможенного пункта МАПП «Убылинка» Псковской таможни от 31 июля 2018 года в отношении ООО «Влантранс» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ.

Постановлением судьи Псковского городского суда от 04 февраля 2019 года действия ООО «Влантранс» переквалифицированы на часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией которой Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник ООО «Влантранс» Раусов В.А. ставит вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что имевшаяся на упаковке спорного товара маркировка, а также сведения в товаросопроводительных документах позволяли таможенному органу идентифицировать товар как «груши». Кроме того, полагает необоснованной переквалификацию действий Общества на часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ, поскольку данная норма не устанавливает ответственность за нарушения, связанные с маркировкой подкарантинного товара, а иные обстоятельства, которые могли быть отнесены к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, по делу не установлены.

В судебном заседании защитник ООО «Влантранс» - Раусов В.А. поддержал доводы жалобы.

Представитель Псковской таможни – С. считала обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ) по следующим основаниям.

Из дела следует, что (дд.мм.гг.) в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут на таможенный пост МАПП «Убылинка» Псковской таможни прибыло транспортное средство – седельный тягач «М.», VIN (****), регистрационный номер (****), с полуприцепом, регистрационный номер (****), под управлением водителя Ш.. Перевозчик – ООО «Влантранс» (<****>), транспортное средство следовало из Польши в Республику Казахстан.

При прибытии водителем были представлены товаросопроводительные документы: CMR от (дд.мм.гг.)(****), инвойс (****) от (дд.мм.гг.), фитосанитарный сертификат от (дд.мм.гг.)(****) в соответствии с которыми в грузовом отделении транспортного средства перемещался товар:

- яблоки свежие, ТН ВЭД ЕАЭС 08081080, страна происхождения - Польша, в количестве <данные изъяты> грузовых мест, общим весом брутто <данные изъяты> кг;

- груши свежие, ТН ВЭД ЕАЭС 08083090, страна происхождения - Польша, в количестве <данные изъяты> грузовых мест, общим весом брутто <данные изъяты> кг;

- грибы свежие, ТН ВЭД ЕАЭС 07095100, страна происхождения - Польша, в количестве <данные изъяты> грузовых мест, общим весом брутто <данные изъяты> кг.

Отправитель товара: <данные изъяты> (<данные изъяты>), получатель товара: <данные изъяты>.

В отношении вышеуказанного транспортного средства был выявлен профиль риска, в соответствии с которым было выдано поручение на проведение таможенного досмотра.

При карантинном фитосанитарном контроле (акт от (дд.мм.гг.)(****)) нарушений не выявлено, ввоз товара разрешен.

Вместе с тем, в ходе таможенного досмотра (АТД (****) от (дд.мм.гг.)) установлено, что на упаковках товара «груши свежие», код ТН ВЭД ЕАЭС 08083090, страна происхождения - Польша, размещённого в <данные изъяты> картонных ящиках, установленных на трёх деревянных поддонах, которые образуют <данные изъяты> грузовых места, общим весом брутто <данные изъяты> кг., имеются наклейки с маркировкой о товаре «Яблоки свежие» (указано на польском языке «Jblka swieze»).

Таким образом, на упаковках товара «груши свежие», которые фактически и перевозились, были закреплены информационные наклейки с маркировкой товара «яблоки свежие».

Ввиду того, что маркировка товара содержала недостоверную информацию о наименовании подкарантинной продукции, что не позволяло соотнести представленный при ввозе фитосанитарный сертификат (****) от (дд.мм.гг.) с фактически ввезённой частью товара («груши свежие»), должностным лицом таможенного поста МАПП «Убылинка» Псковской таможни было принято решение о запрете пропуска транспортного средства с товаром на таможенную территорию ЕАЭС (в Российскую Федерацию) и (дд.мм.гг.) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от (дд.мм.гг.)(****) в вину ООО «Влантранс» вменялось несоответствие маркировки на упаковке части подкарантинной продукции «груши свежие», в связи с чем не представлялось возможным идентифицировать и соотнести продукцию в точки зрения запретов и ограничений с предоставленным фитосанитарным сертификатом (****) от (дд.мм.гг.).

Определением от 13 сентября 2018 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение судье.

При рассмотрении дела судья пришел к выводу, что сам товар, заявленный в товаросопроводительных документах и в фитосанитарном сертификате, соответствовал фактически перевозимому товару, в связи с чем усмотрел основания для переквалификации действий ООО «Влантранс» на часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ по признаку сообщения недостоверных сведений о маркировке грузовых мест, с которой ошибочно отождествил маркировку на упаковках товара.

При этом, судья не учёл, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, характеризуется противоправным деянием, выражающимся в действиях по сообщению в таможенный орган недостоверных сведений при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения: о количестве грузовых мест; маркировке грузовых мест и грузов; наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров.

В соответствии с Обзором правоприменительной практики привлечения таможенными органами перевозчиков к ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющегося приложением к Письму ФТС России от 28 апреля 2007 года № 18-12/16242, противоправным в соответствии с законодательством об административных правонарушениях при международной перевозке автомобильным, морским (речным) и железнодорожным транспортом при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, либо при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств является сообщение таможенному органу недостоверных сведений о маркировке грузовых мест, а не о маркировке товара.

При этом под маркировкой грузовых мест следует понимать идентификационные условные обозначения, наносимые нам упаковку каждого грузового места (ящика, клетки, мешка и т.п.), содержащие данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Маркировка указывается на упаковке грузового места, а сведения о нанесённой маркировке – в документах на груз. Событие правонарушения, предусмотренное частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, будет иметь место в случае несоответствия сведений о маркировке грузовых мест, указанных в представляемых таможенному органу документах, фактической маркировке, нанесённой на грузовые места.

Представление иных недостоверных сведений таможенному органу не влечет административной ответственности по указанной статье.

В соответствии с Методическими рекомендациями, изложенными в Письме ФТС России от 28 июня 2013 года № 18-12/27777, под маркировкой грузовых мест следует понимать идентификационные условные обозначения, наносимые на упаковку каждого грузового места (ящика, клетки, мешка и т.п.), содержащие данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Маркировка указывается на упаковке грузового места, а сведения о нанесённой маркировке – в документах на груз. При несоответствии сведений о маркировке грузовых мест, указанных в транспортных и коммерческих документах, фактической маркировке, нанесённой на грузовые места, имеет место событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Предметом административного правонарушения в данном случае будет товар, размещённый в грузовом месте, маркировка которого не совпадает с указанной в транспортных и коммерческих документах.

При определении понятий «грузовое место», «упаковка» следует применять понятия, употребляемые в международных правовых актах.

Так, согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций (Рекомендация № 21/Rev.1 Европейской экономической комиссии ООН «Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки» от августа 1994 года):

-«грузовое место» - конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как-то поддоны и контейнеры;

-«упаковка» - материалы и компоненты, используемые при любых упаковочных операциях для упаковки, хранения и защиты готовых изделий или материалов во время транспортировки;

-«вид упаковки» - форма или конфигурация грузового места в том виде, в каком оно представлено для транспортировки.

Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «грузовое место» - материальный объект, принятый для перевозки.

Пунктами 31-35 указанных Правил закреплено, что при предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место. Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.

К основным маркировочным надписям относятся: полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя; количество грузовых мест в партии груза и их номера; адреса пунктов погрузки и выгрузки.

К дополнительным маркировочным надписям относится машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток, в том числе символы автоматической идентификации и сбора данных о грузе.

К информационным маркировочным надписям относятся масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах); линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.

Манипуляционные знаки являются условными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке, и определяют способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хранении груза.

В соответствии с пунктом 37 Правил маркировочные надписи и манипуляционные знаки наносятся в соответствии со стандартами и техническими условиями на груз, тару и упаковку. Маркировка осуществляется нанесением маркировочных надписей непосредственного на грузовое место или с помощью наклеивания ярлыков.

Таким образом, понятие «маркировка грузового места» («отгрузочная маркировка»), как необходимый способ идентификации перевозимого товара для целей погрузочно-разгрузочных работ, имеет принципиальное отличие от понятия «маркировка каждой упаковки подкарантинного товара», требования к которой установлены пунктом 37 раздела V Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 года № 157 «Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза» и которая предусматривает наличие на такой маркировке информации о наименовании продукции, стране и месте ее происхождения, стране-экспортере и (или) стране-реэкспортере, за исключением случаев перемещения по таможенной территории Союза подкарантинной продукции (код из 0807 ТН ВЭД ЕАЭС) навалом, для целей соблюдения установленных запретов и ограничений.

Из имеющегося в деле акта таможенного досмотра следует, что товар «груши свежие», находящийся в <данные изъяты> картонных коробках, фактически образовывал <данные изъяты> грузовых места, сведения о маркировках которых в акте не указаны, а имеющиеся маркировки на упаковках товара относились непосредственно к самому подкарантинному товару.

При таких обстоятельствах, судьёй Псковского городского суда неправильно определены обстоятельства дела, в связи с чем действия ООО «Влантранс» неправильно квалифицированы по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Несоответствие маркировки на упаковке части подкарантинной продукции «груши свежие» делает невозможным ее идентификацию и соотнесение с представленным фитосанитарным сертификатом (****) от (дд.мм.гг.) с точки зрения соблюдения запретов и ограничений, то есть в настоящем деле усматривается несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативно-правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, то есть признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 16.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, обратная переквалификация действий ООО «Влантранс» невозможна исходя из правила, установленного пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которого изменение постановления по делу об административном правонарушении невозможно в случае, если усиливается наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, поскольку санкция статьи 16.3 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание для юридического лица, чем часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Таким образом, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях ООО «Влантранс» состава административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Псковского городского суда от 04 февраля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Влантранс» отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина