ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-73/2022 от 21.07.2022 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 12-73/2022

РЕШЕНИЕ

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Эбзеева Х.Х.

при секретаре судебного заседания Хапаевой Р.Б.

с участием:

представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении АО «Кавказцемент» Карпова А.В.,

представителя Управления федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу - Агоевой Н.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица - АО «Кавказцемент» на постановление но делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КРФоАП, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) Хутова Э.Б. от 17 марта 2022 года

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) Хутова Э.Б. от 17 марта 2022 года Акционерное общество «Кавказцемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КРФоАП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Акционерное общество «Кавказцемент» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить по следующим основаниям. Согласно обжалуемого постановления, а так же протокола об административном правонарушении от 04 марта 2022 года АО «Кавказцемент» вменено непредоставление в установленный срок первичной статистической информации по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятия и использования плодородного слоя почвы» за 2021 год, необходимой для проведения федерального статистического наблюдения. Однако, АО «Кавказцемент» не является лицом, обязанным заполнять и представлять указанную форму статистической информации. Перечень лиц, обязанных заполнять форму № 2-ТП (рекультивация) и представлять её в территориальный орган Росприроднадзора, установлен в пункте 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676. В соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом форму № 2-ТП (рекультивация) заполняют и представляют: «юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов». АО «Кавказцемент» не осуществляет: разработку месторождений полезных ископаемых, строительные, мелиоративные, лесозаготовительные и изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов. Обжалуемое постановление, как и протокол об административном правонарушении от 04 марта 2022 года не содержат сведений об обстоятельствах вмененного АО «Кавказцемент» нарушения (в частности, об основаниях при которых АО «Кавказцемент» обязано заполнять и подавать форму № 2-ТП (рекультивация)). При таких обстоятельствах, по мнению представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) Хутова Э.Б. от 17 марта 2022 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - прекращению, в связи с отсутствием события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Представитель заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора Манугевич К.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменные пояснения на жалобу, согласно которым считает, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) Хутова Э.Б. от 17 марта 2022 года вынесено с соблюдением всех процессуальных норм, согласно действующему законодательству, просит отказать в удовлетворении жалобы АО «Кавказцемент», оставить в силе постановление, вынесенное Управлением Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу об административном правонарушении.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Кавказцемент» Карпов А.В. поддержал доводы указанные в жалобе, просил отменить постановление по делу об административном правонарушении от 17 марта 2022 года вынесенное в отношении АО «Кавказцемент» заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу - Агоева Н.З. возражала против доводов жалобы, считая обжалованное постановление законным и обоснованным.

Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доводы представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы утверждена приказом Росстата от 29 декабря 2012 года № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы». Срок представления формы за 2021 год - 1 февраля 2022 года.

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) заполняют и представляют - юридические лица, граждане, осуществляющие -предпринимательскую деятельность без образования юридического лица индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ) первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами, за исключением респондентов, указанных в части 2 статьи 8, субъектам официального статистического учета в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами. При этом вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно, за исключением случаев, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи предусмотрено федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 (далее по тексту - Положение), предусмотрено, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по предоставлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления. В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента. Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении. Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2020 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в отношении субъектов малого предпринимательства положения части 7 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ применяются с 1 января 2022 года.

Таким образом, прием статистической отчетности в бумажном виде, в том числе, по формам федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), № 2-ТП (воздух) и № 2-ТП (рекультивация), начиная с 01.01.2022, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Прием статистической отчетности Росприроднадзором осуществляется только в электронном виде.

С 2019 года запущен новый личный кабинет природопользователя (далее - ЛКП), с помощью которого должны быть внесены статистические данные, предурмотренные формами:

2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства»;

2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;

2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

Для заполнения отчетов предусмотрена возможность зарегистрироваться в электронном ЛКП через персональную электронную почту, сформировать отчет и отправить в электронном виде.

Авторизация в ЛКП осуществляется с помощью подтвержденной учетной записи ЕСИА, либо посредством регистрации в системе по e-mail. Подробная инструкция с двумя вариантами авторизации расположена на странице lk.rpn.gov.ru.

На основании Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель, п. 57.5 распоряжения Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 09.04.2016 №638-р), Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» с указаниями по её заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора, в соответствии с которой юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, Лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твёрдых бытовых отходов заполняют настоящую форму и представляют её в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации до 01 февраля после отчетного периода.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на принципе соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в резуязьаше их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 мая 2019 г. № 243 «Об утверждении Положения об отчетности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» в целях совершенствования системы отчетности по вопросам контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования утверждено Положение об отчетности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

В отчетном 2021 году перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отчитывающихся по форме № 2-ТП (отходы) был размещен в общем доступе в сети «Интернет» на сайте Северо-Кавказского межрегионального управления в подразделе «Отчетность» раздела «Природопользователям». В вышеуказанном реестре подтверждается наличие АО «Кавказцемент», равно как и его обязанность по предоставлению отчета по форме 2-тп (отходы) (позиция №71)

Таким образом, АО «Кавказцемент», осуществляя деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых, а именно добыча подземной воды на основании лицензий ЧЕР № 00286ВЭ, не представило экологическую информацию о состоянии земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы, содержащуюся в отчете по форме 2-ТП (рекультивация) за 2021 год. Что в свою очередь образует состав административного правонарушения, квалифицирующегося по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ дополнительными видами деятельности являются: (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) 08.11.2 Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня; 08.12 Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина; 08.12.2 Добыча глины и каолина; 42.99 Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки; 43.12.3 Производство земляных работ; 43.12.4 Подготовка участка к разработке и добыче полезных ископаемых, за исключением нефтяных и газовых участков; 43.13 Разведочное бурение; 52.10.21 Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки.

Из материалов дела следует, что АО «Кавказцемент» нарушило требования действующего законодательства о предоставлении в обязательном порядке первичных данных и административных данных субъектом официального статистического учета, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, так как АО «Кавказцемент» не предоставило первичные статистические данные по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятия и использования плодородного слоя почвы» за 2021 год, необходимых для проведения федерального статистического наблюдения.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу предписаний Федерального закона № 282-ФЗ официальный статистическим учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1 статьи 2).

При этом для респондентов установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (части 1 и 9 статьи 8).

С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка се предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются юридические лица, должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий в результате совершения правонарушения, а в игнорировании юридическим лицом требований законодательства по представлению находящейся под контролем государства статистической информации.

Ответственность за указанное деяние, имеющее формальный состав, наступает независимо от наличия либо отсутствия общественно опасных последствий. В вину юридического лица вменено невыполнение предусмотренной законодательством обязанности по предоставлению статистической информации.

Доказательств невозможности предоставления отчетности в ином режиме, с учетом пункта 10 Положения (нормы, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО «Кавказцемент» к административной ответственности), в соответствии с которым первичные статистические данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи, при рассмотрении дела не представлено.

С учетом изложенного доводы заявителя о наличии оснований для прекращения производства по делу не основаны на всестороннем и полном выяснении обстоятельств данного дела.

Оснований для прекращения производства по делу не установлено. При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу АО «Кавказцемент» оставить без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КРФоАП, в отношении АО «Кавказцемент», вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) Хутовым Э.Б. от 17 марта 2022 года без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегу тинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти суток со дня получения или вручения копии настоящего решения.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики подпись Х.Х. Эбзеев