ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-73/20 от 23.06.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Щелчкова Н.А. Дело № 77-178/2020

(№12-73/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 23 июня 2020 года

Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 на решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества (далее - ПАО) «Т Плюс»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 от 10 января 2020 года ПОА «Т Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 13 мая 2020 года приведенное постановление должностного лица изменено. Из постановления исключены выводы о наличии в действиях ПАО «Т Плюс» состава правонарушения по загрязнению водного объекта в связи с превышением ПДК р/х по фенолам и железу. В остальной части постановление, в том числе назначенное наказание, оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, обратилось в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, поскольку судьей районного суда неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что имеющимися в деле доказательствами достоверно подтверждено, что деятельность Кировской ТЭЦ-3 связана с выбросами фенола и железа, наличие которых выявлено в результате проведенных «ЦЛАТИ по Костромской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» исследований проб поверхностной воды, отобранных при участии представителя предприятия ФИО2 По мнению автора жалобы, при вынесении решения судьей необоснованно были приняты во внимание итоги отбора проб, проведенного ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», в результате чего оставлен без внимания протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 10 октября 2019 года, составленного сотрудниками Управления, согласно которому отбор проб филиалом «ЦЛАТИ по Костромской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» произведен в соответствии с требованиями ГОСТа 31861-2012, ПДН Ф 12.15.1-08, с проведением видеосъемки, при участии представителя предприятия и отсутствии замечаний от него. В связи с чем указывает на незаконность исключения из постановления по делу об административном правонарушении выводов по загрязнению ПОА «Т Плюс» водного объекта в связи с превышением ПДК р/х по фенолам и железу.

В письменных возражениях защитник юридического лица, указывая на законность и обоснованность судебного решения, просил оставить его без изменения, жалобу должностного лица без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, письменных возражений, заслушав должностное лицо, вынесшее постановление, - ФИО1, представителя административного органа ФИО3, защитника юридического лица ФИО4, прихожу к следующему.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правовое регулирование охраны водных объектов от загрязнения и засорения определено Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среде» (далее - Закон об охране окружающей среде).

В силу положений статьи 4 Закона об охране окружающей среды поверхностные водные объекты относятся к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Кировской области от 10 сентября 2019 года, изданного на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденного приказом Управления от 30 октября 2018 года №928, в период с 01 октября 2019 года по 28 октября 2019 года проведена проверка в отношении ПАО «Т Плюс»:

- филиал «Кировский» ПАО «Т Плюс- Кировская ТЭЦ-3 – объект 33-0143-001016-П»;

- филиал «Кировский» ПАО «Т Плюс- Кировская ТЭЦ-4 – объект 33-0143-001007-П»;

- филиал «Кировский» ПАО «Т Плюс- Кировская ТЭЦ-5 – объект 33-0143-001006-П»,

с целью федерального государственного экологического надзора, соблюдения хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что ПАО «Т Плюс» осуществляет хозяйственную деятельность и иную деятельность на основании Устава ПАО «Т Плюс», утвержденного годовым общим собранием акционеров 30 июня 2017 года. Основным видом экономической деятельности предприятия является производство электроэнергии.

Объект Кировская ТЭЦ-3 филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» относится к II категории федерального государственного экологического надзора, высокой категории риска.

На объекте Кировская ТЭЦ-3 имеется два выпуска сточных вод №1 и №2.

Кировская ТЭЦ-3 осуществляет сброс производственных (от охлаждения оборудования и химводподготовки) и ливневых сточных вод в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 30.03.2017 со сроком действия по 22 апреля 2022 года (выпуск №1 в озеро Ивановское), производственных сточных вод (системы гидрозолоудаления) в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 26 июля 2019 года (выпуск №2 в озеро Ивановское) со сроком действия по 19 августа 2024 года.

Нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (выпуск №1 в озеро Ивановское) утверждены приказом Камского БВУ от 22 февраля 2017 года №68 на срок до 22 февраля 2022 года.

Предприятием получено Разрешение на сборы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 30 января 2018 года (выпуск №1 в озеро Ивановское) по 21 февраля 2022 года.

На предприятии разработана Декларация от 14 мая 2019 года о воздействии на окружающую среду 33-0143-001016-П (с расчетами нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами в озеро Ивановское для Кировской ТЭЦ-3 филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» (выпуск №1, без очистки и выпуск №2).

Сброс производственных и ливневых сточных вод по выпуску №1 и производственных сточных вод по выпуску №2 осуществляется в озеро Ивановское за чертой населенного пункта г.Кирово-Чепецк. Установлены координаты мест водопользования, отведения сточных вод.

В рамках проверки были исследованы разрешительные документы, лабораторные исследования, выполненные ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», 10 октября 2019 года отобраны пробы сточных вод на выпусках №1 и №2 озера Ивановское (по три пробы соответственно), а также поверхностных вод озера Ивановское в фоновом створе (1 проба) и контрольном створе выпуска №2 (1 проба), в том числе отобраны пробы по содержанию фенола в сточных водах выпусков №1 и №2, поверхностной воде озера Ивановское в фоновом и контрольном створах.

По результатам производственного контроля выявлено:

-по выпуску №1 превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах относительно нормативов, установленных вышеназванных разрешительными документами и частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ в части сброса сточных вод по выпуску №1 с превышением содержания опасных для здоровья человека веществ и соединений;

-по выпуску №2 выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах относительно нормативов, установленных Декларацией, и частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ в части сброса сточных вод по выпуску №2 с превышением содержания опасных для здоровья человека веществ и соединений.

По результатам проведенных лабораторных исследований филиалом «ЦЛАТИ по Костромской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» установлено:

- по выпуску № 1 в озеро Ивановское допущено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах относительно нормативов, установленных разрешительными документами;

-по выпуску № 2 допущено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах относительно нормативов, установленных в Декларации;

-по выпуску № 2 сброс сточных вод оказывает отрицательное влияние на качество воды водного объекта озеро Ивановское по фосфатам в 5,2 раза, железу в 1,2 раза, по фенолу в 1,56 раз и нитрит-иону.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения ПАО «Т Плюс» к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая решение по жалобе защитника юридического лица в части исключения из постановления по делу об административном правонарушении выводов о наличии в действиях ПАО «Т Плюс» состава правонарушения по загрязнению водного объекта в связи с превышением ПДК р/х по фенолам и железу, судья районного суда принял во внимание представленные защитником юридического лица лабораторные испытания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» от 16 октября 2019 года по акту отбора образцов (проб) от 10 октября 2019 года, согласно которым превышения ПДК р/х по фенолам и железу не установлено.

В связи с представленными исследованиями судьей были усмотрены неустранимые сомнения в виновности ПАО «Т Плюс», что послужило основанием к изменению постановления должностного лица.

Однако, данные выводы судьей районного суда не основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются преждевременными.

Исходя из положений части 8 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного по делу постановления проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств, при необходимости заслушиваются пояснения специалиста, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В целях соблюдения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вновь представленные доказательства подлежат оценке по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации в совокупности с имеющимися по делу доказательствами.

Требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при рассмотрении дела судьей районного суда соблюдены не были.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Поскольку допущенные судьей районного суда процессуальные нарушения носят существенный характер, допущенная неполнота исследования всех обстоятельств дела и оценка представленных доказательств не позволили судье полно, всесторонне, объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение, в связи с этим решение судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица в областном суде не истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать доказательства в их совокупности, дать им надлежащую оценку и с учетом доводов жалобы принять по делу законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Т Плюс» отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Т Плюс» направить на новое рассмотрение в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Судья

Кировского областного суда Т.Н. Мазюта