ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-73/2021 от 09.12.2021 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Дело №12-73/2021

УИД 33RS0006-01-2021-001542-36

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

9 декабря 2021 г. г. Вязники

Судья Вязниковского городского суда <адрес> Глазкова Д.А., рассмотрев в помещении суда по адресу: <адрес>, жалобу ФИО1 на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ,

установил:

постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее – Росалкогольрегулирование, РАР)от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо ООО «ТАЛАН» - генеральный директор ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, за что ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с принятым решением, генеральный директор ООО «ТАЛАН» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление. В обоснование указала на то, что формирование заявок на поставку алкогольной продукции осуществлялось предварительно, в связи с чем фиксация информации о поставке не совпадала с датой фактической поставки. Вместе с тем иные сведения относительно реализованного товара соответствуют действительности и являются достоверными. Кроме того, не нарушен порядок учета объема алкогольной и спиртосодержащей продукции. По мнению заявителя, размещение в ЕГАИС информации о дате отгрузки продукции, предшествующей фактической дате ее отпуска, и, следовательно, несоответствие данных сведений друг другу, вызванное исполнением юридическим лицом обязанности по фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции в течение периода до выезда транспортного, не свидетельствует об умышленном нарушении установленного законодательством порядка учета объема оборота алкогольной продукции, за что статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность. В связи с чем при использованном способе предварительного формирования заявки и внесения в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции наличие в данном информационном ресурсе сведений о дате совершения соответствующей хозяйственной операции, предшествующей указанной в ТТН дате отпуска товара, при отсутствии каких-либо расхождений относительно качественных и количественных характеристик отгруженного товара не свидетельствуют, по мнению заявителя, о наличии правовых оснований для привлечения к административной ответственности. Просит также применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явились. От представителя Росалкогольрегулирование неоднократно поступали ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрев жалобу, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - ФЗ №171-ФЗ) определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Положением статьи 14 ФЗ №171-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление ) и Приложением к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее – Приказ ) определен порядок учета алкогольной продукции при обороте в ЕГАИС.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 14 ФЗ №171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

На основании пункта 2 статьи 14 ФЗ №171-ФЗ, учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему информации. Фиксация информации в единой государственной автоматизированной информационной системе осуществляется на основании заявок о фиксации информации, которые представляются в федеральный орган по контролю и надзору в электронном виде лицами, осуществляющими в соответствии с настоящим пунктом внесение информации в единую государственную автоматизированную информационную систему. Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе утверждаются федеральным органом по контролю и надзору.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ №171-ФЗ программноаппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре. медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением учета оборота, указанного в пункте 2.1 статьи 8 Федерального закона.

Порядок ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 2 ФЗ №171-ФЗ, оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 Правил ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных Постановлением (вместе с "Правилами ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции", "Требованиями к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее Правила), настоящие Правила определяют порядок ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 18 Правил организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию.

На основании пункта 28 Правил направление информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием средств измерения и (или) программно- аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Приказ ).

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка заполнения и срока представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции Приложения к Приказу "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика. Заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 ФЗ №171-ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции. Блок "I. Заголовок документа" заполняется оператором заявителя. Повторение показателей блока в рамках одного документа не допускается. Поля "1. Версия" и "2. Системный идентификатор заявителя в ЕГАИС" формируются и заполняются автоматически. Поле "3. Идентификатор документа, присвоенный учетной системой заявителя" заполняется оператором заявителя с указанием номера документа, присвоенного внутренней учетной системой заявителя. Поле "4. Номер документа" заполняется оператором заявителя с указанием номера товарно-транспортной накладной, в соответствии со статьей 10.2 ФЗ №171-ФЗ. Поле "5. Дата документа" заполняется оператором заявителя с указанием даты товарно-транспортной накладной, в соответствии со статьей 10.2 ФЗ №171-ФЗ. Поле "6. Тип накладной" выбирается оператором заявителя исходя из типа накладной. Может принимать следующие значения: WBInvoiceFromMe - расходная накладная: WBRetumFromMe – возврат от заявителя; WBintemal - внутреннее перемещение. Поле "7. Дата отгрузки товара" заполняется оператором заявителя с указанием фактической даты отгрузки товара. Блок "II. Транспортный раздел" заполняется оператором заявителя. Повторение показателей блока в рамках одного документа не допускается. Поле "14. Тип перевозки" заполняется оператором заявителя с указанием типа перевозки. Поле "16. Государственный регистрационный номер транспортного средства" заполняется оператором заявителя с указанием государственного регистрационного номера первого транспортного средства, которым осуществляется отгрузка продукции.

Формат представления в электронном виде заявок о фиксации информации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденный Приказом , описывает требования к файлам обмена передачи в форме электронного документа заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Признак обязательности элемента определяет обязательность присутствия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - наличие элемента в файле обмена обязательно; "Н" - присутствие элемента в файле обмена необязательно, т.е. элемент может отсутствовать.

Согласно пункту 2.6. Формата заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврат), внутреннем перемещении продукции Приложения к Приказу элементы "Тип перевозки" и "Государственный регистрационный номер транспортного средства" – имеют признак обязательности элемента "О".

На основании пункта 33 Правил при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно- аппаратных средств вносят изменение в ранее направленную заявку о фиксации, указанную в пункте 29 настоящих Правил.

В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем внесения изменения в ранее представленную заявку о фиксации, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее – территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление), при этом: организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта (ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или перемещения в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации; организация, осуществляющая импорт (ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или перемещение в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками, вносит уточнения в ранее направленную информацию по решению территориального органа о возможности уточнения этой информации, согласованному с уполномоченным таможенным органом.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.

Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган в электронном виде посредством единой информационной системы, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Из материалов дела следует, что при проведении проверки ТТН на поставку алкогольной продукции должностное лицо ООО «ТАЛАН» ФИО1 не приняла мер по соблюдению обязательных положений действующего законодательства, в результате чего ООО «ТАЛАН» представило в ЕГАИС заявку о фиксации сведений об отгрузке алкогольной продукции по ТТН (TTN-044065360) от ДД.ММ.ГГГГ с искажением информации о дате отпуска груза по ТТН (TTN-0450647272) с искажением информации о дате отпуска груза и искажением информации номера накладной.

Кроме того, в результате анализа представленных документов установлено нарушение порядка учета фиксации сведений об отгрузке алкогольной продукции в «2. Транспортный раздел», а именно: в представленных ТТН отражены сведения в полях «Автомобиль», «Государственный регистрационный номер транспортного средства», «Водитель», однако, в заявке о фиксации в ЕГАИС информация о поставке алкогольной продукции по ТТН (TTN-044065360) от ДД.ММ.ГГГГ и ТТН (TTN-0450647272) в «Транспортный раздел» отсутствует.

При этом Управление указало на то, что нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС препятствует осуществлению контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции. В связи с изложенным Управление пришло к выводу о наличии в указанных действиях (бездействии) признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

В ходе проведения административного расследования Управление пришло к выводу о наличии в действиях генерального директора ООО "ТАЛАН" ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, что послужило основанием для составления в отношении нее протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением ДД.ММ.ГГГГ вынесено Постановление, которым должностное лицо - генеральный директор ООО "ТАЛАН" ФИО1 привлечена к административной ответственности, установленной статьей 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Факты представления в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции с нарушением положений ФЗ №171-ФЗ, Постановления , Приказа подтверждены материалами дела (сведения из ЕГАИС; сопроводительные документы, представленными ООО "ТАЛАН", ООО "Горячие ключи", ООО "Винолюб"; протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ) и заявителем по существу не опровергнуты.

При этом суд находит обоснованным вывод Управления о том, что генеральный директора ООО "ТАЛАН" имел возможность для соблюдения вышеуказанных требований, в части фиксации в ЕГАИС достоверных сведений об обороте алкогольной продукции, так как организация располагала программно-аппаратными средствами ЕГАИС-УТМ и документами, сопровождающими оборот алкогольной продукции, однако ФИО1 не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных, не зависящих от ФИО1 причин, препятствующих соблюдению действующих норм и правил по ограничению по времени розничной продажи алкогольной продукции, заявителем в материалы дела не представлено.

В силу изложенного вывод административного органа о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, является правомерным и подтверждается материалами административного дела.

Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу закона квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Между тем алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен, в том числе на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в неисполнении публично правовой обязанности без уважительных причин. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения негативных последствий.

Учитывая изложенное, оснований для освобождения генерального директора ООО «ТАЛАН» ФИО1 от ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается. Ее квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ, законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Срок давности и порядок привлечения должностного лица – генерального директора ООО «ТАЛАН» ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Оснований для изменения назначенного ФИО1 административного наказания не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «ТАЛАН» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.А. Глазкова