ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-748/17 от 16.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

№ 12-748/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об

административном правонарушении

г.Новосибирск 16 ноября 2017 года

Судья Ленинского районного суда г.Новосибирска Нестерова А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника муниципального унитарного предприятия г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» Чмыхайло ФИО13 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, вынесенное 07.07.2017 г. государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО,

УСТАНОВИЛ:

Начальник МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» ФИО1 постановлением № 7175760351-03 по делу об административном правонарушении, вынесенным 07.07.2017 г. государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000,00 руб.

В поданной жалобе начальник МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» ФИО1 просит постановление от 07.07.2017 г. отменить. В обоснование указывает, что в постановлении об административном правонарушении не указано на нормативный акт, который бы запрещал к перемещению тест-предметы (макеты взрывных устройств и пр.), использованные при проведении мероприятий по изучению эффективности системы мер по антитеррористической и противодиверсионной защите ОТИ органами безопасности. Между тем, массогабаритные макеты оружия и взрывных устройств в соответствии с законодательством Российской Федерации не ограничены в обороте, не запрещены и не ограничены для перемещения, не запрещены к перевозке общественным транспортом, в том числе Правилами пользования Новосибирским метрополитеном (утв. постановлением мэрии города Новосибирска от 07.12.10 г. № 5474) и, более того, находятся в свободной продаже в Российской Федерации и г.Новосибирске.

В судебном заседании защитник Останин С. В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что ФИО1 не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку начальником МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» своевременно назначены лица, ответственные за соблюдение правил транспортной безопасности на станциях метрополитена.

Государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО ФИО3 ФИО14., составившая протокол об административном правонарушении, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ранее пояснила, что сработать данное устройство не могло: макеты содержат части взрывных устройств, но самого взрывчатого вещества не содержат. Запрещены к проносу предметы, имеющие части взрывных устройств. Лица, ответственные за соблюдение правил транспортной безопасности на станциях метрополитена, ФИО1 в установленном порядке назначены не были, в связи с чем он подлежит привлечению к административной ответственности как руководитель предприятия.

Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что 01.06.2017 г. в соответствии с Ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, утвержденным начальником УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, на основании распоряжения начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 04.05.2017 г. № 131-р проведена плановая выездная проверка в отношении МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен».

В ходе проведения проверки уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности Российской Федерации с использованием тест-предмета были проведены мероприятия по изучению эффективности системы мер по антитеррористической и противодиверсионной защите с целью проверки действия сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ и сотрудников подразделения транспортной безопасности при обнаружении на границах зоны транспортной безопасности ОТИ и ее частей предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть, и проведения мероприятий по недопущению указанных предметов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть.

В соответствии с п.2.2 устава, утвержденного заместителем мэра города Новосибирска и начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» осуществляет перевозку пассажиров.

Начальником МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» на основании распоряжения мэра города Новосибирска от 05.04.2017 г. № 51-рк назначен ФИО1

МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» использует на праве хозяйственного ведения для обеспечения пассажирских перевозок категорированные объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), в число которых, в числе прочих, входят станция метро «Заельцовская» (реестровый № МСТ572001, 1 категория), станция метро-помещение «Студенческая» (реестровый № МСТ572007, 1 категория).

В силу п.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Новосибирский метрополитен является объектом транспортной инфраструктуры.

Согласно п.9 ст.1 названного Федерального закона, субъектом транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании, таким образом, МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» является субъектом транспортной инфраструктуры, так как использует объекты транспортной инфраструктуры на законном основании.

Названным Федеральным законом (ст.8), Постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих различные уровни безопасности для различных категорий метрополитенов (далее также – Требования № 410).

Согласно п.4 указанных Требований, они являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

В соответствии с п.5 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан:

1) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры;

2) назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов метрополитена.

14.06.2017 г. приказами начальника метрополитена № 01-395/2 и № 01-396/2 назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры и на объектах, однако, по состоянию на 01.06.2017 г. лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на станции метро «Студенческая», в соответствии с п.5 Требований № 410 назначено не было.

Ввиду отсутствия лиц, ответственных за данное направление деятельности, начальник МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» несет ответственность за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – станции метро «Студенческая».

В соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения физическими лицами, прибывающими на объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства либо находящимися на них.

Согласно п.3 Требований № 410, физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве.

В соответствии с п.2.13.3 Постановления мэрии города Новосибирска от 07.12.2010 г. № 5474 не разрешается провозить в метрополитене зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсические, отравляющие, ядовитые и другие) вещества и предметы. В перечень оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, утвержденный приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227, включены инициирующие взрывчатые вещества, составные части взрывных устройств (средства инициирования: исполнительные механизмы на основе средств инициирования), самодельные взрывчатые вещества на основе соединений азота и иные смесевые со средствами инициирования или без них.

Согласно п.7.2 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», силами обеспечения транспортной безопасности являются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

В номенклатуре должностей персонала, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, значатся: заместитель начальника метрополитена, дежурный по метрополитену, начальник отдела транспортной безопасности, инженер отдела транспортной безопасности, начальник смены отдела ТБ, контролер (по досмотру) отдела ТБ, начальник станции, дежурный по станции, дежурный по посту централизации, контролер АНН, начальник дистанции тоннельных сооружений, обходчик пути и искусственных сооружений, тоннельный рабочий, машинист, машинист-инструктор, мастер технической помощи, начальник общего отдела, старший диспетчер пожарной связи, диспетчер пожарной связи, сторож (вахтер), начальник службы подвижного состава, дежурный по электродепо, начальник ТПП-14, энергодиспетчер службы электроснабжения, а также сотрудники подразделения транспортной безопасности – из числа сотрудников Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России».

Согласно договору № 92 от 31.10.2016 г., МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» в качестве подразделения транспортной безопасности на ОТИ привлекло ФГУП «УВО Минтранса России». В соответствии с договором сотрудники ФГУП «УВО Минтранса России» обязаны осуществлять мероприятия по обследованию и досмотру с использованием технических средств физических лиц, багажа, ручной клади, личных вещей и материально-технического имущества в целях обнаружения запрещенных или ограниченных для перемещения в зону транспортной безопасности.

Также с 01.05.2017 г. силами службы безопасности метрополитена с привлечением контролеров АПП службы движения, входящих в состав сил обеспечения транспортной безопасности, досмотр на всех станциях метрополитена организован в режиме с 06 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин. с проведением первичной подготовки и инструктажей по порядку осуществления досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра и наблюдения.

Все стрелки подразделения ВОХР были ознакомлены с информацией о внеплановой проверке сотрудниками ФСБ защищенности объектов метрополитена на период с 25.05.2017 г. по 14.06.2017 г., были проведены дополнительные инструктажи о работе в усиленном режиме.

01.06.2017 г. на объекте транспортной инфраструктуры – станции метро «Студенческая» на основании предписания врио руководителя УФСБ по Новосибирской области от 31.05.2017 г. № 108/35/3931 проведены проверочные мероприятия, по результатам составлен акт от 01.06.2017 г., в котором указано, что 01.06.2017 г. в 15 час. 57 мин. сотрудником УФСБ по Новосибирской области, у которого при себе имелся тест-предмет (макет самодельного взрывного устройства) через вестибюль № 2 на станции «Студенческая» МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» был осуществлен проход в зоне транспортной безопасности. При проходе сотрудника через КПП сработала рамка металлодетектора (звуковой и световой сигнал), на который сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности не отреагировали. В результате тест-предмет, представляющий собой переносное на поясе самодельное взрывное устройство осколочного поражения типа «пояс шахида», приводимое в действие электрическим способом, был перемещен в зону транспортной безопасности.

Согласно рапорту от 01.06.2017 г. начальника смены ФИО6, 01.06.2017 г. на станции «Заельцовская» В-2 в 14 час. 47 мин. была проведена проверка с тест-объектом (муляжом взрывного устройства) сотрудниками УФСБ по Новосибирской области, в ходе которой два сотрудника УФСБ прошли через стационарный металлодетектор «Рубикон» (при проходе через который, по словам сотрудников, раздавался звуковой сигнал), при этом находящийся на посту сотрудник Минтранса ФИО7 не отреагировал на сигнал, в результате чего сотрудники УФСБ беспрепятственно прошли через турникет АКП на платформу (в зону транспортной безопасности). В дальнейшем ею была доведена ориентировка (приметы сотрудников УФСБ) контролерам КПП, также была передана информация о проверке сотрудникам Минтранса России. В дальнейшем в 15 час. 57 мин. на станции «Студенческая» В-2 стрелок УВО Минтранса России ФИО15. не отреагировала на пронос тест-объекта через стационарный металлодетектор «Рубикон» сотрудниками УФСБ по Новосибирской области и не отработала сотрудников по ориентировке.

Из объяснений стрелка 4 разряда отделения «Новосибирский метрополитен» ФИО2ФИО16. от 01.06.2017 г. следует, что 01.06.2017 г. она осуществляла контроль за проходом пассажиров в зону транспортной безопасности на посту станция «Студенческая» вестибюль № 2, руководствуясь «Инструкцией постового» и «Порядком проведения осмотра». Она находилась перед рамкой стационарного металлодетектора в зоне досмотра, фиксировала прохождение пассажиров в зону транспортной безопасности, обращая внимание на звуковую и световую сигнализацию металлодетектора. Сотрудники УФСБ по <адрес>, совершившие пронос муляжа «пояса шахида», у нее не вызвали подозрений, так как оба славянской внешности, аккуратно одетые, с небольшой ручной кладью, и их поведение было стандартным. Кроме того, на стационарном металлодетекторе срабатывание сигналов происходит позднее, когда пассажир уже находится у турникета, что затрудняет процедуру приглашения к досмотру.

Начальник отделения ФИО8 в рапорте указала, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФСБ ФИО9, ФИО10 в рамках проверки обеспечения транспортной безопасности МУП «Новосибирский метрополитен» на станциях «Заельцовская» вестибюль № 2 и «Студенческая» вестибюль № 2 был осуществлен пронос муляжа взрывного устройства «пояс шахида» в ручной клади.

Из видеоматериалов с камер наблюдения на станции «Студенческая-2» следует, что в 15 час. 58 мин. в зоне досмотра перед рамкой стационарного металлодетектора находилась стрелок ФИО2 О. С, которая не среагировала на проход в зону транспортной безопасности двух мужчин славянской внешности, рост выше 180 см, одетых аккуратно, при себе у одного из них был черный портфель среднего размера, у другого – обыкновенная мужская сумка.

Согласно заключению специалиста о составе макета самодельного взрывного устройства (инв. № 2) от 29.05.2014 г., макет представляет собой переносное на поясе самодельное взрывное устройство (СВУ) осколочного поражения типа «пояс шахида», имеет все внешние признаки самодельного взрывного устройства и может применяться для антитеррористической защищенности объектов промышленности и транспорта.

Как следует из ст.12.2 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со ст.8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков. В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть. В ходе досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, проводятся наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства. По результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности принимается решение о проведении дополнительного досмотра. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства.

При этом, согласно п.10 ст.12.2 названного Федерального закона, в случае идентификации в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией.

В силу п.11 данной статьи, лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются.

Таким образом, в ходе проведения проверки на объектах транспортной инфраструктуры, а именно на контрольно-пропускном пункте и постах объекта метрополитена на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее части не был осуществлен досмотр с целью обнаружения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также было допущено их перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Данная ситуация свидетельствует о незащищенности станции метрополитена от актов незаконного вмешательства, при этом доказательств принятия начальником МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» необходимых и достаточных мер по исполнению требований нормативных актов по транспортной безопасности суду не представлено.

В силу ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пп.38 п.5 Требований № 410 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан обнаруживать на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта метрополитена на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее части предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также не допускать их перевозку и перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с ч.13 ст.12.2 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Суд полагает несостоятельными доводы жалобы о том, что в постановлении об административном правонарушении отсутствует указание на нормативный акт, который бы запрещал к перемещению тест-предметы (макеты взрывных устройств и пр.), использованные при проведении мероприятий по изучению эффективности системы мер по антитеррористической и противодиверсионной защите ОТИ органами безопасности, и о свободном обороте и перемещении макетов оружия и взрывных устройств. В данном случае контролерам КПП была доведена ориентировка (приметы сотрудников УФСБ), однако, сотрудник не среагировала надлежащим образом, несмотря на срабатывание звукового сигнала на стационарном металлодетекторе. На момент прохода людей, приметы которых были переданы сотрудникам КПП, через стационарный металлодетектор без проведения досмотра невозможно было установить, что именно они проносят и с чем связано срабатывание звукового сигнала.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт совершения начальником МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, вина указанного лица в совершении правонарушения доказаны, нарушения порядка привлечения к административной ответственности не установлено, административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление № 7175760351-03 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, вынесенное 07.07.2017 г. государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО, в отношении начальника муниципального унитарного предприятия г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» Чмыхайло ФИО18 оставить без изменения, жалобу Чмыхайло ФИО19 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья (подпись) А. В. Нестерова

Подлинник решения находится в деле об административном правонарушении № 12-748/2017 Ленинского районного суда г.Новосибирска.