дело №12–73/2019
Р Е Ш Е Н И Е
с. Кочубеевское 11 ноября 2019 года
Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Гедыгушев А.И.,
с участием: старшего помощника прокурора Кочубеевского района Кобозева К.Н.,
представителя должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по протесту прокурора Кочубеевского района Ставропольского края на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении дела в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О., в связи с отсутствием события административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд с протестом на постановление заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении дела в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В обоснование протеста заместитель прокурора Кочубеевского района Ставропольского края указал, что с данным постановлением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства.
Прокуратурой района в ходе выполнения задания прокуратуры Ставропольского края от 30.07.2019 года № 7/2-42-2019 «О проведении проверки соблюдения законодательства при использовании денежных средств выделенных на реализацию национальных проектов» установлено, что согласно разделу 4 Инструкции по заполнению заявки документации аукциона в электронной форме на ремонт автомобильной дороги на участке по ул.Мира от ул.Ленина в с.Заветном, утвержденной ФИО2, заявка участников закупки подлежит отклонению в случае непредставления им выписки из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учредительные документы и документы, удостоверяющие личность участника закупки.
То есть, заказчик фактически требует предоставить указанные документы в составе заявки на участие в электронном аукционе.
В статье 66 ФЗ № 44 содержится исчерпывающий перечень документов и информации, которые должна содержать заявка на участие в аукционе. Выписки из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учредительные документы и документы, удостоверяющие личность участника закупки в ней отсутствуют. В части 6 этой статьи закреплено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, не допускается.
Указанные документы предоставляются оператором электронной площадки проведения электронного аукциона, на котором рассматриваются первые части заявок участников торгов, содержащие согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также предложения о снижении цены контракта.
Данное требование направлено на исключение возможности заказчика идентифицировать участника торгов и создать для него необоснованные преимущества.
В нарушение ст.26.11 КоАП РФ должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, требования ФЗ №44 не были исследованы, что привело к ошибочному выводу о соответствии ФЗ №44 требований заказчика о предоставлении участниками закупки выписок из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учредительные документы и документы, удостоверяющие личность участника закупки.
Кроме того, ФАС России в письме от 01 июля 2014 года № АЦ/26362/14 разъяснила, что установление заказчиком в документации об аукционе ненадлежащей инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Просит отменить постановление заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении дела в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. и направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кочубеевского района Кобозев К.Н. поддержал протест по основаниям, изложенным в нём, просил отменить постановление заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении дела в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. и направить на новое рассмотрение.
В судебное заседание должностное лицо – глава муниципального образования Заветненский сельсовет Меда И.О. не явился, хотя о времени и месте рассмотрения протеста прокурора был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. В суд от него поступили возражения на протест прокурора, согласно которым просит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении дела в отношении него оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения. В обоснование возражений указал, что документация об электронном аукционе на ремонт участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул.Мира (от ул. Ленина) в селе Заветное Кочубеевского района Ставропольского края утверждена 19.02.2019 года постановлением администрации муниципального образования Заветненский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края. Документация на проведение электронного аукциона подана в Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по форме опубликованной на сайте комитета в разделе «Образцы документов». При подготовке документации руководствовались рекомендациями комитета, опубликованными в соответствующем разделе сайта. Требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, а также содержатся в примерной форме документации об электронном аукционе, утвержденной приказом комитета от 10.07.2019 № 01-05/1085 (далее - примерная форма). Требования к составу заявки установлены в строгом соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Из положений ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничится подготовкой раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» или «Локально-сметный расчет». В составе документации опубликован «локальный сметный расчет
№1». По вопросу размещения проектной документации указал, что обязанность Заказчика размещения проектной документации в составе документации о закупке установлена только с 01.07.2019 года (п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ). Обращает внимание на тот факт, что вторые части заявок всех участников признаны соответствующими требованиям аукционной документации, что подтверждает отсутствие злоупотреблений со стороны заказчика. Кроме того, отсутствие запросов участников на разъяснения требований документации подтверждает факт того, что у участников не возникло трудностей при формировании заявки на участие, а также на тот факт, что запросы разъяснений на положения документации не поступали. Таким образом, документация об аукционе в электронной форме сформирована с учетом требований Федерального закона №44-ФЗ, не устанавливают дополнительных требований к участникам закупок и не ограничивает конкуренцию. Действия Заказчика выраженные в установлении требований о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе №0121200004719000160 «Ремонт участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Мира (от ул. Ленина) в селе Заветное Кочубеевского района Ставропольского края» информации и документов в полной мере соответствует нормам и требованиям Федерального закона № 44-ФЗ (ст. 66, 69, 68, 31,33 Закон № 44- ФЗ). Вышеуказанные доводы учтены У ФАС по Ставропольскому краю постановлением от 24.09.2019 года дело об административном правонарушении № 026/04/7.30-1439/2019 обоснованно прекращено.
В судебном заседании представитель должностного лица - ФИО1 также возражала против удовлетвоерния протеста прокурора об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении дела в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О., поскольку считает вынесенное постановление законным и обоснованным по доводам указанным в возражениях ее доверителя. Просит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении дела в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.
Выслушав старшего помощника прокурора Кочубеевского района, представителя лица, в отношении которого рассматривается протест на постановление по делу об административном правонарушении, проверив и изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста и возражений главы администрации, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. прекращено в связи с отсутствием в его действиях административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ – установление требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок информации и документов.
В соответствии с п.12 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 «О противодействии коррупции» основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержаться исчерпывающие требования к участникам аукциона. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.64 ФЗ № 44 от 05.04.2013 года документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию а таком аукционе.
Согласно ст.66 ФЗ от 05.04.2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч.3 и 5 настоящей статьи, не допускается.
В нарушение перечисленных требований закона, главой муниципального образования Заветненский сельсовет ФИО2 утверждена документация об аукционе в электронной форме на ремонт автомобильной дороги на участке по ул. Мира от ул. Ленина в с.Заветном, из содержания раздела 4 «Инструкция по заполнению заявки» следует, что участник закупки должен для участия в аукционе в составе заявки предоставить выписки из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учредительные документы и документы, удостоверяющие личность участника закупки, идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 года № 504 с 01.07.2019 года ФЗ № 44 дополнен ст.24.1, согласно которого участники торгов предоставляют выписки из Единых реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учредительные документы и документы, удостоверяющих личность участника закупки, оператору электронной площадки, который обеспечивает их направление заказчику, в том числе путём информационного взаимодействия.
Более того, указанные документы предоставляются оператору электронной площадки после проведения электронного аукциона, на котором рассматриваются первые части заявок участников торгов, содержащие согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронной аукционе, а также предложения о снижении цены контракта.
Предоставление сведений об участнике аукциона до его проведения противоречит его целям и принципам – повышение конкуренции, эффективности и результативности осуществления закупок, единства контрактной системы, обеспечения их гласности и прозрачности.
Установленные должностным лицом зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обстоятельств дела, изложенные в постановлении о прекращении производства по делу от 24.09.2019 года, не подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю указанные выше обстоятельства не были исследованы, что привело к ошибочному выводу о соответствии Федеральному закону № 44 требований заказчика о предоставлении участниками закупки выписок из Единых реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учредительные документы и документы, удостоверяющих личность участника закупки. Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление о прекращении производства по делу от 24.09.2019 года в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О., подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 – 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Протест прокурора Кочубеевского района Ставропольского края на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении производства по делу в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 сентября 2019 года о прекращении производства по делу в отношении должностного лица – главы муниципального образования Заветненский сельсовет Меды И.О. в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ – отменить, направив дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток.
Судья: А.И. Гедыгушев