УИД: 25RS0009-01-2022-001797-07 12-73/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
«27» сентября 2022 г. г. Лесозаводск
Судья Лесозаводского районного суда Приморского края Матвеева Д.М. (г. Лесозаводск Приморского края, ул. Пушкинская, 38а, зал судебных заседаний № 2), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Лесозаводского городского округа на постановление Главного государственного инспектора по Лесозаводскому городскому округу по пожарному надзору от 05.07.2022 № хх по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Главного государственного инспектора по Лесозаводскому городскому округу по пожарному надзору от хх.хх.хххх№ хх, администрация Лесозаводского городского округа (далее – Администрация ЛГО) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Администрация ЛГО с данным постановлением не согласилась, в жалобе ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении по п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что постановлением администрации ЛГО от хх.хх.хххх создано МБУ ЛГО «Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство» и утвержден Устав МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство». В соответствии с пунктом 2.2. раздела 2 Устава МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» к основным видам деятельности учреждения относится деятельное благоустройству и озеленению (ОКВЭД - 81.30). Согласно приложения № хх к бюджету Лесозаводского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов от хх.хх.хххх№ хх-НПА в рамках программы «Благоустройство Лесозаводского городского округа» на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения в 2022 году предусмотрено 2000000 рублей. Согласно сведений отдела учета и отчетности администрации ЛГО от хх.хх.хххх№ хх по состоянию на хх.хх.хххх МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» предоставлена субсидия на финансовое обеспечение муниципального задания по оказанию муниципальных услуг по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в сумме 144849 рублей 78 копеек; по состоянию на хх.хх.хххх МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» предоставлена субсидия на финансовое обеспечение муниципального задания по оказанию муниципальных услуг по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в сумме 729849 рублей 78 копеек. Фактическое финансирование МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» осуществляется Администрацией ЛГО по заявкам учреждения своевременно. Учитывая выделенные МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» до хх.хх.хххх субсидии на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения по данным МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» заявкам и имеющиеся в распоряжении учреждения на остатке 1855150 рубля 22 копеек (2 000000 - 144 849,78 = 1 855 150,22 рубля), у МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» имелась финансовая возможность произвести мероприятия по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы. Таким образом, действия администрации ЛГО не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, так как отсутствует вина администрации ЛГО.
В судебное заседание представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не явился, уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о личном получении судебной повестки представителем на хх.хх.хххх (вручено хх.хх.хххх), ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в тексте жалобы содержится ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ЛГО Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по ххххххх в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о получении судебной повестки на хх.хх.хххх – хх.хх.хххх. В адрес отдела была также направлена судебная повестка для обеспечения явки свидетеля (повестка для свидетеля). Ранее были представлены письменные возражения на жалобу, в которых указано о том, что основным доводом о незаконности постановления, заявителем указывается на привлечение к ответственности ненадлежащего лица, что ответственность за благоустройство территории на территории кладбища должно нести МБУ «ЖКХ и благоустройство». Вместе с тем, на рассмотрение дела представитель администрации ЛГО не явился, чем подтвердил свое согласие с указанным в протоколе административном правонарушением. Согласно объяснению ФИО2 – директора МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» средства, выделяемые на уборку мусора до родительского дня и после были использованы в полном объеме, дополнительных средств не выделялось, соглашения на содержание кладбищ не заключалось. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник. Также просили вызвать в качестве свидетеля по необходимости ФИО2
Учитывая, что лица уведомлены, суд счел возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от хх.хх.хххх N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно статье 37 Федерального закона от хх.хх.хххх N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительством Российской Федерации утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от хх.хх.хххх N 1479).
Согласно п. 67 указанных Правил, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения ххххххх от хх.хх.хххх№ хх-пр на территории ххххххх введен особый противопожарный режим.
Из материалов дела также следует, что хх.хх.хххх начальником караула 61ПЧ280ПС составлено донесение о пожаре на территории кладбища по адресу: ххххххх (горит мусор, сухая трава, площадь горения 65 м2).
хх.хх.хххх государственным инспектором по Лесозаводскому городскому округу по пожарному надзору составлен акт обследования территории по адресу: ххххххх (территория кладбища), из которого следует, что на данной территории горела сухая травянистая растительность, старая поваленная древесина и мусор.
Из объяснения ФИО3, работающего начальником караула 28 ОПС ПК по охране ЛГО следует, что хх.хх.хххх находился на дежурстве, в 16-32 час. на пульт диспетчера поступило сообщение о том, что на территории кладбища по адресу: Лесозаводск, Курская, 5 горит сухая трава и мусор, получив сообщение незамедлительно выехали к месту пожара.
В ходе проверки по данному факту было установлено, что земельный участок по адресу ххххххх является муниципальной собственностью с 2014 г. и находится в муниципальной казне Лесозаводского ГО.
Из ответа администрации ЛГО от хх.хх.хххх усматривается, что лицом, на котором лежит обязанность по контролю за уборкой мусора на территории кладбища по адресу: ххххххх является МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройства», действующее на основании Устава, которому на основании решения Думы ЛГО предоставлена субсидия на 2022 и плановые 2023, 2024 г.г. на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения в том числе на уборку мусора на территории кладбищ.
В ходе проверки опрошен руководитель МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройства» ФИО2, которая пояснила, что о пожаре была проинформирована хх.хх.хххх, кладбище является собственностью КУМИ Администрации ЛГО, эксплуатирующей организацией МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройства» не является, договорных отношений с КУМИ Администрации ЛГО на содержание и обслуживание кладбищ не заключалось. В рамках мероприятий по уборке мусора на родительский дань, до и после закончились хх.хх.хххх за предоставленные учреждению денежные средства, которые были использованы в полном объеме. Дополнительных средств не выделялось. Планируемые мероприятия возможны не ранее октября 2022 при наличии денежных средств.
хх.хх.хххх в адрес главы администрации ЛГО направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (хх.хх.хххх).
При составлении протокола об административном правонарушении хх.хх.хххх присутствовал представитель администрации ЛГО – ФИО4, который не представил каких-либо объяснений в протоколе, был уведомлен о дате рассмотрения дела об административном правонарушении – хх.хх.хххх в 10-00 час.
Постановлением от хх.хх.хххх администрация ЛГО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ выразившегося в том, что хх.хх.хххх в 16 час. 32 мин. на территории по адресу: ххххххх, на территории кладбища, нарушила требования пожарной безопасности, в условиях особого противопожарного режима, а именно: в нарушение п. 67 Постановления Правительства РФ от хх.хх.хххх№ хх являясь правообладателем земельного участка, не выполнила обязанности по своевременной уборки мусора, сухой растительности и покос травы.
В жалобе администрацией ЛГО оспаривается наличие вины в инкриминируемом правонарушении, как одного из элементов состава административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от хх.хх.хххх № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
На основании постановления администрации ЛГО от 29.09.2021№ хх создано МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство».
Согласно устава учреждения, одной из целей и видов деятельности учреждения является, в том числе реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере организации благоустройства и озеленения (п. 2.1).
Виды деятельности учреждения согласно п. 2.2 устава, в том числе: деятельность по благоустройству и озеленению (ОКВЭД 81.30), деятельность по очистке и уборке прочая (ОКВЭД 81.29).
Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач, представляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п.3.3). Собственником земельного участка является муниципальное образование Лесозаводский городской округ, в лице администрации Лесозаводский городской округ (п. 3.4).
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством РФ, самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами (п. 3.17).
Согласно п. 3.1 Устава одним из источников формирования в том числе финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций.
При осуществлении своей уставной деятельности, учреждение обязано осуществлять виды деятельности, предусмотренные в разделе 2 устава (п. 4.2).
Согласно «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от хх.хх.хххх N 14-ст), деятельность по коду 81.30 (раздел 1 п. 2.2 устава) включает в себя закладку, обработку и обслуживание: парков и садов для частных и общественных жилых домов, общественных и нежилых зданий (школ, больниц, административных зданий, церковных зданий и т.п.), городских территорий (парков, городских зеленых зон, кладбищ и т.п.).
Таким образом, в соответствии с уставом МКУ «ЖКХ и благоустройство» к полномочиям учреждения отнесено обслуживание городских территорий в том числе кладбищ.
Согласно бюджетной росписи Администрации ЛГО, утвержденной руководителем администрации хх.хх.хххх, на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов МБУ «ЖКХ и благоустройство» главным распорядителем денежных средств выделено финансирование по раздел: организация ритуальных услуг им содержания мест захоронения – 2 000 000 рублей.
По состоянию на хх.хх.хххх учреждения предоставлена субсидия на финансовое обеспечение муниципального задания по оказанию муниципальных услуг по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в сумме 144 849,78 рублей, по состоянию на хх.хх.хххх предоставления субсидия на организацию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения – 729 849,78 рублей.
Таким образом, установлено, что администрация ЛГО, являясь собственником земельного участка, на территории которого расположено кладбище (ххххххх) предприняла меры по созданию и организации функционирования отраслевого подразделения, отвечающего за осуществление деятельности по благоустройству. Таким образом, обязанность по обслуживанию территории кладбищ возложена органом местного самоуправления на МБУ «ЖКХ и благоустройство».
При этом, органом местного самоуправления произведено своевременное финансирование учреждение, в том числе на конкретный вид деятельности – организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Каких либо заявок в адрес учредителя о недостаточности финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения от МКУ «ЖКХ и благоустройство» не представлено.
Суд критически относится к представленным возражениям Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ЛГО о том, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не было представлено документов, подтверждающих финансирование МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство».
Так, не представление данных документов на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не может само по себе свидетельствовать о наличии вины администрации в несвоевременной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы на территории кладбища, поскольку в производстве по делам об административных правонарушениях бремя доказывания возложено на субъект административной юрисдикции. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ, вину субъекта, ответственного за нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации должен доказать орган, осуществляющие государственный пожарный надзор.
Само по себе объяснение директора МБУ ЛГО «ЖКХ и благоустройство» ФИО2 о том, что выделенные учредителем денежные средства на уборку мусора и растительности были израсходованы в полном объеме, дополнительное финансирование не выделялось, ввиду не предоставления последней данному факту каких либо доказательств, в том числе заявок в адрес учредителя о производстве финансирования, не могут сами по себе свидетельствовать о наличии вины администрации ЛГО, как собственника земельного участка в нарушении установленных законодательством Правил противопожарного режима.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Выше установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией ЛГО реализовано в соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ №131-ФЗ от хх.хх.хххх право на создание МБУ «ЖКХ и благоустройство» в целях решения вопросов местного значения, к полномочиям которого в соответствии с п.п 2.2 раздела 2 устава учреждения, отнесена деятельность по благоустройству и озеленению, предусматривающая в том числе обслуживание кладбищ на территории городского округа.
Приведенные обстоятельства дают основания для вывода о том, что обязанность по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы на земельном участке по адресу: ххххххх, допущено не администрацией ЛГО. Фактически, лицом, ответственным за организацию благоустройства мест захоронений в границах городского округа является МКУ «ЖКХ и благоустройство». которому переданы соответствующие полномочия предоставляется финансирование.
При таких обстоятельствах, доводы представителя администрации, изложенные в жалобе, заслуживают внимания.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление Главного государственного инспектора по Лесозаводскому городскому округу по пожарному надзору от хх.хх.хххх№ хх в отношении администрации Лесозаводского городского округа – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации Лесозаводского городского округа – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Матвеева Д.М.