ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-73/2014 от 13.03.2014 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

 материал №12-73/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 по делу об административном правонарушении

 город Тюмень 13 марта 2014 года

 Судья Центрального районного суда г.Тюмени Кукеева Р.Х.,

 по адресу: город Тюмень, ул. 8 Марта, д.1, кабинет 614,

 с участием: защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ковкова Е.В. – Южакова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

 представителя Главного управления Банка России по Тюменской области Михальянца А.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев жалобу Ковкова Е.В., родившегося <данные изъяты>, работающего Председателем Правления <данные изъяты> (ООО), проживающего по адресу: <адрес>,

 на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 27 декабря 2013 года заместителем начальника ГУ Банка России по Тюменской области Константиновым Ю.П. в отношении должностного лица <данные изъяты> Общество с ограниченной ответственностью по ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 13 декабря 2013 года заведующим сектором контроля неторговых операций управления финансового мониторинга и валютного контроля Главного управления Банка России по Тюменской области (далее – ГУ Банка России по Тюменской области) Предеиным П.Ю. в отношении должностного лица – Председателя Правления <данные изъяты> Общество с ограниченной ответственностью (далее – <данные изъяты> (ООО) составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что должностным лицом <данные изъяты> (ООО) Ковковым Е.В. допущено нарушение абзацев 1, 10 п.2 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ) в части организации внутреннего контроля, выразившееся в не утверждении Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <данные изъяты> (ООО) (далее – Правила внутреннего контроля <данные изъяты> (ООО)).

 Постановлением заместителя начальника ГУ Банка России по Тюменской области Константинова Ю.П. от 27 декабря 2013 года №71-13-Д/0091/3120 по делу об административном правонарушении Ковкову Е.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

 Не согласившись с указанным постановлением, Ковков Е.В. обжаловал его в суд, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку в силу ст.41 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.16.3 Устава <данные изъяты> (ООО) функции руководителя Правления Банка выполняет Председатель Правления Банка – единоличный исполнительный орган Банка. Он, как единоличный исполнительный орган одновременно является председателем коллегиального исполнительного органа, в связи с чем, вывод о том, что им не утверждены Правила внутреннего контроля <данные изъяты> (ООО) не соответствует действительности.

 Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ковков Е.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не поступало. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Ковкова Е.В.

 Защитник Южаков В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

 Представитель ГУ Банка России по Тюменской области Михальянц А.А. полагал, что постановление № о назначении административного наказания от 27 декабря 2013 года вынесено в отношении должностного лица <данные изъяты> (ООО) Ковкова Е.В. законно и обоснованно, в удовлетворении жалобы следует отказать.

 Проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав участвовавших лиц, обсудив доводы жалобы, судья находит основания для отмены постановления от 27 декабря 2013 года № заместителя начальника ГУ Банка России по Тюменской области Константинова Ю.П. о назначении административного наказания должностному лицу <данные изъяты> (ООО) Ковкову Е.В. и прекращения производства по делу.

 В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

 Виновность лица по делу об административном правонарушении доказывается в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и устанавливается тем органом, в пределах компетенции которого, в соответствии с законом, находится рассмотрение дел о данном виде административных правонарушений. При этом, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 В силу ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 Эти требования закона должностным лицом заместителем начальника ГУ Банка России по Тюменской области Константиновым Ю.П. при рассмотрении дела не выполнены.

 Из обстоятельств дела об административном правонарушении следует, что в соответствии со ст.57 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» в целях дистанционного надзора за выполнением Положения Банка России от 02 марта 2012 года №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение Банка России №375-П) в ГУ Банк России по Тюменской области из <данные изъяты> (ООО) по запросу поступили следующие документы: Правила внутреннего контроля <данные изъяты> (ООО), Порядок обеспечения контроля за наличием, полнотой, передачей в составе приказ №10-05/335П от 08 августа 2013 года, распоряжения от 23 апреля 2013 года и 22 июля 2013 года, Перечень иностранных государств (территорий) в отношении которых применяются международные санкции, одобренные Российской Федерацией, «Положение о Службе финансового мониторинга».

 В результате анализа Правил внутреннего контроля <данные изъяты> (ООО) установлены нарушения Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, Положения Банка России №375-П.

 Данные выводы отражены в заключении об оценке Правил внутреннего контроля в <данные изъяты> (ООО) от 21 октября 2013 года.

 Частью 1 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, неповлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

 Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, и финансированием терроризма. Под организацией контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля – реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и получению кадров.

 В силу ст.4 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), отнесены: организация и осуществление внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключение информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

 Согласно ст.5 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ на кредитные организации распространяются обязанности, возложенные указанным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.

 В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ установлена обязанность для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, требования к которым утверждены Положением. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.

 Положением Банка России №375-П утверждены требования к правилам внутреннего контроля.

 В соответствии с п.8.2 Положения Банка России №375-П организация системы ПОД/ФТ и правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, применяемые кредитной организацией на день вступления в силу Положения, подлежат приведению в соответствие с требованиями Положения в течение одного года со дня его вступления в силу, то есть до 29 апреля 2013 года.

 В силу п.1.7 Положения Банка России №375-П Правила внутреннего контроля утверждаются единоличным исполнительным органом кредитной организации.

 В соответствии с п.1.1.2 Правил внутреннего контроля <данные изъяты> (ООО) ответственным за организацию а Банке внутреннего контроля по ПОД/ФТ является Председатель Правления Банка.

 Согласно приказу №112-к от 13 декабря 2007 года Ковков Е.В. назначен на должность Председателя Правления <данные изъяты> (ООО).

 Согласно ст.91 Гражданского кодекса Российской Федерации компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом, законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

 В соответствии со ст.41 Федерального закона от 08 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» коллегиальный исполнительный орган общества осуществляет полномочия, отнесенные уставом общества к его компетенции. Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему. При этом, порядок деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества и внутренними документами общества.

 Пунктом 16.4.2 Устава <данные изъяты> (ООО) предусмотрено, что утверждение внутренних нормативных документов, регулирующих отдельное направление деятельности, входит в компетенцию Правления Банка – коллегиального исполнительного органа, если их утверждение не относится к исключительной компетенции Общего собрания участников Банка или Совета директоров Банка.

 В силу п.16.3 Устава <данные изъяты> (ООО) функции руководителя Правления Банка осуществляет Председатель Правления Банка.

 Таким образом, Председатель Правления <данные изъяты> (ООО) Ковков Е.В. является единоличным исполнительным органом Банка и им, 10 апреля 2013 года как единоличным исполнительным органом Банка утверждены Правила внутреннего контроля <данные изъяты> (ООО), о чем свидетельствует его подпись.

 Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судья считает ошибочным вывод должностного лица о нарушении Председателем Правления <данные изъяты> (ООО) Ковковым Е.В. абзаца 10 п.2 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, выразившемся в не утверждении Правил внутреннего контроля <данные изъяты> (ООО) и ненадлежащем осуществлении организации внутреннего контроля в <данные изъяты> (ООО).

 Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении заместителем начальника ГУ Банка России по Тюменской области Константиновым Ю.П. постановления в отношении Председателя Правления <данные изъяты> (ООО) Ковкова Е.В. о назначении ему административного наказания, оснований для привлечения Ковкова Е.В. к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ не имелось. При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом довод защитника Южакова В.В. об отсутствии в действиях Ковкова Е.В. состава административного правонарушения проверен не был.

 Кроме того, принимая решение по жалобе Ковкова Е.В., судья учитывает следующие обстоятельства.

 При составлении протокола об административном правонарушении защиту Председателя Правления <данные изъяты> (ООО) Ковкова Е.В. осуществлял Южаков В.В.

 В силу ст.25.1 КоАП РФ Южаков В.В. не является лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его статус определен положениями ст.25.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми Южаков В.В. является защитником должностного лица.

 Вместе с тем, защитнику Ковкова Е.В. – Южакову В.В. были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, содержащей права и обязанности для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Тогда как при рассмотрении дела об административном правонарушении защитнику Южакову В.В. права вообще не разъяснялись. Таким образом, права и обязанности защитника разъяснены Южакову В.В. не были, что является грубым нарушением требований КоАП РФ.

 В соответствии с ч.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе адрес должностного лица, вынесшего постановление, однако при вынесении постановления о привлечении Ковкова Е.В. к административной ответственности, должностным лицом адрес не указан.

 На основании изложенного, судья полагает, что постановление, вынесенное 27 декабря 2013 года заместителем начальника ГУ Банка России по Тюменской области Константиновым Ю.П. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица <данные изъяты> (ООО) Ковкова Е.В., подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 27 декабря 2013 года заместителем начальника ГУ Банка России по Тюменской области Константиновым Ю.П., в отношении должностного лица <данные изъяты> Общество с ограниченной ответственностью Ковкова Е.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ковкова Е.В. прекратить основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Жалобу Ковкова Е.В. на указанное постановление – удовлетворить.

 Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Тюмени.

 Судья ______________ Р.Х. Кукеева