ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-740/18 от 12.11.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №12-740/2018

Р Е Ш Е Н И Е

12.11.2018 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Семела» на постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым Домниковой М.В. от 22.08.2018 г. по делу №5-135/2018, которым Общество с ограниченной ответственностью «Семела» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 22.08.2018 г. по делу №5-135/2018 ООО «Семела» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «Семела» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление суда в части назначенного наказания, постановить новое решение об изменении постановления суда в этой части, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, применив нормы ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом наличия смягчающих вину обстоятельств, а также тяжелого финансового положения юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства.

В судебном заседании, которое состоялось 12.11.2018 г., законный представитель ООО «Семела» - Аргунова Е.Г., а также защитник ООО «Семела» -Вахрушев В.Е. доводы жалобы поддержали.

Представители Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым – Сибилев М.Н. и Медведева Н.И. в судебном заседании 12.11.2018 г. просили оставить обжалуемое постановление без изменения.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны, в том числе:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Положения о разработке планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. №730, план мероприятий предусматривает:

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;

б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

в) организацию взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокацию сил и средств;

д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

ж) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

Согласно п. 207 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, при проведении проверки готовности оборудования к пуску в работу должно контролироваться его фактическое состояние и соответствие представленной проектной и технической документации, в том числе:

а) наличие документации изготовителя оборудования и ее соответствие требованиям технических регламентов и настоящих ФНП; документации, удостоверяющей качество монтажа (полноту и качество работ по ремонту или реконструкции); документации, подтверждающей приемку оборудования после окончания пусконаладочных работ (в случае необходимости их проведения); документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Федерального закона №116-ФЗ;

б) наличие положительных результатов технического освидетельствования;

в) наличие документации по результатам пусконаладочных испытаний и комплексного опробования оборудования (в случаях, установленных проектом и руководством (инструкцией) по эксплуатации);

г) наличие, соответствие проекту и исправность арматуры, контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности и технологических защит;

д) правильность установки, размещения, обвязки оборудования и их соответствие требованиям промышленной безопасности, указаниям проектной документации и руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя оборудования;

е) исправность питательных устройств котла и их соответствие проекту;

ж) соответствие водно-химического режима котла требованиям настоящих ФНП.

При этом п. 16 Раздела IV Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» техническая документация, прилагаемая к оборудованию, включает в себя: а) паспорт оборудования; б) копию обоснования безопасности; в) чертеж общего вида; г) паспорта предохранительных устройств (при их наличии в соответствии с проектной документацией); д) расчет пропускной способности предохранительных устройств (при их наличии в соответствии с проектной документацией); е) расчет на прочность оборудования; ж) руководство (инструкция) по эксплуатации; з) чертежи, схемы, расчеты и другая документация в соответствии с договором поставки (контракта).

Пунктом 218 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, определено, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.

В этих целях необходимо:

а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности ОПО, других федеральных законов, а также настоящих ФНП и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности;

б) назначить приказом из числа специалистов, состоящих в штате эксплуатирующей организации, прошедших в соответствии с пунктом 224 настоящих ФНП аттестацию в области промышленной безопасности, ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе;

г) установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал;

д) утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП;

е) разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией;

ж) обеспечить рабочих, осуществляющих эксплуатацию оборудования под давлением, производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность;

з) обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также - проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе;

и) обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ;

к) соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также если период эксплуатации превысил заявленный изготовителем срок службы (период безопасной эксплуатации), указанный в паспорте оборудования, без проведения технического диагностирования;

л) контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и настоящих ФНП;

м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности принимать меры по их устранению и дальнейшему предупреждению;

н) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности;

о) обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, ремонт и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

п) обеспечить в соответствии с проектной, технической, документацией и требованиями настоящих ФНП наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний проведением поверки силами собственного метрологического подразделения (службы) или по договору с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения единства измерений технологических параметров в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;

р) распорядительным документом по организации установить порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением и обеспечить его исполнение в соответствии с требованиями настоящих ФНП.

В силу п. 382 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, объем, методы и периодичность технических освидетельствований сосудов (за исключением баллонов вместимостью до 100 л включительно, выпущенных до вступления в силу ТР ТС 032/2013), должны определяться в соответствии с указаниями изготовителя (разработчика проекта) в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

Техническое освидетельствование баллонов, выпущенных до вступления в силу ТР ТС 032/2013, должны проводиться по методике, утвержденной разработчиком проекта конструкции баллонов, в которой указываются периодичность освидетельствования и нормы браковки.

В случае отсутствия таких указаний объем, методы и периодичность технических освидетельствований в пределах срока службы сосудов следует принимать в соответствии с приложением №4 к настоящим ФНП.

Согласно п. 411 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, оборудование под давлением, используемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, в следующих случаях:

а) до начала применения на ОПО оборудования под давлением, требования к которому не установлены ТР ТС 032/2013;

б) по истечении срока службы, расчетного ресурса или при превышении количества циклов нагрузки оборудования, указанных в технической документации или в заключении экспертизы промышленной безопасности;

в) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования, если фактический срок его службы превысил 20 лет, или при отсутствии технической документации;

г) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала основных элементов оборудования под давлением, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено оборудование под давлением.

В силу п.п. 9, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. №263, работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта; стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан, в том числе:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;

в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда;

д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности;

е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности;

з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности.

Согласно п.п. 12, 20 Раздела III Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. №37, первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

В силу п. 6 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. №37, ответственным за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний в целом по организации является руководитель организации (работодатель), а в подразделении организации - руководитель подразделения.

Пунктом 228 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, установлено, что периодическую проверку знаний персонала (рабочих), обслуживающего оборудование под давлением, должны проводить один раз в 12 месяцев.

Согласно п. 9 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 г. №559, персонал автозаправочных станций помимо обучения, стажировки и инструктажа, не реже одного раза в квартал должен участвовать в учебно-тренировочных занятиях по ликвидации аварийных ситуаций, аварий и пожаров, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, в период с 16.07.2018 г. по 20.07.2018 г. сотрудниками Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым по адресу: <адрес> была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Семела», зарегистрированного в качестве юридического лица (<данные изъяты>), которое 09.11.2016 г. зарегистрировало опасный производственный объект: «Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция», реестровый №Я79-00138, по результатам проведения которой 20.07.2018 г. был составлен акт проверки №09-25-14/18 (л.д. 8-15).

В ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения:

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. №263, ответственный за организацию производственного контроля Стаменов К.В., назначенный приказом от 15.03.2017 г. №1-ю, не имеет аттестации по промышленной безопасности по профилю производственного объекта;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. а п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. №263, ответственным за осуществление производственного контроля не обеспечивается проведение контроля за соблюдением работниками опасного производственного объекта требований промышленной безопасности;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. в п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. №263, не проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности;

- в нарушение ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 20 Раздела III Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. №37, не предоставлен протокол аттестации руководителя по промышленной безопасности, выданный в территориальных органах Ростехнадзора или Службой, осуществляющей надзор за данным объектом;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. б п. 218 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, не назначен распорядительным актом из числа аттестованных специалистов, за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. е п. 218 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, не разработаны и не утверждены инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и специалистов (а) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

- в нарушение ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 207, пп. е п. 218, п. 282 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, п. 16 Раздела IV Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» отсутствуют руководства (инструкции) по эксплуатации оборудования, работающего под давлением: баллон зав. №1591, уч. №6.1-0063, 1990 г.в.; баллон зав. №2169, уч. №6.1-0059, 1990 г.в.; баллон зав. №2025, уч. №6.1-0065, 1990 г.в.; баллон зав. №2530, уч. №6.1-0064, 1990 г.в.; баллон зав. №2156, уч. №6.1-0069, 1990 г.в.; баллон зав. №2090, уч. №6.1-0066, 1990 г.в.; баллон зав. №1608, уч. №6.1-0060, 1990 г.в.; баллон зав. №1584, уч. №6.1-0061, 1990 г.в.; баллон зав. №2141, уч. №6.1-0068, 1990 г.в.; баллон зав. №2143, уч. №6.1-0067, 1990 г.в.; баллон зав. №2160, уч. №6.1-0062, 1990 г.в.; баллон зав. №1585, уч. №6.1-0071, 1990 г.в.; баллон зав. №2183, уч. №6.1-0058, 1990 г.в.; баллон зав. №2126, уч. №6.1-0070, 1990 г.в.; баллон зав. №2122, уч. №6.1-0072, 1990 г.в.;

- в нарушение ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. б п. 411 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, не проведена экспертиза промышленной безопасности оборудованию под давлением: баллон зав. №1591, уч. №6.1-0063, 1990 г.в.; баллон зав. №2169, уч. №6.1-0059, 1990 г.в.; баллон зав. №2025, уч. №6.1-0065, 1990 г.в.; баллон зав. №2530, уч. №6.1-0064, 1990 г.в.; баллон зав. №2156, уч. №6.1-0069, 1990 г.в.; баллон зав. №2090, уч. №6.1-0066, 1990 г.в.; баллон зав. №1608, уч. №6.1-0060, 1990 г.в.; баллон зав. №1584, уч. №6.1-0061, 1990 г.в.; баллон зав. №2141, уч. №6.1-0068, 1990 г.в.; баллон зав. №2143, уч. №6.1-0067, 1990 г.в.; баллон зав. №2160, уч. №6.1-0062, 1990 г.в.; баллон зав. №1585, уч. №6.1-0071, 1990 г.в.; баллон зав. №2183, уч. №6.1-0058, 1990 г.в.; баллон зав. №2126, уч. №6.1-0070, 1990 г.в.; баллон зав. №2122, уч. №6.1-0072, 1990 г.в.;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 228 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116, не проводится раз в 12 месяцев периодическая проверка знаний персонала (рабочих), обслуживающего оборудование под давлением;

- в нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 12, 20 Раздела III Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. №37, п. 6 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. №37, п.п. 5, 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. №263, специалисты организации не аттестованы в области промышленной безопасности (Б.7.1, Б.7.9 требования промышленной безопасности на объекте газораспределения и газопотребления);

- в нарушение ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 10 Положения о разработке планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. №730, п. 9 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 г. №559, отсутствует график учебно-тренировочных занятий по ликвидации аварийных ситуаций, аварий и пожаров, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте не имеют документов, подтверждающих отсутствие медицинских противопоказаний к указанной работе.

Изложенное послужило основанием для составления 30.07.2018 г. специалистом-экспертом, государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями и сосудами, работающими под давлением, Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Сибилевым М.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Семела» (л.д. 1-7).

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о виновности ООО «Семела» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Считаю данные выводы суда первой инстанции обоснованными, в том числе с учетом того, что ООО «Семела» событие административного правонарушения и свою виновность в его совершении не оспаривает.

Вместе с тем, ООО «Семела» в своей жалобе указывает на наличие оснований для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а именно: наличие смягчающих вину обстоятельств: малозначительность совершенного деяния, признание вины, совершение административного правонарушения по неосторожности без прямого умысла и впервые, отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, принятие всех возможных мер к устранению выявленных нарушений, а также тяжелое финансовое положение юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства.

Так, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Полагаю, что в данном случае избранная судом первой инстанции в отношении ООО «Семела» мера административной ответственности является чрезмерной с учетом того, что с 01.08.2016 г. юридическое лицо включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие и в соответствии с Книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, прибыль ООО «Семела» за полугодие 2018 года составила 866441,23 рублей, а за 9 месяцев 2018 года 1569264,29 рублей.

Более того, согласно представленных в суд апелляционной инстанции доказательствам ООО «Семела» предпринимает активные меры по устранению выявленных нарушений, в том числе: ООО «Семела» разработан и утвержден план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на объекте; заключен договор оказания услуг №1054-КМ от 09.07.2018 г. с ООО «ПрофЭксп», а также договор №10 от 27.07.2018 г. с ИП ФИО8 для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования, работающего под давлением, после чего была проведена экспертиза промышленной безопасности оборудования, работающего под давлением; главный инженер, машинист компрессорных установок и директор ООО «Семела» направлены на аттестацию; лица, допущенные к работе, направлены на предварительный медосмотр в поликлинику ГУП РК «Поликлиника медицинских осмотров» и заключен договор об обязательном медицинском осмотре.

При таких обстоятельствах, административное наказание в виде штрафа в сумме 200000 рублей, назначенное в предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ размере, не соответствует последствиям совершенного административного правонарушения, материальному положению ООО «Семела» и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом вышеизложенного, постановление Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 22.08.2018 г. по делу №5-135/2018, вынесенное в отношении ООО «Семела» подлежит изменению в части назначенного наказания путем снижения ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 100000 рублей.

Руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 22.08.2018 г. по делу №5-135/2018 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Семела» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ изменить, снизить размер назначенного Обществу с ограниченной ответственностью «Семела» наказания в виде административного штрафа до 100000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части судебное постановление – оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья (подпись) З.И. Курапова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>