Судья Ящихина В.В. Дело № 12-746/2023-7-174К
УИД 53RS0022-01-2023-007957-39
РЕШЕНИЕ
25 декабря 2023 года г. Великий Новгород
Судья Новгородского областного суда Алещенкова И.А. (по адресу: г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1),
с участием прокурора Жуковой Е.С., представителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Дмитриева К.Л.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаева А.И. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 30 ноября 2023 года, которым
протест исполняющего обязанности прокурора Новгородской области Россоловского П.А. удовлетворен, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаева А.И. от 10 октября 2023 года <...>п, вынесенное в отношении заместителя начальника отдела государственной поддержки отрасли Министерства культуры Новгородской области Гусевой Е.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Новгородской области,
установил:
Постановлением первого заместителя прокурора Новгородской области Россоловского П.А. от 02 октября 2023 года в отношении должностного лица - заместителя начальника отдела государственной поддержки отрасли Министерства культуры Новгородской области Гусевой Е.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Вышеуказанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела переданы для рассмотрения по существу руководителю Управления Федерального казначейства по Новгородской области.
Постановлением № 50-18-04/20п, вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаевым А.И. 10 октября 2023 года при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 30 ноября 2023 года, принятым по протесту исполняющего обязанности прокурора Новгородской области Россоловского П.А., постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаева А.И. от 10 октября 2023 года № 50-18-04/20п отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Новгородской области.
В жалобе в порядке пересмотра, поданной в Новгородский областной суд (через Новгородский районный суд Новгородской области) заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаев А.И. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении, полагая законным и обоснованным вынесенное им постановление по делу.
Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаев А.И. и лицо, в отношении которого возбуждено дело, Гусева Е.М., надлежаще извещенные о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), изучив доводы жалобы, выслушав прокурора Жукову Е.С., полагавшего решение судьи районного суда законным и обоснованным, представителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Дмитриева К.Л., поддержавшего жалобу должностного лица по изложенным в ней мотивам, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетного трансферта.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 (далее также Правила).
Пунктом 9 указанных Правил определено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в системе «Электронный бюджет».
Согласно требованиям пункта 10 Правил (в редакции, действовавшей на дату заключения Соглашения) соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в числе прочего, сроки и порядок представления в системе «Электронный бюджет» отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (подпункт «з»).
В пункте 26 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры» (в редакции, действовавшей на дату заключения Соглашения), указано, что условиями предоставления субсидии являются, в том числе, заключение соглашения между Министерством культуры Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (подпункт «в» пункта 26).
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения постановлением первого заместителя прокурора Новгородской области Россоловского П.А. от 02 октября 2023 года в отношении заместителя начальника отдела государственной поддержки отрасли Министерства культуры Новгородской области Гусевой Е.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном вышеуказанной нормой, послужили изложенные в постановлении выводы о том, что 27 декабря 2021 года между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Новгородской области заключено соглашение № 054-09-2022-626 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Новгородской области на реализацию федерального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры «Культурная среда» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» (далее также Соглашение).
В соответствии с условиями Соглашения общий объем предоставленной субсидии в 2022 году составил 12 781 187,46 рублей, в 2023 году 30 442 100 рублей, в 2024 году 0 рублей.
Пунктом 4.3.4 Соглашения предусмотрено, что Министерство культуры Новгородской области обязуется обеспечивать предоставление в Министерство культуры Российской Федерации в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет» отчеты о расходах бюджета Новгородской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и о достижении значений показателей результативности не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным годом (приложения № 3 и 4 к Соглашению).
В ходе проведенной прокуратурой Новгородской области проверки исполнения Министерством культуры Новгородской области бюджетного законодательства установлено, что в нарушение части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, пункта 4.3.4 Соглашения отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01 января 2023 года по Соглашению, размещенный в системе «Электронный бюджет», представлен Министерством культуры Новгородской области в Министерство культуры Российской Федерации с нарушением установленных Соглашением сроков, а именно 24 января 2023 года вместо 11 января 2023 года.
Должностным лицом, ответственным за составление и представление отчетности, является заместитель начальника отдела государственной поддержки отрасли Министерства культуры Новгородской области Гусева Е.М.
Прекращая на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении производство по данному делу, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаев А.И. пришел к выводу об отсутствии в деянии заместителя начальника отдела государственной поддержки отрасли Министерства культуры Новгородской области Гусевой Е.М. события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, поскольку Министерством культуры Новгородской области при исполнении Соглашения допущено не нарушение условий и (или) порядка предоставления (расходования) субсидии, изложенных в пунктах 3.2, 3.3-3.3.3 Соглашения, а нарушение договорных обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.4 Соглашения, выразившихся в нарушении сроков предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности. Нарушения Министерством культуры Новгородской области непосредственно порядка и (или) условий предоставления (расходования) субсидии, зафиксированных в пунктах 3.2, 3.3-3.3.3 Соглашения, не установлено.
Отменяя постановление должностного лица и возвращая дело на новое рассмотрение в административный орган, судья районного суда исходил из того, что периодическое предоставление отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии относится к числу обязательных условий соглашения о предоставлении субсидии, которое направлено на выполнение контроля за осуществлением соответствующих расходов и результативностью использования субсидии (контроль за порядком расходования межбюджетных трансфертов).
Оснований не согласиться с таким выводом судьи районного суда не имеется, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона, регулирующего возникшие правоотношения, а также содержания Соглашения.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При таком положении при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, об оценке доказательств, должностным лицом соблюдены не были.
Доводы со ссылкой на иную судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 30 ноября 2023 года, вынесенное в отношении Гусевой Е.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаева А.И. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Новгородского
областного суда И.А. Алещенкова