ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-73/19 от 25.06.2019 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 12-73/19

УИД 09RS0001-01-2019-000704-85

РЕШЕНИЕ

25 июня 2019 года город Черкесск

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Яичникова А.В., с участием представителя управляющего директора АО Карачаево-Черкесскэнерго Чотчаева Х.А. – Чагаровой Л.А., представителей Главного управления Карачаево – Черкесской Республики по тарифам и ценам – Пенгановой Х.Р., Урусова И.А., рассмотрев жалобу управляющего директора АО Карачаево-Черкесскэнерго Чотчаева Х.А. на постановление Главного управления Карачаево – Черкесской Республики по тарифам и ценам от 06.02.2019 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО Карачаево-Черкесскэнерго Чотчаева Ханафи Азрет - Алиевича,

УСТАНОВИЛ:

Управляющий директор АО Карачаево-Черкесскэнерго (далее по тексту - Общество) Чотчаев Х.А-А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением управляющий директор АО Карачаево-Черкесскэнерго Чотчаев Х.А-А. (далее по тексту - директор) обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить. Доводы жалобы основаны на том, что

Позиция заявителя, изложенная при обращении в суд, состоит в следующем. В действиях заявителя отсутствует событие вмененного ему административного правонарушения по статьи 9.15 КоАП РФ. Вывод Управления о том, что фактические затраты Общества, раскрытые на официальном сайте, расходятся с показателями за 2017 год, определенными отделом контрольно-ревизионной работы и ведения реестра Управления в ходе проведения плановой проверки за 2015 - 2017 г.г. и при установлении сбытовой надбавки, является ошибочным, так как формы (таблицы), которые сравнивались Управлением в ходе мониторинга, являются несопоставимыми. Таблица, сформированная Управлением по результатам проверки, сравнивает затраты утвержденные и фактические только по необходимой валовой выручке гарантирующего поставщика в части сбытовой надбавки. В тоже время таблица, опубликованная на официальном сайте Общества, раскрывает структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в составе общей выручки Общества, которая состоит, кроме сбытовой надбавки, из следующих затрат: «Стоимость покупной электроэнергии», «Услуги по передаче электрической энергии», «Услуги операторов рынка». Указанные данные полностью соответствуют годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год, которая также была опубликована также в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24. Приведенные расхождения не являются ложной информацией, как ошибочно считает Управление, а являются следствием различного подхода к группировке затрат, возникшей в ходе проверки. Проверяющие сотрудники Управления самостоятельно группировали затраты по оборотно-сальдовой ведомости 44 счета, чем и объясняется некорректная группировка затрат. Общество как гарантирующий поставщик на территории Карачаево- Черкесской Республики осуществляет согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности торговлю электрической энергией (ОКВЭД 35.14). Эта группировка включает: продажу электроэнергии пользователю; контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью. Соответственно, все функции, осуществляемые Обществом как гарантирующим поставщиком, относятся к одному виду деятельности. У заявителя отсутствует раздельный учет по расходам, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, а также на прочих потребителей и сетевые организации. Согласно учетной политике предприятия Бухгалтерский учет ведется в стандартной версии компьютерной программы «1C: Предприятие 8.3». Общество создает регистры на машинных носителях по формам, предусмотренным программой, аналитический учет расчетов с потребителями электроэнергии ведется в программе «СТЕК-Энерго» раздельно по юридическим и физическим лицам. Общество создает регистры на машинных носителях по формам, предусмотренными программами. Кроме того, Управление при вынесении оспариваемого постановления не привело ссылку на нормативную базу, в которой указано, что подлежащая раскрытию информация раскрывается гарантирующим поставщиком исключительно по регулируемому виду деятельности. При таких обстоятельствах постановление Управление о назначении административного наказания от 06.02.2019 является незаконным и подлежит отмене.

Представитель директора в судебном заседании поддерживает заявленные требования со ссылкой на изложенные в заявлении доводы.

Представители Управления в судебном заседании указали, что Управление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, просят оставить оспариваемое постановление без изменения, указывают, что в действиях директора имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ. Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Карачаево- Черкесской Республики и осуществляет регулируемый государством вид деятельности. Деятельность гарантирующих поставщиков по сбыту электроэнергии подлежит государственному регулированию (пункт 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), в связи с чем, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливаются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 24данного Федерального закона). В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.01.200 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с данным документом. В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Стандартов подлежит раскрытию информация о структуре и объеме затратах на производство и реализацию товаров, работ и услуг. Опубликованная Обществом на своем официальном сайте информация о структуре и объеме затрат на производство и реализации товаров (работ, услуг) за 2017 год содержит недостоверные сведения по ряду показателей. Например, плановые показатели, указанные в размещенной информации, отличаются от утвержденных Управлением при установлении тарифа на 2017 год, фактические затраты Общества, раскрытые на официальном сайте, расходятся с показателями за 2017 год, определенными Управлением в ходе проведения плановой проверки Общества за 2015 - 2017 годы. При этом согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лип независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации. В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций. На основании чего Управление уполномочено проверять информацию, которая касается исключительно регулируемой деятельности. Публикация информации о составе тарифов необходима для доведения сведения населению, а также прозрачности деятельности регулируемой организации. В нарушение требований Стандартов Общество не опубликовало достоверные данные, подлежащие публикации, в связи с чем, директор был правомерно привлечен к административной ответственности по статье 9.15. КоАП РФ.

Суд, изучив изложенные в заявлении, заслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 05.03.1998 Администрацией города Черкесска Карачаево-Черкесской республики.

В качестве основного вида своей предпринимательской деятельности Общество занимается торговлей электроэнергией (ОКВЭД 35.14).

Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики и осуществляет регулируемый государством вид деятельности. Постановлением Управления от 13.10.2006 № 24 (в редакции от 11.05.2015 № 9) определена граница зона деятельности Общества как гарантирующего поставщика электрической энергии - в пределах административной границы Карачаево-Черкесской Республики.

Являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии, Общество в силу закона обязано раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 (далее по тексту - Стандарты раскрытия информации).

Информацию, подлежащую раскрытию, Общество размещает на своем официальном сайте http://www.kchenergo.ru.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка и розничных рынков электрической энергии отделом контрольно-ревизионной работы и ведения реестра Управления был проведен осмотр официального интернет-сайта Общества (http://www.kchenergo.ru).

В результате осмотра интернет-сайта заявителя Управлением было установлено, что информация, раскрытая Обществом в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации (а именно - структура и объем затрат на производство и реализации товаров (работ, услуг) за 2017 год), содержит недостоверные сведения по ряду показателей.

Так, плановые показатели, указанные в размещенной Обществом информации отличаются от показателей, утвержденных рабочей группой Управления при установлении тарифа на 2017 год, фактические затраты Общества, раскрытые на официальном сайте, расходятся с показателями за 2017 год, определенными отделом контрольно-ревизионной работы и ведения реестра Управления в ходе проведения плановой проверки Общества за 2015 -2017 г.г.

Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения Управлением в отношении директора дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ.

Уведомлением от 24.01.2019 № 97 Управление сообщило заявителю о необходимости направления своего представителя 30.01.2019 в 15 часов 40 минут для дачи объяснений по факту выявленного нарушения и участия в процедуре составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ.

Уведомление от 24.01.2019 № 97 было вручено директору нарочным 24.01.2019, о чем свидетельствует входящий штамп заявителя на уведомлении.

30.01.2019 директором были представлены Управлению объяснения по делу об административном правонарушении.

Управлением 30.01.2019 с участием директора Общества был составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ.

Определением от 30.01.2019 Управление назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 06.02.2019 на 15 часов 00 минут, определение было вручено нарочно 30.01.2019 представителю директору.

Директором 06.02.2019 были представлены Управлению дополнительные объяснения по делу об административном правонарушении (исх. от 06.02.2019 №01/561).

По результатам рассмотрения административного дела Управлением 06.02.2019 было вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Считая постановление от 06.02.2019 незаконным, Директор обратился в Черкесский городской суд с данным заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.51 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.51 КоАП РФ, в пределах своих полномочий вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.51 КоАП РФ).

Из изложенного следует, что, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 23.51, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ, а также рассматривать указанные дела уполномочены должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.2015 № 285 «Об утверждении Положения и структуры Главного управления Карачаево- Черкесской Республики по тарифам и ценам» Управление является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) и контроля за тарифами (ценами).

Следовательно, составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение административного дела относится к компетенции должностных лиц Управления, у которых имелись полномочия на составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью статьей 9.15 КоАП РФ.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.

В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ правонарушения, директору вменено нарушение требований подпункта «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации, выразившееся в размещении гарантирующим поставщиком электрической энергии на своем официальном сайте недостоверных сведений о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности Общества является торговля электроэнергией, следовательно, заявитель является субъектом розничного рынка электрической энергии.

Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики и осуществляет регулируемый государством вид деятельности. Постановлением Управления от 13.10.2006 № 24 (в редакции от 11.05.2015 № 9) определена граница зона деятельности Общества как гарантирующего поставщика электрической энергии - в пределах административной границы Карачаево-Черкесской Республики.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по утверждению стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих Стандартов.

На основании статей 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 21.01.2004 № 24 утвердило Стандарты раскрытия информации.

Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации данный документ в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, статьями 8 и 8.1 Федерального закона «О естественных монополиях» устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Понятия, используемые в Стандартах раскрытия информации, употребляются в значениях, определенных Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с данным документом.

В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22 (2) данного документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской

Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 4 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети «Интернет», где информация размещается в полном объеме.

Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.

Фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более одного календарного года (пункт 5 Стандартов раскрытия информации).

Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Стандартов раскрытия информации).

В силу подпункта «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, в том числе, обязаны раскрывать информацию о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг.

С учетом изложенных обстоятельств и норм права заявитель, являющийся субъектом розничного рынка электрической энергии и гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики, на основании пункта 2, подпункта «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации обязан раскрывать информацию о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг.

Из материалов дела усматривается, что заявителем на своем официальном сайте http://www.kchenergo.ru была опубликована информация о расходах на производство и реализацию, относимых на услуги Общества за 2017 год.

Недостоверность раскрытой Обществом на своем официальном сайте информации о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год Управление усмотрело в связи со следующим.

Управлением было установлено, что:

плановые показатели, указанные в размещенной Обществом информации, отличаются от плановых показателей, утвержденных рабочей группой Управления при установлении тарифа на 2017 год;

фактические затраты Общества, раскрытые на официальном сайте, расходятся с показателями за 2017 год, определенными отделом контрольно-ревизионной работы и

ведения реестра Управления в ходе проведения плановой проверки Общества за 2015 - 2017 годы.

Государственное регулирование деятельности субъектов в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ и основывается на принципе обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, и корреспондирующему ему принципу обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

Деятельность гарантирующих поставщиков по сбыту электроэнергии подлежит государственному регулированию (пункт 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ), в связи с чем органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливаются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

В соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее по тексту - Правила №1178) в адрес Управления Обществом были представлены материалы для определения экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика на 2017 год.

Заключением рабочей группы Управления была утверждена необходимая валовая выручка Общества как гарантирующего поставщика электрической энергии на 2017 год, в графе «4» приведенной в оспариваемом постановлении от 06.02.2019 таблицы указаны плановые цифры, рассчитанные при установлении сбытовой надбавки Общества, подлежащие раскрытию, в графе «5» - соответствующие показатели по бухгалтерской отчетности Общества.

При сравнении данных двух таблиц видно, что плановые показатели расходов на производство и реализацию, относимых на услуги Общества за 2017 год, размещенные Обществом на официальном сайте http://www.kchenergo.ru, существенным образом отличаются от соответствующих показателей структуры и объема затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год, которые были представлены Обществом и учтены Управлением при утверждении необходимой валовой выручки Общества как гарантирующего поставщика электрической энергии на 2017 год.

Материалами дела опровергается довод заявителя о том, что указанные расхождения в значениях показателей расходов (затрат) на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год являются следствием исключительно различного подхода к группировке указанных видов затрат Обществом и сотрудниками Управления в ходе утверждения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика и в ходе плановой проверки Общества за 2015 - 2017 годы.

Расхождения по большинству показателей являются столь значительными, что не могут быть объяснены лишь различным подходом к группировке затрат Общества.

Обоснованным суд считает вывод Управления о том, что такая разница в плановых показателях о расходах (затратах) на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год может объясняться лишь тем, что Обществом при публикации на своем сайте подлежащих раскрытию в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации сведений о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) включило в них общие сведения о затратах из годовой бухгалтерской отчетности организации.

Это означает, что помимо информации о затратах по регулируемой и входящей в компетенцию Управления при утверждении необходимой валовой выручки и сбытовой надбавки Общества как гарантирующего поставщика электрической энергии на 2017 год деятельности в опубликованные на официальном сайте Общества сведения также была включена информация о расходах (затратах) по деятельности заявителя, которая не учитывается для целей утверждения НВВ и сбытовой надбавки, а именно - о затратах на приобретение покупной электроэнергии, на услуги по передаче электрической энергии, услуги операторов рынка электрической энергии и мощности.

Данное обстоятельство также подтверждается тем, что в составе опубликованной Обществом на своем официальном сайте информации о расходах на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год отдельной строкой указаны такие направления расходов как расходы на приобретением покупной электроэнергии - 1 056 213,3 тыс. руб., расходы по передаче электрической энергии (РСК) - 1 226 180,7 тыс. руб., услуги операторов рынка - 2 852 тыс. руб.

Из приведенных цифровых показателей наглядно видно, что общий размер расходов заявителя на приобретение покупной электроэнергии, на передачу электрической энергии (РСК), на услуги операторов рынка составляет 89 % (2 285 263,5 тыс. руб.) от общего размера опубликованных Обществом на официальном сайте размера плановых расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год (2 551 263,5 тыс. руб.).

Таким образом, существенная разница между показателями затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в 2017 году, опубликованными (раскрытыми) Обществом на своем официальном сайте и ранее представленными Управлению при утверждении необходимой валовой выручки, объясняется как включением в общий размер затрат организации не только расходов заявителя на приобретение покупной электроэнергии, на передачу электрической энергии, на услуги операторов рынка отдельной строкой, так и включением Обществом в состав иных соответствующих затрат (материальные расходы, материалы, амортизационные отчисления, прочие расходы, арендная плата и т.д.) расходов Общества по указанным направлениям, понесенных при осуществлении нерегулируемой Управлением деятельности.

Суд принимает во внимание, что представитель директора сама при обращении в суд фактически признала указанное обстоятельство, указав в заявлении, что приведенная в оспариваемом постановлении Управления таблица, сформированная при утверждении НВВ и сбытовой надбавки, а также по результатам проверки Общества за 2015 - 2017 г.г., сравнивает затраты только по необходимой валовой выручке гарантирующего поставщика в части сбытовой надбавки.

Представитель директора признала в своем заявлении, что таблица расходов, опубликованная на официальном сайте Общества, раскрывает структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в составе общей выручки Общества, которая, помимо сбытовой надбавки, состоит из следующих затрат: «Стоимость покупной электроэнергии», «Услуги по передаче электрической энергии», «Услуги операторов рынка». Данные сведения полностью соответствуют бухгалтерскому балансу Общества. Годовая бухгалтерская отчетность Общества за 2017 год также опубликована в соответствии со Стандартами раскрытия информации (http://www.kchenergo.ru/klientarn/standarty-raskrytiya- informatsii.html).

Неправильным суд считает вывод заявителя о том, что все функции, осуществляемые Обществом как гарантирующим поставщиком электрической энергии, относятся к одному и тому же регулируемому виду деятельности.

Директор необоснованно оценивает регулируемую Управлением деятельность гарантирующего поставщика на территории Карачаево-Черкесской Республики лишь применительно к присвоенному заявителю согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности коду 35.14 «Торговля электрической энергией», включающему в себя продажу электроэнергии пользователю, контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с данным Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на всей территории Российской Федерации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 2 Правил № 1178 определено:

«необходимая валовая выручка» - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования;

«регулируемая деятельность» - деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» подлежат государственному регулированию.

В силу пункта 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

Согласно пункту 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются для следующих групп потребителей: население и приравненные к нему категории потребителей; сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии; прочие потребители - дифференцированно по подгруппам в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт). Сбытовые надбавки ГП для каждой из групп (подгрупп) потребителей устанавливаются региональными регулирующими органами в рублях за киловатт-час (далее - руб./кВт*ч) без учета налога на добавленную стоимость. При расчетах потребителей (покупателей) с ГП налог на добавленную стоимость учитывается дополнительно (пункт 5).

Согласно пункту 6.3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

На основании пункта 18 Правил № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на топливо; расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442; расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; прочие расходы.

Из систематического толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что затратами на производство и реализацию товаров, работ и услуг Общества как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики являются затраты, подлежащие включению в необходимую валовую выручку при установлении сбытовой надбавки органами государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации.

Таким образом, применительно к раскрытию информации гарантирующего поставщика электрической энергии о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (подпункт «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации) включенные в необходимую валовую выручку затраты Общества не могут содержать затраты на передачу электрической энергии, стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке и инфраструктурные платежи (оператору торговой системы).

Суд учитывает, что согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Одним из основных принципов, которые должны соблюдаться при государственном регулировании цен (тарифов), является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.

Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, иными категориями потребителей, а также сетевыми организациями для целей компенсации потерь в электрических сетях.

Раздельный учет для целей, предусмотренных статьей 43 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике утвержден приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 (далее по тексу - Порядок № 585).

Порядок № 585 устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (пункт 1).

Пунктом 2 Порядка № 585 определено, что ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Как следует из пункта 14 Порядка № 585, принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, гарантирующие поставщики ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике гарантирующего поставщика.

Представитель директора в своих письменных пояснениях признает, что у него отсутствует раздельный учет по расходам, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, а также на прочих потребителей и сетевые организации.

Согласно учетной политике Общества бухгалтерский учет ведется в стандартной версии компьютерной программы «1C: Предприятие 8.3». Общество создает регистры на машинных носителях по формам, предусмотренным программой. Аналитический учет расчетов с потребителями электроэнергии ведется в программе «СТЕК-Энерго» раздельно по юридическим и физическим лицам. Общество создает регистры на машинных носителях по формам, предусмотренными программами.

С учетом совокупного толкования приведенных выше правовых норм организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации.

Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.

Таким образом, отсутствие ведения Обществом раздельного учета расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, а также на прочих потребителей и сетевые организации, является одной из причин опубликования Обществом на своем официальном сайте в составе подлежащей раскрытию информации за 2017 год о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (подпункт «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации) информации о расходах не только в отношении регулируемой Управлением деятельности, но и о расходах на передачу электрической энергии, стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке и инфраструктурные платежи (оператору торговой системы). Вместе с тем суд считает, что в данном случае причины опубликования Обществом подлежащей раскрытию информации о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год с включением в ее состав расходов затрат на нерегулируемую Управлением деятельность гарантирующего поставщика электрической энергии, не имеют решающего значения для целей установления достоверности подлежащих раскрытию сведений.

В соответствии с пунктом 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации.

При этом согласно целью раскрытия информации является обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а также предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии (пункт 1 Стандартов раскрытия информации).

В компетенцию Управление входит, в том числе, проверка информации, которая касается исключительно регулируемой деятельности. Публикация информации о составе тарифов необходима для доведения ее до сведения населению, а также обеспечивает прозрачность деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии.

Суд согласен с позицией Управления о том, что сам факт включения Обществом в информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Стандартов раскрытия информации, сведений не только о расходах гарантирующего поставщика, учитываемых при установлении необходимой валовой выручки и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, но расходов на осуществление деятельности, не подлежащей регулированию органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, потенциально создает возможность (угрозу) получения неограниченным кругом лиц неверной (недостоверной) информации, то есть принципиально противоречит приведенным выше положениям Стандартов раскрытия информации, Федерального закона от 26.03.2003 No 35-ФЗ, Правил No 1178.

В силу вышеизложенного суд считает вывод Управления об опубликовании Обществом на своем официальном сайте информации о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2017 год, не отвечающей требованиям достоверности и не соответствующей Стандартам раскрытия информации, правильным, в силу чего в данном случае в деянии Общества имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.

С позицией директора о том, что в его действиях отсутствует событие вмененного административного правонарушения, а требования действующего законодательства им соблюдены, суд не может согласиться по приведенным выше причинам.

Суд, оценив представленные в деле доказательства и доводы сторон в их совокупности, приходит к выводу о том, что факт нарушения директором требований Стандартов раскрытия информации подтверждается материалами дела. В действиях диретора имеются признаки объективной стороны вмененного состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших надлежаще исполнить требования действующего законодательства, заявителем в материалы дела не представлено.

Директором в суд не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для соблюдения публично-правовой обязанности, за нарушение которой статьи 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Данные обстоятельства подтверждают наличие в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, вины в совершении вмененного административного правонарушения.

Суд, учитывая, что заявителем не приведены какие-либо доводы, свидетельствующие об исключительных обстоятельствах, связанных с характером совершенного им административного правонарушения и его последствиями, не предоставлены доказательства того, что уплата назначенного постановлением Управления от 06.02.2019 административного штрафа повлечет существенное ограничение прав заинтересованного лица и приведет к наступлению необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего ведения хозяйственной деятельности, приходит к выводу об отсутствии оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела. Наказание назначено в пределах санкции, установленной статьей 9.15 КоАП РФ, в минимальном размере.

При таких обстоятельствах постановление Управления от 06.02.2019 о назначении административного наказания является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление Главного управления Карачаево – Черкесской Республики по тарифам и ценам от 06.02.2019 года, по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО Карачаево-Черкесскэнерго Чотчаева Ханафи Азрет - Алиевича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.

Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова