ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-747/2021 от 07.10.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

07 октября 2021 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе Лысковой Е.А. на постановление мирового судьи с/у №7 Кировского района г.Иркутска Захаровой Е.Р. от 08.07.2021 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи с/у №7 Кировского района г.Иркутска Захаровой Е.Р. от 08.07.2021 г. главный бухгалтер отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности министерства образования Иркутской области Лыскова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000,00 рублей.

Лыскова Е.А., не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание Лыскова Е.А. не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, при этом, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.

В судебном заседании принимала участие должностное лицо, составившее протокол, ведущий инспектор линейной инспекции №4 Контрольно-Счетной палаты Иркутской области Похоева М.В., которая в судебном заседании пояснила, что протокол об административном правонарушении в отношении Лысковой Е.А. был составлен по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением последней своих должностных обязанностей по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной отчетности, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности министерства за 2020 год.

Выслушав пояснения Пахоевой М.В., проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, в рамках проведения Контрольно-Счетной палатой Иркутской области контрольного мероприятия «Оценка качества формирования регионального проекта «Современная школа» и проверки законности и результативности расходования бюджетных средств, выделенных на его реализацию в 2019-2020 годах» в отношении Министерства образования Иркутской области проведена проверка.

Установлено, что между Министерством образования Иркутской области (Заказчик) в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» заключен государственный контракт от 29.06.2020 №55-57-14/20 с ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ» (Исполнитель) на оказание услуг по передаче прав на фотограмметрическое программное обеспечение Agisoft Metashape Professional Edition (программное обеспечение) на сумму 244,4 тыс. рублей.

Согласно п.п. 1.1, 1.2, 4.1 контракта оказание услуг Исполнителем заключается в передаче неисключительных прав на программное обеспечение 42 общеобразовательным организациям по адресам, установленным в Спецификации, являющейся приложением 1 к контракту . Заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги на основании акта сдачи-приемки услуг.

Факт оказания Исполнителем услуг министерству по передаче прав на программное обеспечение для оснащения Центров «Точка роста» подтвержден актом на передачу прав от ДД.ММ.ГГГГ № РГ06300044, актом сдачи-приемки услуг от 22.10.2020. Оплата оказанных услуг произведена министерством в сумме 244,4 тыс. рублей платежным поручением от 22.10.2020 .

Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ-а в ходе проверки регистров бюджетного (бухгалтерского) учета по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование» (оборотно-сальдовых ведомостей) установлено, что в отступление от требований п. 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н в редакции от 14.09.2020, действующей до 01.01.2021, неисключительные права на программное обеспечение, переданные министерству Исполнителем в силу контракта , не отражены министерством на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Произведенные затраты списаны на расходы министерства по дебету счета 401.2 «Расходы текущего финансового года», кредиту счета 302.26 «Расчеты по прочим работам, услугам».

Выявленные проверкой нарушения требований бюджетного (бухгалтерского) учета, повлекли искажение показателей бюджетной отчетности министерства за 2020 год, выраженное в денежном измерении более чем на 10%, поскольку в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф. 0503730) по состоянию на 01.01.2021 по строке 010 гр. 5 искажение составило 244,4 тыс. рублей, при этом, по указанной строке отражена лишь сумма в размере 237 950,30 рублей, числящаяся согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 на начало 2020 года, тогда как заключение контракта на сумму 244,4 тыс. рублей и, соответственно, оплата по контракту состоялись в октябре 2020 года.

Частью четвертой статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно п. 4 Примечания к названной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (статья 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (статья 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Согласно положениям статьи 9 и 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Перечень и формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета установлены Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Согласно п. 16 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием: метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации N 157н от 1 декабря 2010 г. "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Согласно требованиям п. 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н в редакции от 14.09.2020, действующей до 01.01.2021 (далее - Инструкция № 157н), учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее-Инструкция №191н) бюджетная отчетность министерства включает, в том числе Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503730), Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) (один из разделов Пояснительной записки к балансу (ф. 0503160), которые содержат сведения о наличии имущества на забалансовых счетах.

В силу п. 333 Инструкции №157н при отсутствии документального оформления взаимосвязанных расчетов между участниками централизованного снабжения требуется осуществление бюджетного (бухгалтерского) учета стоимости имущества у Заказчика: отражение неисключительных прав на забалансовым счете 01 «Имущество, полученное в пользование», а также в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе объектов имущества (имущественных прав)).

Таким образом, грубое нарушение требований бюджетного (бухгалтерского) учета, установленных п. 333 Инструкции №157н, повлекших искажение показателей бюджетной отчетности министерства за 2020 год более, чем на 10%, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Инструкции N 157н, ведение бухгалтерского учета субъекта осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011, обязанности по ведению бухгалтерского учета возложены на главного бухгалтера Министерства образования Иркутской области Лыскову Е.А. на основании распоряжения от 20.12.2019 г. о назначении Лысковой Е.А. на должность начальника отдела – главного бухгалтера отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности министерства образования Иркутской области.

Согласно должностного регламента, утв. Министром образования Иркутской области 06.06.2019 г., начальник отдела – главный бухгалтер отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности министерства образования Иркутской области: - составляет достоверную бухгалтерскую отчетность на основе первичных документов и бухгалтерских записей; ведет бюджетный учет, в том числе, принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение инвентаризации, оценки имущества и обязательств; осуществляет внутренний финансовый контроль. С должностным регламентом Лыскова Е.А. была ознакомлена 23.12.2019 г.

Таким образом, начальником отдела – главным бухгалтером отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности министерства образования Иркутской области Лысковой Е.А. при формировании отчетности за 2020 год, допущено грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению бухгалтерской отчетности (Баланса министерства за 2020 год), которое выразилось в искажении показателей бухгалтерской отчетности, и повлекло искажение в денежном измерении более чем на 10%.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, Актом проверки -а от ДД.ММ.ГГГГ, копией бухгалтерского отчета, должностным регламентом главного бухгалтера, распоряжением от 20 декабря 2019 г., оборотно-сальдовой ведомостью за 2020 год, государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от 29.10.2020 г.

Перечисленным доказательствам, в совокупности с иными материалами дела, мировой судья дал верную оценку и обоснованно установил наличие в действиях Лысковой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Утверждения заявителя об отсутствии признаков значимого влияния выявленных нарушений на достоверность отчетности правового значения не имеют, поскольку Лысковой Е.А. такие действия или наступление таких последствий по настоящему делу не вменялось. Правонарушение носит формальный характер, заключающийся в искажении показателей бухгалтерской отчетности.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Фактические обстоятельства дела и вина Лысковой Е.А. в совершении правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления мирового судьи, по делу не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий, определенных руководителем КСП Иркутской области.

Административное наказание назначено в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим административному правонарушению.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу оставить без удовлетворения, постановление от 08.07.2021 г., вынесенное мировым судьей судебного участка №7 Кировского района г. Иркутска Захаровой Е.Р. - без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья: О.Ю.Шатаева