Дело № 12-747\2021
УИД:51RS0001-01-2021-004911-26
РЕШЕНИЕ
17 августа 2021 г. <...>
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Карельские морепродукты» Пушкаревой Юлии Сергеевны на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 18900009760210013459 от 01.07.2021 юридическое лицо АО «Карельские морепродукты» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Считая постановление незаконным, защитник АО «Карельские морепродукты» обратилась в суд с жалобой, в обоснование жалобы указала, что административным органом не учтено обстоятельство отсутствия причинения ущерба ВБР. Так, направив неверные сведения (техническая ошибка), вид продукции «Пикша» подан исключительно с нарушением вида разделки: без плечевых костей косой срез и потрошеная без головы, т.е. допущено формальное нарушение в виде несоответствия этикеток номенклатуре, содержащейся в электронном промысловом журнале. При этом, вид разделки на этикетках у экипажа не составил сомнений.
Кроме того, электронный промысловый журнал, используемый в качестве программного обеспечения, на сегодняшний день не совершенен, т.е. имеет свои недочеты - при обновлении данных происходят периодические технические сбои, что может привести к непреднамеренным ошибкам в технологическом журнале при переносе сведений из/в ЭПЖ. Установлены случаи, при которых обновления программного обеспечения ЭПЖ самостоятельно заменяло коды продукции. Капитаном поданы коррективы ССД, то есть обязанность в передаче сведений выполнена в полном объеме.
По мнению заявителя, такие формальные нарушения заявителем Правил не повлекли за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не привели к негативным последствиям для общества, государства, охраняемых законом интересов. Просит снизить размер административного штрафа до 50000 рублей.
Законный представитель АО Карельские морепродукты» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании защитник Пушкарева Ю.С. доводы жалобы поддержала, дополнила, что сведений о привлечении АО «Карельские морепродукты» к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы, не имеется. Совершению правонарушения послужил тот факт, что ввели электронный промысловый журнал, программа новая, объем информации большой, в связи с чем могут возникать ошибки. Просила учесть, финансовое положение общества.
Представитель Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Разрешая вопрос об административной ответственности АО «Карельские морепродукты» должностное лицо органа административной юрисдикции правильно исходил из положений Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 года N 414.
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.
Статьей 10 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу части 1 статьи 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства.
Согласно частям 2, 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 N 414 (далее Правила).
Пункт 9.3 Правил рыболовства гласит, что капитан судна с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн, оборудованного ТСК при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения). В случае невозможности передать ССД в установленные сроки, капитан судна обязан, в срок не более 3-х суток, известить территориальные органы Росрыболовства и филиалы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» с указанием причин и обеспечить передачу всех пропущенных ССД в течение последующих 5 дней.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2019 № 721 утвержден Порядок передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов (далее - Порядок).
Настоящий Порядок регламентирует правила предоставления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими рыболовство с использованием российских и (или) иностранных судов (далее - субъекты мониторинга), данных, предусмотренных подпунктами «б» - «г» пункта 12 Положения об осуществлении государственного мониторинга ВБР и применении его данных, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 994.
В соответствии с пунктом 15 Порядка капитан судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного техническим средством контроля, обеспечивающим постоянную, автоматическую, некорректируемую передачу информации о местоположении судна, должен обеспечивать ежедневную передачу судовых суточных донесений в отраслевую систему мониторинга (далее - ОСМ) о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов.
Как следует из материалов дела, АО «Карельские морепродукты», посредством судна ПК-2595 «Капитан Громцев», под управлением должностного лица капитана судна ФИО1 в период с 01.12.2020 по 28.01.2021 осуществляло промышленное рыболовство в зоне острова Шпицберген (Гренландское море, Норвежское море, Баренцево море), Норвежской экономической зоне, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - ИЭЗ Российской Федерации) в Баренцевом море по разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - ВБР) от 26.06.2020 № 512020010205ПМ и от 22.12.2020 № 512021010085ПМ, выданным Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству юридическому лицу пользователю ВБР АО «Карельские морепродукты».
Согласно разрешению на добычу (вылов) ВБР от 22.12.2020 № 512021010085ПМ, договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартер) от 25.02.2020 № К/08-20 АО «Карельские морепродукты» являлось пользователем ВБР и судовладельцем судна ПК-2595 «Капитан Громцев».
В ходе осмотра судна установлено, что в период с 12.01.2021 по 28.01.2021 АО «Карельские морепродукты», посредством судна ПК-2595 «Капитан Громцев», допустило подачу, капитаном судна ФИО1, в установленном порядке ССД в электронном виде о ежедневной рыбопромысловой деятельности судна указывая в значениях показателей и реквизитах «пикшу потрошеную без головы без плечевых костей мороженую навеска 800 гр. минус экспорт», под видом «пикши потрошеной без головы мороженой навеска 800 гр. минус экспорт вес ящика 19.05 кг», таким образом, допустило не соответствие показателей и реквизитов, включаемых в ССД, передаваемых ФГБУ «ЦСМС» технологическому журналу судна ПК-2595 «Капитан Громцев», тем самым нарушило пункт 9.3 Правил рыболовства.
29.01.2021 АО «Карельские морепродукты» в ФГБУ «ЦСМС», повторно направило в электронном виде ССД за период с 12.01.2021 по 28.01.2021 с корректировкой сведений о ежедневной рыбопромысловой деятельности судна, где значение показателей и реквизитов, включаемых в ССД о ежедневной рыбопромысловой деятельности судна, строго соответствовали судовому, промысловому и технологическому журналам судна ПК-2595 «Капитан Громцев».
По факту выявленных нарушений в отношении АО «Карельские морепродукты» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в последующем АО «Карельские морепродукты» привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: копией акта осмотра судна от 28.01.2021, копией акта контроля приемки, выгрузки или перегрузки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции на другие суда от 30.01.2021 б/н, копией ежедневного отчета судна от 27.01.2021 б/н, копиями листов электронной выписки из технологического журнала, копиями листов промыслового журнала от 15.12.2020 № СТУ-2021-ПК-2595/01, копией договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) от 25.02.2021 № К/08-20 и копией разрешения на добычу (вылов) ВБР от 22.12.2020 №512021010085ПМ, протоколом об административном правонарушении и другими, собранными по делу доказательствами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие разрешение на добычу ВБР, являются пользователями водных биологических ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина юридического лица является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор, расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.
Из материалов административного дела не усматривается проявление АО «Карельские морепродукты» заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований Правил рыболовства.
Исходя из смысла части 3 статьи 2.1 КоАП РФ совершение работником АО «Карельские морепродукты» противоправных виновных действий (бездействий) не освобождает юридическое лицо от административной- ответственности, так как он действует в интересах юридического лица, которое несёт установленную законодательством ответственность.
На основании срочного трудового договора от 28.09.2020 № 188-СТД/2020 и приказа (распоряжения) о приеме работников на работу от 28.09.2020 № 36 ФИО1 являлся работником АО «Карельские морепродукты», состоял в должности капитана судна ПК-2595 «Капитан Громцев» и осуществлял деятельность в интересах пользователя ВБР.
Согласно пункту 40 Главы IV Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.07.2020 № 421, капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельца.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что административное правонарушение в данном случае не было вызвано чрезвычайными, объективно неотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Общества.
Из представленных материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, должностным лицом не были нарушены требования статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
Между тем имеются основания для изменения, состоявшегося по делу постановления в части назначенного АО «Карельские морепродукты» наказания.
В силу ч. 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 2 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пределах, в размере 200000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 80.000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу защитника АО «Карельские морепродукты» Пушкаревой Юлии Сергеевны на постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 18900009760210013459 от 01.07.2021 о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей – удовлетворить частично.
Снизить размер административного штрафа, наложенного постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 18900009760210013459 от 01.07.2021 на юридическое лицо – АО «Карельские морепродукты» до 80000 (восьмидесяти тысяч) рублей
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья: И.С. Макарова