Дело № 12-740/16
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 29 сентября 2016 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Забелина В.А.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности АО «Железобетон-5» ФИО1,
рассмотрев в судебном разбирательстве в помещении Железнодорожного районного суда г.Хабаровска жалобу законного представителя АО «Железобетон-5» генерального директора ФИО3 на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю (Хабаровскстат) ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица АО «Железобетон-5»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «Железобетон-5» привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор юридического лица АО «Железобетон-5» ФИО3 обратился в суд с жалобой, согласно которой просит отменить вышеуказанное постановление в отношении АО «Железобетон-5», производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В судебное разбирательство законный представитель юридического лица АО «Железобетон-5» генеральный директор ФИО3, уведомленный надлежащим образом не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении, не обращался, предоставив на основании доверенности полномочия по защите интересов юридического лица в суде представителю ФИО1
Представитель ФИО1 в судебном разбирательстве поддержал жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам, в обоснование дал пояснения согласно которым следует, что считает необоснованным привлечение юридического лица к ответственности в виду отсутствия в его деянии состава вменяемого нарушения, поскольку отчет был предоставлен своевременно ответственным за его подачу должностным лицом посредством электронной почты, однако, он не поступил в орган по техническим причинам и был направлен позднее по истечении установленного срока, кроме того, считает достаточным привлечение к ответственности должностного лица, который допустил данное нарушение, а Общество со своей стороны сделало все от него зависящее, назначив ответственных за подачу отчета лиц. Также полагает, что должностным лицом при рассмотрении дела необоснованно было отказано в применении ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку Общество ранее не допускало нарушений сроков подачи отчетов и к ответственности не привлекалось, отказ не мотивирован в постановлении, а ссылку на некий отчет считает необоснованной, поскольку конкретных сведений о том, что повлекло нарушение срока подачи ими отчета, не изложено. Кроме этого, считает, что при рассмотрении дела были допущены существенные процессуальные нарушения, дело по существу не рассматривалось лицом, указанным в постановлении ФИО2, которая вообще не принимала участия в его рассмотрении, а находилась в другом кабинете куда его и должностное лицо, привлекаемое к ответственности не приглашали, а в кабинете №, в котором было назначено рассмотрение дела с ними общалась ФИО4, которая не имела полномочий по его рассмотрению, дело фактически не рассматривалось, права не разъяснялись и постановление по делу, как и резолютивная его часть им не оглашались, что может быть подтверждено камерами наблюдения установленными в учреждении, Обществом постановление было получено посредством почтовой связи, при этом, направлено было с нарушением трехдневного срока направления с момента его вынесения. В дополнение указал, что за нарушение срока подачи отчета, привлечено к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу, с назначением наказания в виде предупреждения, постановление в установленном порядке не обжаловалось. Ходатайств, подлежащих рассмотрению с вынесением определения не заявлял.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю ФИО2, уведомленная о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное разбирательство не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении не обращалась, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу. Письменный отзыв на жалобу в суд не направлен.
Заслушав представителя юридического лица ФИО1 изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу на постановление по делу, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как установлено в судебном разбирательстве, АО «Железобетон-5» не предоставило в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ статистический отчет по форме №-цены производителей «Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)», за июнь 2016 года.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела статистики цен и финансов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю ФИО5 в отношении юридического лица АО «Железобетон-5» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях №. Согласно протоколу представителю юридического лица ФИО1 разъяснены процессуальные права, в протоколе изложены его собственноручные пояснения согласно которым, считает что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения по основаниям изложенным в письменном пояснении, приобщенном к протоколу об административном правонарушении, протокол подписан без замечаний, копия протокола вручена.
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «Железобетон-5» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции Федерального Закона №442-ФЗ от 30.12.2015 года, предусматривает административную ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно Федеральному закону №282-ФЗ от 29.11.2007 года ( в ред от 23.07.2013 года) «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации» основным принципом федерального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность и своевременность предоставления официальной статистической информации.
Как следует из статьи 6 настоящего Закона, федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно статьи 8 настоящего Закона, респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.
Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года №620 (в ред. от 22.04.2015 года №381) утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета.
Пунктом 14 Положения установлено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 03.12.2015 года №613 (с изм.от 26.08.2016 года) утверждена форма федерального статистического наблюдения №1-цены производителей «сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)» с порядком ее заполнения и предоставления для сбора и обработки данных территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Приказа установлено, что представление государственной статистической отчетности по указанной форме федерального государственного статистического наблюдения производится в адрес и сроки установленной формой.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в срок до 22 числа отчетного месяца.
С учетом вышеизложенного и исследованных в судебном разбирательстве материалов дела, установлено, что АО «Железобетон -5» является юридическим лицом, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ. Руководителем Общества на основании Протокола заседания Совета директоров № от ДД.ММ.ГГГГ является Фан ФИО7. Статистический отчет по форме № за период –июнь 2016 года юридическое лицо АО «Железобетон-5» обязано было предоставить до ДД.ММ.ГГГГ, однако, указанный отчет был предоставлен Обществом в Хабаровскстат лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с нарушением срока.
Таким образом, АО «Железобетон-5» был нарушен порядок предоставления статистической отчетности в территориальный орган Росстата-Хабаровскстат, расположенный по адресу: <адрес>, по форме №-цены производителей «Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)» за июнь 2016 года, срок предоставления которого установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Направление отчета ДД.ММ.ГГГГ, то есть, по истечение установленного срока, свидетельствует о принятии юридическим лицом мер к устранению допущенного нарушения и не является основанием для освобождения его от ответственности. Привлечение к административной ответственности должностного лица, назначенного ответственным за направление отчета, также не является основанием исключающим привлечение к административной ответственности юридического лица, поскольку юридическим лицом не были приняты все необходимые меры к соблюдению требований закона.
Принимая во внимание изложенное, полагаю, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом обоснованно, со ссылкой на имеющиеся в материалах дела доказательства, сделан вывод о совершении юридическим лицом АО «Железобетон-5» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Факт совершения и виновность юридического лица в инкриминируемом правонарушении установлены на основе всех доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, докладной записки об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о направлении отчета ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела.
Доводы представителя юридического лица ФИО1 изложенные в судебном разбирательстве и доводы жалобы, принимаю в части не противоречащей установленным по делу обстоятельствам, доводы в части отсутствия в деянии юридического лица состава вменяемого административного правонарушения, нахожу основанными на неверном толковании норм права, поскольку факт совершения вменяемого правонарушения нашел свое подтверждение в судебном разбирательстве, отчет не был предоставлен юридическим лицом в установленный срок, пояснения в части допущенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела должностным лицом, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, ходатайства о ведении письменного протокола, либо аудиопротокола при рассмотрении дела представителем юридического лица не заявлялось, направление постановления по почте не свидетельствует о том, что дело не было рассмотрено по существу в присутствии участвующих лиц, и иным лицом, и иного суду не представлено.
Вместе с тем, нахожу обоснованными доводы представителя юридического лица в части немотивированного отказа в применении положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела должностным лицом, поскольку мотивы отказа признания деяния юридического лица малозначительным, объективно не подтверждаются материалами дела.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционных прав, что противоречит Конституции Российской Федерации и сущности института юридической ответственности.
В силу ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
На основании изложенного считаю, что наложение на юридическое лицо административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, имеет не оправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя, допущенное нарушение не повлекло за собой существенной угрозы охраняемым общественным интересам и государству, юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, ранее не допускало нарушения сроков предоставления отчетов, самостоятельно предприняло меры к устранению допущенных нарушений, путем направления отчета по истечении установленного срока, что в совокупности свидетельствует о возможности применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и иного суду не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что допущенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, действия юридического лица не были направлены на нарушение законодательства и пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выявленное нарушение устранено добровольно принятыми мерам, правонарушение совершено юридическим лицом впервые, считаю возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, квалифицировав допущенное юридическим лицом АО «Железобетон-5» административное правонарушение как малозначительное, освободить юридическое лицо АО «Железобетон-5» от административной ответственности, и в соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объявить ему устное замечание.
По вышеизложенным основаниям жалоба генерального директора ФИО3 подлежит удовлетворению частично, постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора АО «Железобетон-5» ФИО3 удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю (Хабаровскстат) ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица АО «Железобетон-5» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Объявить юридическому лицу АО «Железобетон-5» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Забелина В.А.