ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-746/2023 от 30.11.2023 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-746/2023

УИД 53RS0022-01-2023-007957-39

РЕШЕНИЕ

г. Великий Новгород 30 ноября 2023 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),

с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Новгородской области Жуковой Е.С., представителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Дмитриева К.Л.,

рассмотрев в порядке пересмотра протест исполняющего обязанности прокурора Новгородской области Россоловского П.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаева А.И. от 10 октября 2023 года п, вынесенное в отношении должностного лица –

заместителя начальника <данные изъяты> Гусевой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением первого заместителя прокурора Новгородской области Россоловского П.А. от 02 октября 2023 года в отношении заместителя начальника отдела государственной поддержки отрасли министерства культуры Новгородской области Гусевой Е.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение требований части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999, пункта 4.3.4 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Новгородской области от 27 декабря 2021 года .

Сопроводительным письмом начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Борычевой Д.Н. от 04 октября 2023 года вышеуказанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела переданы для рассмотрения по существу руководителю Управления Федерального казначейства по Новгородской области.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаевым А.И. 10 октября 2023 года вынесено постановление п о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника <данные изъяты> Гусевой Е.М. в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В протесте, принесенном в Новгородский районный суд Новгородской области, исполняющий обязанности прокурора Новгородской области Россоловский П.А. ставит вопрос об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Новгородской области, приводя доводы о допущенных процессуальных нарушениях норм КоАП РФ и преждевременности вывода должностного лица административного органа об отсутствии события административного правонарушения.

Истребованные из Управления Федерального казначейства по Новгородской области подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 10 ноября 2023 года.

Согласно части 1 статьи 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 названного Кодекса.

Изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок на принесение протеста на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении исполняющим обязанности прокурора Новгородской области Россоловского П.А. соблюден.

В судебное заседание лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, Гусева Е.М. не явилась, судебные повестки, направленные заказными письмами по адресу ее места жительства (регистрации) и месту работы, возвращены из-за истечения срока хранения, в связи с чем с учетом требований ст.ст. 25.1, 25.15, 30.6 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судья приходит к выводу о ее надлежащем извещении о дате и месте рассмотрения дела и возможности рассмотрения дела без ее участия.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, выслушав прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Новгородской области Жукову Е.С., поддержавшую изложенную в протесте позицию о незаконности постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 10 октября 2023 года, заслушав представителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Дмитриева К.Л., полагавшего доводы протеста необоснованными, а оспариваемое постановление законным и не подлежащим отмене по основаниям, приведенным в письменных возражениях на протест, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения постановлением первого заместителя прокурора Новгородской области Россоловского П.А. от 02 октября 2023 года в отношении заместителя начальника <данные изъяты><данные изъяты><адрес> Гусевой Е.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном вышеуказанной нормой, послужили изложенные в данном процессуальном документе выводы о том, что 27 декабря 2021 года между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Новгородской области на реализацию федерального проекта <данные изъяты>

В соответствии с условиями Соглашения общий объем предоставленной субсидии в 2022 году составил 12 781 187,46 рублей, в 2023 году 30 442 100 рублей, в 2024 году 0 рублей.

Пунктом 4.3.4 Соглашения предусмотрено, что министерство культуры Новгородской области обязуется обеспечивать предоставление в <данные изъяты> в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет» отчеты о расходах бюджета Новгородской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и о достижении значений показателей результативности не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным годом.

В ходе проведенной прокуратурой Новгородской области проверки исполнения министерством культуры Новгородской области бюджетного законодательства установлено, что в нарушение части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999, пункта 4.3.4 Соглашения отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01 января 2023 года по Соглашению, размещенный в системе «Электронный бюджет», представлен <данные изъяты><адрес> в <данные изъяты><данные изъяты> с нарушением установленных Соглашением сроков, а именно 24 января 2023 года вместо 11 января 2023 года.

Должностным лицом, ответственным за составление и представление отчетности, является заместитель начальника отдела государственной поддержки <данные изъяты><адрес> Гусева Е.М.

Прекращая в порядке ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении производство по данному делу, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области пришел к выводу о том, что в действиях (бездействии) заместителя начальника отдела государственной поддержки <данные изъяты><адрес> Гусевой Е.М. отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, указывая, что <данные изъяты><адрес> при исполнении Соглашения допущено не нарушение условий и (или) порядка предоставления (расходования) субсидии, изложенных в пунктах 3.2, 3.3-3.3.3 Соглашения, а нарушение договорных обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.4 Соглашения, выразившихся в нарушении сроков предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности. Нарушения <данные изъяты><адрес> непосредственно порядка и (или) условий предоставления (расходования) субсидии, зафиксированных в пунктах 3.2, 3.3-3.3.3 Соглашения, не установлено.

Вместе с тем с постановлением должностного лица Управления Федерального казначейства по Новгородской области согласиться нельзя ввиду следующего.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, выражается в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.

Таким образом, частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетного трансферта.

В соответствии с частью 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 (далее - Правила).

Пунктом 9 указанных Правил определено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в системе "Электронный бюджет".

Согласно требованиям пункта 10 Правил (в редакции от 31.05.2021, действовавшей на дату заключения Соглашения) соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в числе прочего, сроки и порядок представления в системе "Электронный бюджет" отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (подпункт «з»).

Из содержания рассматриваемого Соглашения усматривается, оно заключено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 декабря 2021 года № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», названными выше Правилами и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры».

В пункте 26 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры» (в редакции от 03.09.2021, действовавшей на дату заключения Соглашения), указано, что условиями предоставления субсидии являются, в том числе, заключение соглашения между Министерством культуры Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (подпункт «в» пункта 26).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет констатировать, что периодическое предоставление отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии относится к числу обязательных условий соглашения о предоставлении субсидии, которое направлено на выполнение контроля за осуществлением соответствующих расходов и результативностью использования субсидии (контроль за порядком расходования межбюджетных трансфертов).

Учитывая изложенное, выводы должностного лица административного органа о том, что допущенное <данные изъяты><адрес> нарушение сроков предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности является только нарушением договорных обязательств Соглашения и не является нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) субсидии, нельзя признать правильными.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу об обоснованности доводов протеста прокурора. Правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по мотивам, указанным в постановлении должностного лица, не имелось.

Ссылка должностного лица в поданных на протест возражениях на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

С учетом изложенного, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, об оценке доказательств, должностным лицом соблюдены не были.

Допущенные при производстве по данному делу нарушения являются существенными нарушениями процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку влияют на правильное разрешение дела и вынесение законного постановления.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаева А.И. от 10 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника отдела государственной поддержки отрасли <данные изъяты><адрес> Гусевой Е.М. подлежит отмене.

Поскольку на момент рассмотрения протеста прокурора в Новгородской районном суде Новгородской области срок давности привлечения Гусевой Е.М. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Новгородской области.

При новом рассмотрении дела следует учесть указанное в настоящем решении, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению и установлению всех обстоятельств дела об административном правонарушении, дать оценку представленным доказательствам, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья районного суда

решил:

Протест исполняющего обязанности прокурора Новгородской области Россоловского П.А. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области Исаева А.И. от 10 октября 2023 года № 50-18-04/20п, вынесенное в отношении заместителя начальника <данные изъяты><данные изъяты> Гусевой Е.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить; дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Управления Федерального казначейства по Новгородской области.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, вынесшим постановление, а прокурором принесен протест в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.В. Ящихина