56MS0047-01-2020-003648-49
12-748/20
РЕШЕНИЕ
05 октября 2020 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.
при секретаре Сотникове Н.Ю.,
с участием помощника прокурора г.Оренбурга Семеновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора г.Оренбурга на постановление мирового судьи судебного участка №10 Ленинского района г.Оренбурга от 24.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №10 Ленинского района г.Оренбурга от 24.07.2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении Ш.А.ЮБ. прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
С таким постановлением не согласился прокурор г.Оренбурга, в протесте просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник прокурора г.Оренбурга Семенова О.С. протест поддержала, пояснив, что совершенное ФИО1 правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
В силу положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой г.Оренбурга проверки исполнения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан администрацией муниципального образования «город Оренбург» и ее структурных подразделений установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом –начальником отдела по работе с обращениями граждан администрации г.Оренбурга в нарушение требований ст. 10, ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», надлежащим образом не рассмотрела зарегистрированное 06.04.2020 года обращение члена Общественной палаты Оренбургской области ...., ответ на него своевременно не направлен.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором г.Оренбурга производства по делу об административном правонарушении и направлении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника отдела по работе с обращениями граждан администрации г.Оренбурга ФИО1 на рассмотрение мировому судье.
Мировой судья, оценив имеющиеся в деле доказательства, квалифицировал действия ФИО1 по ст. 5.59 КоАП РФ, однако, признав нарушение малозначительным, прекратил производство по делу, ограничившись устным замечанием.
С принятым по делу судебным актом нельзя согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Из содержания ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что его целью является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение и установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Вместе с тем рассмотрение обращения члена Общественной палаты Оренбургской области Т.Д.И.. должностным лицом администрации г.Оренбурга не регулируется нормами названного Федерального закона, так как такое заявление не подпадает под понятие «обращение граждан» в том смысле, в каком оно изложено в Федеральном законе 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Так, в силу п.6 ч.3 ст.16 Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации от 04.04.2005 года №32-ФЗ в целях реализации функций, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе направлять в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты.
Согласно ст.24 Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации от 04.04.2005 года №32-ФЗ Общественная палата вправе направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а в случае, предусмотренном частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, в иные организации запросы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Запросы Общественной палаты должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона.Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а в случае, предусмотренном частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, иные организации обязаны предоставлять по запросам Общественной палаты необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, в том числе в виде документов и материалов, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Должностное лицо, которому направлен запрос Общественной палаты, обязано дать на него ответ не позднее чем через тридцать дней со дня получения запроса, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой, не позднее чем через четырнадцать дней. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.
В соответствии со ст.25 Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации от 04.04.2005 года №32-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные служащие обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Решением Общественной палаты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. № 126-П утвержден Регламент Общественной палаты Российской Федерации.
Согласно п.6 ч.2 ст.8 Регламента члены Общественной палаты обязаны руководствоваться целями и задачами Общественной палаты при подготовке и направлении документов (запросов, писем, обращений, заключений, рекомендаций, резолюций, заявлений и других документов) в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации. Член Общественной палаты, подготовивший и направивший документ в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправлении иные организации, отвечает за его качество и содержание.
В силу ст.1 Закона Оренбургской области от 29.06.2017 года №441/102-VI-03 «Об организации и деятельности Общественной палаты Оренбургской области» Общественная палата Оренбургской области обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Оренбургской области, и некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области (далее - некоммерческие организации), с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления) в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории Оренбургской области.
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Оренбургской области, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов путем: привлечения граждан и некоммерческих организаций; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций; выработки рекомендаций органам государственной власти Оренбургской области при определении приоритетов в области государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Оренбургской области; взаимодействия с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, а также общественными палатами (советами) муниципальных образований, общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти Оренбургской области, находящимися на территории Оренбургской области (ст.2 Закона).
В соответствии со ст.12 Закона Общественная палата вправе направлять в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории Оренбургской области, и их должностным лицам запросы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Запросы Общественной палаты должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в статье 2 настоящего Закона.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления и их должностные лица, которым направлены запросы Общественной палаты, обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения соответствующего запроса в течение тридцати дней со дня его регистрации, а также предоставить необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, в том числе документы и материалы, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. В исключительных случаях руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти или органа государственной власти Оренбургской области, руководитель органа местного самоуправления либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения указанного запроса не более чем на тридцать дней, уведомив об этом Общественную палату.
Ответ на запрос Общественной палаты должен быть подписан должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.
В силу ст.13 Закона органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Оренбургской области и Регламентом Общественной палаты.
Как следует из материалов дела, член Общественной палаты Оренбургской области Т.Д.И.., направляя в администрацию г.Оренбурга обращение, действовал на основании поступившего к нему обращения жителей микрорайона Южный г.Оренбурга.
Следовательно, обращение Т.Д.И. подлежало рассмотрению администрацией г.Оренбурга в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №10 Ленинского района г.Оренбурга от 24.07.2020 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №10 Ленинского района г.Оренбурга от 24.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Протест прокурора г.Оренбурга оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12-30.17 КоАП РФ.
Судья: подпись О.А.Пименова
Копия верна. Судья:
Секретарь: