ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-73/2021 от 15.12.2021 Чугуевского районного суда (Приморский край)

25RS0034-01-2021-001378-20

дело № 12-73/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с. Чугуевка 15.12.2021

Судья Чугуевского районного суда Приморского края Российской Федерации Поденок А.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника одела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО2 от 15.06.2021 л, которым общество с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТ-СТАР» (далее – ООО «ФОРЕСТ-СТАР») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника одела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО2 от 15.06.2021 л ООО «ФОРЕСТ-СТАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что 19.06.2020 в 12-10 в ходе осмотра места рубки установлено, что ООО «ФОРЕСТ-СТАР» на территории лесного участка, находящегося в аренде (договор аренды от от 11.09.2008), по месту фактического осуществления деятельности – на лесосеке , расположенной в выделе <адрес> Березовского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество», не приняло в установленный законом срок меры по вывозу заготовленной древесины породы «ель» общим объемом 0,75 м3, чем нарушило п.п. «з» п. 12 раздела 1 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «ФОРЕСТ-СТАР» Медведева Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой полагает его незаконным, просит отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указала, что в силу п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» правительством Российской Федерации до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, не включены в перечень правовых актов, в отношении которых не применяются положения ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона.

Более того, Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132 Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, признаны утратившими силу, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении с назначением ООО «ФОРЕСТ-СТАР» административного наказания не могло быть вынесено.

В письменном отзыве представитель министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО3 считала оспариваемое постановление законным и обоснованным, продублировав выводы должностного лица, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении.

В судебное заседание защитник Медведева Е.В. и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, не явились.

С учетом принятия судом мер по надлежащему извещению о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с ч. 1.1. ст. 25.4 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, обратившегося с жалобой, и должностного лица, вынесшего постановление.

Изучив материалы и исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1- 25.5.1 КоАП РФ, в районный суд по месту рассмотрения дела.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ). При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Положениями ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

В. силу ч.ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, действовавшие до 01.01.2021.

В силу п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами ООО «ФОРЕСТ-СТАР» на основании договора аренды от 11.09.2008 является арендатором лесных участков, расположенных в Березовского участковом лесничестве Чугуевского лесничества, в том числе квартала .

18.09.2019 ООО «ФОРЕСТ-СТАР» в департамент лесного хозяйства Приморского края направлена лесная декларация от 10.09.2019 о намерении использования лесов, в том числе для заготовки с 22.09.2019 по 31.12.2019 древесины на лесосеке в выделе квартала Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества.

15.04.2020 ООО «ФОРЕСТ-СТАР» уведомлено директором Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» об осмотре мест рубок в связи с окончанием заготовки древесины по лесной декларации от 10.09.2019.

Из акта осмотра лесосеки от 19.06.2020 установлено, что участковым лесничим Березовского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» в присутствии представителя ООО «ФОРЕСТ-СТАР» ФИО4 осмотрено место рубки лесных насаждений – лесосека , расположенная в выделе 15 квартала 133 Березовского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество». В результате осмотра установлено, что организацией, проводившей работы по заготовке древесины, не вывезена заготовленная древесины. Акт осмотра лесосеки составлен в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ от 27.06.2016 , объективность сведений, изложенных в нем, сторонами не оспаривается и сомнений не вызывает.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 17.08.2020 и возбуждения дела об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении ООО «ФОРЕСТ-СТАР» административного правонарушения, а основания для переоценки данных выводов не установлены и при рассмотрении жалобы. Факт совершения ООО «ФОРЕСТ-СТАР» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.08.2020, отвечающим требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составленным в отсутствие представителя ООО «ФОРЕСТ-СТАР» с учетом его надлежащего извещения; актом осмотра лесосеки от 19.06.2020; лесной декларацией от 10.09.2019, договором аренды лесного участка от 11.09.2008 и другими материалами дела.

Подп. «г», «з» и «к» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, действовавших на момент совершения правонарушения, установлен запрет на оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; на оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке и невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 утверждены Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, Форма технологической карты лесосечных работ, Форма акта осмотра лесосеки и Порядок осмотра лесосеки.

Согласно п. 9 приложения № 1 к указанному приказу «Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения» к заключительным лесосечным работам относится, в том числе очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков. Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

В соответствии с пунктом 5 Порядка осмотра лесосеки, являющегося приложением №4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367, в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.

В силу пункта 10 Порядка осмотра лесосеки, при осмотре лесосек устанавливаются, в том числе качество очистки лесосек и наличие невывезенной древесины.

По смыслу приведенных правовых норм, оставление на лесосеке заготовленной и невывезенной древесины после окончания лесосечных работ не допускает, а за невыполнение данных требований ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Из материалов дела, что следует, что на момент осмотра лесосеки работы по заготовке древесины окончены, а лесосека выработана в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих, что ООО «ФОРЕСТ-СТАР» были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований установленных действующим законодательством к заготовке древесины, материалы дела не содержат и в судебное заседание таковых не представлено.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и вынесено уполномоченным должностным лицом в присутствии защитника ООО «ФОРЕСТ-СТАР». Срок привлечения к административной ответственности на момент его вынесения не истек. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Доводы защитника о том, что с 01.01.2021 несоблюдение Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, не может являться основанием для привлечения Общества к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Правительством Российской Федерации до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 данной статьи, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020.

При этом, Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения ч.ч. 1, 2 и 3 данной статьи не применяются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N2467, утвержден Перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Так, Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, в названный перечень не входят.

Постановлением Правительства от 28.07.2020 №1132, Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, утратили силу с 01.01.2021, но в связи с вступлением с 01.01.2021 в силу Приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ». Запрет на оставление невывезенной в установленные законом сроки древесины на лесосеке также установлен п.п. 11, 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ», утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993.

В данном случае механизм «регуляторной гильотины», закрепленный в ст. 15 Федерального закона №247-ФЗ, по делам об административных правонарушениях указанной категории, не применяется и следует руководствоваться ст. 1.7 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Сама по себе отмена Правил заготовки древесины с 01.01.2021 не может рассматриваться применительно к ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ как принятие закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и имеющего в связи с этим обратную силу, при условии, что действия (бездействие), за нарушение которых лицо привлечено к административной ответственности, не перестало быть противоправным, поскольку с 01.01.2021 года действуют новые Правила заготовки древесины.

Более того, приведенный выше механизм «регуляторной гильотины» применяется только к правоотношениям, возникающим в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Исполнение участковыми лесничими мероприятий по контролю за проведением лесосечных работ, к указанной сфере не относится.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления не установлены, а жалоба удовлетворению не подлежит.

По изложенному, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9, 30.12 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя начальника одела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО2 от 15.06.2021 л, которым ООО «ФОРЕСТ-СТАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение по делу может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.14 КоАП РФ.

Судья А.А. Поденок