ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-742/18 от 04.01.2018 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0004-01-2018-008552-64

дело № 12-742/2018

Р Е Ш Е Н И Е

26 декабря 2018 года г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Майорова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Эмдина Евгения Феликсовича на постановление Региональной энергетической комиссии от 28.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Эмдина Евгения Феликсовича,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.09.2018 (в окончательном виде изготовлено 28.09.2018) начальнику управления технологического присоединения АО «ЕЭСК» Эмдину Е.Ф. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе Эмдин Е.Ф. просит данное постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием заявителя состава административного правонарушения, указывая следующие доводы. Индексация размера платы за технологическое присоединение, закрепленная в абзаце 1 п. 3.1. договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.08.2015 между ООО «УК «ЭФЕС» и АО «ЕЭСК», датированного 27.07.2015, с учетом подпункта «г» пункта 33 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 -э/1, была изначально предусмотрена в тексте договора (п. 3.1.) сторонами договора при его заключении.

Повторно условие об индексации размера платы по договору воспроизведено в тексте подписанного сторонами договора дополнительного соглашения № 2 от 17.05.2017 к договору.

Арифметический расчет величины (суммы) индексации (в составе платы за технологическое присоединение) выполнен АО «ЕЭСК» при подготовке в декабре 2017 года дополнительного соглашения № 4 к договору, от включения которого на предложенных АО «ЕЭСК» условиях ООО «УК ЭФЕС» отказалось. Для расчета величины (суммы) индексации АО «ЕЭСК» использовались величины платы, содержащиеся в подписанном сторонами дополнительном соглашении № 2 от 17.05.2017 к договору.

ООО «УК «ЭФЕС» не оспаривает применение сторонами договора индексации платы по договору, разногласия сводятся к формуле расчета. личины индексации платы, для чего «УК «ЭФЕС» выполнило свой расчет.

Заявитель считает, поскольку пункт 33 Методических указаний предусматривает формулу платы за технологическое присоединение и устанавливает, что размер платы для каждого присоединения рассчитывается сетевой организацией в соответствии с утвержденной формулой, использование сторонами договора в его тексте формулы расчета итогового размера платы по договору соответствует как указанным Методическим указаниям, так и в последствии принятым Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным приказом ФАС России от 29.08.2017 #.

Применимые для целей регулирования вопросов заключения, изменения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения нормативно-правовые акты (включая п.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 6, 15, 16 Правил технологического присоединения) не содержат запрета либо ограничения на внесение соглашением сторон договора дополнений и изменений в условия договора, оформляемых путем заключения дополнительных соглашений к договору, так и на определение цены такого договора (размера платы за технологическое присоединение) в виде способа её определения и указание в тексте договора такого способа.

По мнению заявителя, указанное РЭК Свердловской области в акте проверки , в оформленном на его основе протоколе и обжалуемом постановлении письмо Федеральной антимонопольной службы РФ № от 07.09.2015 не имеет силу нормативно-правового документа, регулирующего порядок заключения, изменения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в связи с чем не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, так как: не подпадает под перечень нормативных правовых актов, предусмотренных п.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», не является предусмотренным указанным пунктом «иным нормативным правовым актом Российской Федерации, принятым в соответствии с указанными федеральными законами» (ФАС России не наделена правами на нормативно-правовое регулирование гражданско-правовых отношений в части установления от имени ФАС России порядка (правил) заключения, изменения и исполнения гражданско-правовых договоров об осуществлении технологического присоединения либо установления ограничений на применение закрепленных законодательством об электроэнергетике правил заключения, изменения и исполнения соответствующих договоров), не соответствует критериям подлежащего применению нормативного правового акта; издано органом, не наделенным полномочиями на установление правил заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Эмдин Е.Ф., в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Защитник Эмдина Е.Ф. – Молчанов П.О., действующий на основании доверенности, на доводах жалобы настаивал, просил отменить оспариваемое постановление

Представитель РЭК Свердловской области Безбородов А.В., действующий на основании доверенности, считает необходимым оставить жалобу без удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Часть 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с п.6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Как следует из материалов дела, Между АО «ЕЭСК» и обществом с ограниченной ответственностью «УК «ЭФЕС» на основании заявки на технологическое присоединение от 02.04.2015 заключен договор от 27.07.2015 (подписан с протоколом разногласий от 12.08.2015) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств РПнов, ТПнов для электроснабжения многофункционального жилого комплекса с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой (1 очередь), расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1.2 договора перечень мероприятий по технологическому присоединению определен в Технических условиях .

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению указан в п. 1.3 Договора и составляет 2 года. Размер платы за технологическое присоединение определен в п. 3.1 Договора на основании стандартизированных тарифных ставок, утвержденных постановлениями РЭК Свердловской области -ПК от 24.12.2014, -ПК от 24.12.2014 и составляет 20 605 645 руб.55 коп. (с НДС).

В результате заключения дополнительного соглашения к договору от 17.05.2017 № 2 размер платы за технологическое присоединение, определенный на основании стандартизированных тарифных ставок, был увеличен сетевой организацией с 20 605 645 руб. 55 коп. (с НДС) до 2б 280 404 руб. 63 коп. (с НДС), в связи с изменением схемы внешнего электроснабжения.

В дополнительном соглашении от 23.01.2018 № 4 к договору размер платы за технологическое присоединение, определенный на основании стандартизированных тарифных ставок, увеличен сетевой организацией с 26 280 404 руб. 63 коп. (с НДС) до 30 046 159 руб. 47 коп. (с НДС), в связи с индексацией стоимости мероприятий, учитываемых в плате за технологическое присоединение, на основании пп. «г» п. 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 .

В соответствии с пп. «г» п. 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 , индексируется стоимость мероприятий, учитываемых в плате за технологическое присоединение, рассчитанной в год подачи заявки. В дополнительном оглашении № 4 к договору проиндексирована стоимость мероприятий, учитываемых в плате за технологическое присоединение, рассчитанной 17.05.2017 (дата дополнительного соглашения № 2 к договору) при том, что заявка на технологическое присоединение подана в 2015 году.

Сумма нарушения составила 30 046 159 руб.47 коп.

Факт нарушения порядка ценообразования обоснованно зафиксирован в акте проверки от 03.08.2018, а также подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.08.2018, содержание которого отвечает требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, должностное лицо правильно установило все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, дало верную юридическую оценку его действиям по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств.

Вопреки доводам заявителя об отсутствии запрета на внесение соглашением сторон договора дополнений или изменений в условия договора при определении цены договора, ФАС в письме № от 07.09.2015 разъясняет, что размер платы за технологическое присоединение определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Корректировка размера платы за технологическое присоединение после подписания сторонами договора Правилами не предусмотрена.

Правилами не предусмотрен пересмотр размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по обращению сетевой организации в связи с уточнением технических параметров (корректировкой технических условий или проектной документации);

в случае если плата за технологическое присоединение рассчитана сетевой организацией по утвержденным ставкам, сетевая организация не вправе после подписания сторонами договора корректировать плату путем заключения дополнительного соглашения в связи с уточнением технических параметров (внесения изменений в технические условия или проектную документацию);

возможность корректировки платы за технологическое присоединение по договорам, находящимся на исполнении, при ее определении по утвержденным ставкам и по индивидуальному проекту Правилами не предусмотрена.

Действительно, данное письмо не является нормативно-правовым актом, этим письмом дается разъяснение порядка применения действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушеиии установлено бездействие должностного лица – начальника управления технологического присоединения АО «ЕЭСК» Эмдина Е.Ф., выразившееся в отсутствии контроля за правильностью применения регулируемых государством тарифов.

Назначенное Эмдину Е.Ф. наказание отвечает требованиям закона.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений и прекращение производства, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.09.2018 (в окончательном виде изготовлено 28.09.2018) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника управления технологического присоединения акционерного общества «Екатеринбургская электросетевая компания» Эмдина Евгения Феликсовича оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд.

Судья И.В.Майорова