ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-744-2022 от 27.06.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

12-744-2022

Р Е Ш Е Н И Е

27 июня 2022 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8

Судья Всеволожского городского суда <адрес>ФИО4,

рассмотрев жалобу ООО «УСС «Динамо», ОГРН 1027806888120, ИНН7813131348, на постановление /Д от ДД.ММ.ГГГГ по 8.1 КоАП РФ, вынесенного Комитетом государственного экологического надзора <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением/Д от ДД.ММ.ГГГГ Комитета государственного экологического надзора <адрес> по ст. 8.1 КоАП признано виновным ООО «УСС «Динамо», назначен административный штраф в размере 20 000 рублей.

С указанными постановлением ООО «УСС «Динамо» не согласилось, в жалобе просит его изменить, смягчить наказание,. Указывает на тяжелое имущественное и финансовое положение общества, обусловленного в том числе коронавирусной инфекцией.

Законный представитель ООО «УСС «Динамо», извещенный о времени, месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не заявил.

Представитель надзорного органа ФИО1 не возражала против смягчения наказания.

Судья, выслушав мнение защитника, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к выводу о необходимости изменения постановления.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 380-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 504-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела,Комитетом государственного экологического надзора <адрес> на основании распоряжения председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГ/ПВ, распоряжения о внесении изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ/ПВ-1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ООО «УСС «ДИНАМО».

В ходе проверки установлено, что ООО «УСС «Динамо» осуществляет хозяйственную деятельность на двух площадках: - лыжная база «Кавголово» - Всеволожский, р-н, <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 47:07:0502025:59, находится в аренде у ООО «УСС «Динамо» до ДД.ММ.ГГГГ (на основании дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ), собственником земельного участка является Санкт-Петербургская и Ленинградская областная организация общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо». Согласно данным государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду объект лыжная база «Кавголово» (Лыжная база «Динамо») по адресу: 188710, <адрес>, относится к объектам Ш-й категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта П) и поставлен ДД.ММ.ГГГГ на государственный учет в региональный государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду. - учебно-спортивная база «Васкелово» - <адрес>, Западная наб., <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 47:07:0268001:94, находится в собственности ООО «УСС «Динамо» (свидетельство ДД.ММ.ГГГГ). Согласно данным государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду объект База отдыха «Динамо» (Учебно-спортивная база «Васкелово») по адресу: 188696, <адрес>, Западная набережная, 15, относится к объектам Ш-й категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта П) и поставлен ДД.ММ.ГГГГ на государственный учет в региональный государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно справке о штатной численности организации от ДД.ММ.ГГГГ в штате ООО «УСС «Динамо» состоит 19 человек: лыжная база «Кавголово» - 9 человек, учебно-спортивная база «Васкелово» - 10 человек.

Согласно критериям, установленным ст. 3, ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ООО «УСС «Динамо» к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится.

ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут при составлении акта проверки - /ПВ по результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО «УСС Динамо» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения Комитета государственного экологического надзора <адрес> (далее - Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ/ПВ, распоряжения о внесении изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ/ПВ-1, установлено следующее. 1. В соответствии со ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы ПЭК установлены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

В соответствии с п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п. 1 Приложения 2 к приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности (п. 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п. 1 Приложения 2 к приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ).

При проведении проверки ООО «УСС «Динамо» представило следующие документы:

- план мероприятий по разработке природоохранной документации ООО «УСС «Динамо» в 2021 году (подразделения учебно-спортивная база «Васкелово» и лыжная база «Кавголово»), утвержденный генеральным директором ФИО2ДД.ММ.ГГГГ;

- отчет по программе производственного экологического контроля за 2020 г. для объекта негативного воздействия П, расположенного по адресу <адрес> Согласно плану мероприятий по разработке природоохранной документации ООО «УСС «Динамо» в 2021 году, разработка программы ПЭК для площадок «Васкелово» и «Кавголово» планируется в июне 2021 года. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за разработку программы ПЭК назначен ФИО3.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год ООО «УСС «Динамо» в Комитет не представлен (до ДД.ММ.ГГГГ), что является нарушением п. 7 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п. 1 Приложения 2 к приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ). Программа производственного экологического контроля ООО «УСС «Динамо» не разработана и не утверждена, что является нарушением п. 2 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 2. Согласно данным, содержащимся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на объектах осуществления хозяйственной ©О# Ш(Ю- «Динамо» на территории <адрес> (учебно-спортивнаябаза «Васкелово» и лыжная база «Кавголово») имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - котельные (организованный, точечный источник), топливом для которых служит каменный уголь.

В результате работы котельных в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества I класса опасности (бензапирен), IV класса опасности (углерода оксид), III класса опасности (азота диоксид, серы диоксид, азота оксид, углерод (сажа), пыль неорганическая). Выбросы в год: учебно-спортивная база «Васкелово» - 9.97366 т/г, лыжная база «Кавголово» - 3.32955 т/г.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. 3 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок), заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Согласно п. 5 Порядка информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1 - 3 суток первой, второй или третьей степени опасности. Прогнозы НМУ составляются уполномоченными органами для городских и иных поселений, а также для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно гл. 5 Методических указаний «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД 5ДД.ММ.ГГГГ-85, разработка мероприятий по регулированию выбросов осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и загрязнения атмосферы, в проектных и отраслевыхинститутах промышленных министерств с учетом специфики конкретных производств. Разработки проводятся как для действующих, так и для проектируемых предприятий. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха. В периоды НМУ следует добиваться необходимого для каждого из трех режимов работы предприятия снижения концентраций при наименьших усилиях. Учитывается также приоритетность загрязняющих веществ. Размер сокращения концентрации примесей в воздухе для предприятий устанавливают и в дальнейшем уточняют местные подразделения Госкомгидромета СССР. При этом учитываются: уровень фактического загрязнения воздуха в городе, технологические возможности производства, пылегазоулавливающего оборудования, особенности метеорологического режима и т.д. Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ могут быть общими, применимыми на любом предприятии, и специфическими, относящимися к конкретным производствам..

В нарушение ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 19, ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Методических указаний «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД 5ДД.ММ.ГГГГ-85, ООО «УСС «Динамо» не имеет согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению указанных выбросов, и не проводило такие мероприятия. 3. В ходе осмотра территории учебно-спортивной базы «Васкелово» установлено, что на территории функционируют локальные очистные сооружения «ТОПАЭРО 24ПР», производительностью 24 м3/ч, введенные в эксплуатацию в 2011 году. Локальные очистные сооружения «ТОПАЭРО 24ПР» используются ООО «УСС «Динамо» для очистки бытовых сточных вод от расположенного на территории базы трехэтажного здания, в здании предусмотрено проживание 95 человек. Водоснабжение базы «Васкелово» осуществляется подземными водами из артезианской скважины, расположенной на земельном участке.

Согласно рабочему проекту от 2011 г. «Рабочий проект наружной бытовой канализации трехэтажного здания спортивной базы. 11.109.00-НК», выполненному ООО «ИнКом» (далее - Проект), представленному ООО «УСС «Динамо» в ходе проверки, после очистки сточные воды попадают в колодец чистой воды без дна, установленный на щебеночном основании. В целях предотвращения заболачивания грунта предусмотрено щебеночное основание, охранная зона скважины 30 м, расстояние до скважины по проекту 32 м. По проекту сброс сточных вод предусмотрен на грунт.

Контроль за качеством сточных вод осуществляется в контрольном колодце. Периодичность отбора - 1 раз в квартал.

Согласно акту осмотра /ПВ-2 от ДД.ММ.ГГГГ, акту осмотра /ПВ от ДД.ММ.ГГГГ, контрольный колодец не герметичен, из колодца сточные воды самотеком стекают по склону. По словам уполномоченного представителя ООО «УСС «Динамо» интенсивность излива сточных вод на рельеф зависит напрямую от интенсивности работы очистных сооружений.

Таким образом, техническое состояние финального колодца неудовлетворительно из-за чего сточные воды самотеком поступают на рельеф (на водосборную площадь оз. Лемболовское, расстояние до озера составляет около 200 м). Учитывая геологическое строение участка (согласно сведениям из Проекта на участке залегают песок пылеватый, суглинок пылеватый) происходит инфильтрация сточных вод в толщу залегающих на участке пород. ДД.ММ.ГГГГ сотрудником испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» произведен отбор проб сточной воды изприемной камеры очистных сооружений и на выходе из финального колодца в месте излива сточной воды на грунт. Целью исследования являлось определение эффективности работы очистных сооружений «ТОПАЭРО 24ПР» по очистке сточных вод от расположенного на территории базы трехэтажного здания.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ-Э-21 и протоколам исследований проб сточной воды .В.2021-12.В.2021 от ДД.ММ.ГГГГ исходя из представленных показателей нормативов качества воды и ПДК после очистки сточных вод на площадке «Васкелово» эффективность работы очистных сооружений недостаточная. Недостаточная очистка по следующим показателям: нитрат-ион, фосфат-ион, взвешенные вещества, хлорид- ион, ХПК, что говорит об органическом загрязнении.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно требованиям в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства, установленным ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что на территории базы «Васкелово» ООО «УСС «Динамо» осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод на грунт, т.е. ООО «УСС «Динамо» нарушены требования т. 34, п. 1 ст. 39, ч. 1, 3 ст. 43.1, ст. 51, ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Доказательств невозможности ООО «УСС «Динамо» соблюдения установленных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Как правильно сделан вывод должностным лицом, действие (бездействие) ООО «УСС «Динамо» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ

Действия юридического лица квалифицированы правильно по ст. 8.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «УСС «ДИНАМО» учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение.

В дело представлены документы, подтверждающие тяжелое финансовое и имущественное положение общества.

Вместе с тем при рассмотрении дела финансовое и имущественное положение недостаточным образом учтены. Наряду с признанием обществом вины, характером и фактическими обстоятельствами дела суд считает возможным изменить постановление в части назначения наказания и назначить юридическому лицу наказание в виде предупреждения, предусмотренного в том числе санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.

С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление/Д от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.1 КоАП РФ, вынесенное Комитетом государственного экологического надзора <адрес> в отношении ООО «УСС «Динамо» изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: