ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-749/16 от 19.09.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-749/2016

РЕШЕНИЕ

19 сентября 2016 года Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15), с участием ФИО1, представителей Административной комиссии муниципального образования – городского округа Великий Новгород ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ФИО1 на постановление Административной комиссии муниципального образования – городского округа Великий Новгород от 14 июня 2016 года в отношении

Рыбченко ,,,,,,,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 Областного закона Новгородской области от 01 февраля 2016 года №914–ОЗ «Об административных правонарушениях», и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,

установил:

24 мая 2016 года главным специалистом отдела муниципального контроля и рекламы комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода ФИО4 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.3 Областного закона Новгородской области от 01 февраля 2016 года №914–ОЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Областной закон от 01 февраля 2016 года №914–ОЗ), за нарушение п.1.4 Положения о порядке размещения рекламных конструкций в Великом Новгороде, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 08 декабря 2010 года №5304.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В поданной в Новгородский районный суд жалобе ФИО1 просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на необоснованность выводов коллегиального органа об отнесении размещенного информационного знака о месте нахождения адвокатского кабинета к рекламной конструкции.

Срок обжалования названного выше постановления подателем жалобы не пропущен.

Истребованные по жалобе подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 21 июля 2016 года.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, кроме того ссылался на нарушение административным органом процедуры проведения проверки в рамках муниципального контроля.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, заслушав представителей Административной комиссии муниципального образования – городского округа Великий Новгород ФИО2, ФИО3, полагавших доводы жалобы необоснованными, а постановление – законным и неподлежащим отмене, судья приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 21 апреля 2016 года главным специалистом отдела муниципального контроля и рекламы комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода обнаружен факт установки адвокатом ФИО1 рекламной конструкции (панно) на фасаде многоквартирного жилого дома №16/5 по ул.Предтеченская в Великом Новгороде без соответствующего разрешения, что зафиксировано в акте осмотра от 21 апреля 2016 года и приложенном к нему фотоматериале.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 24 мая 2016 года в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.3 Областного закона от 01 февраля 2016 года №914–ОЗ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 14 июня 2016 года Административной комиссией муниципального образования – городского округа Великий Новгород принято обжалуемое постановление, согласно которому ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой Областного закона от 01 февраля 2016 года №914–ОЗ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 3 Областного закона Новгородской области от 01 февраля 2016 года №914-ОЗ установлена административная ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

Постановлением Администрации Великого Новгорода от 08 декабря 2010 года №5304 утверждено Положение о порядке размещения рекламных конструкций в Великом Новгороде.

Согласно пункту 1.4 названного Положения размещение рекламных конструкций осуществляется при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного в порядке, установленном решением Думы Великого Новгорода от 30.11.2006 N 416 "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона "О рекламе".

Положение же о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 30 ноября 2006 года № 416, разработано, как следует из его пункта 1.1, в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и определяет порядок осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 названного выше Федерального закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3).

При этом в силу пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В ходе рассмотрения дела коллегиальным органом ФИО1 приводились доводы о том, что он имеет статус адвоката, по вышеуказанному адресу располагается его адвокатский кабинет, а размещенная на фасаде вывеска носит исключительно информационный характер и установлена в целях информирования граждан о месте нахождения и специализации деятельности адвоката.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (пункт 1); адвокатская деятельность не является предпринимательской (пункт 2).

Таким образом, ФИО1 посредством установки указанной вывески разместил объявления физического лица, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. А значит, на данные объявления Федеральный закон «О рекламе» не распространяется, что в свою очередь исключает возможность привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 3 Областного закона от 01 февраля 2016 года №914-ОЗ.

Заслуживают внимания и приведенные ФИО1 доводы о нарушении административным органом процедуры проведения проверки в рамках муниципального контроля.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (пункт 261 части 1 статьи 16); органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (части 1 и 2 статьи 171).

Решением Думы Великого Новгорода от 27 февраля 2003 года № 488 «О муниципальном контроле на территории Великого Новгорода» установлено, что органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля на территории Великого Новгорода, является Администрация Великого Новгорода.

В силу Положения о порядке осуществления Администрацией Великого Новгорода муниципального контроля на территории Великого Новгорода (утверждено постановлением Администрации Великого Новгорода от 2 апреля 2013 года № 1456) муниципальный контроль осуществляется уполномоченными должностными лицами, перечень которых утверждается постановлением Администрации Великого Новгорода, в форме плановых и внеплановых проверок (пункт 2.3); проверка проводится на основании распоряжения органа муниципального контроля, подготовленного в соответствии с Типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141; проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля (пункт 2.4); по результатам проверки должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 (пункт 3.1).

Пунктом 7.2 Положения о порядке размещения рекламных конструкций в Великом Новгороде (утверждено постановлением Администрации Великого Новгорода от 8 декабря 2010 года № 5304) предусмотрено, что выявление фактов установки и эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, осуществляется в рамках муниципального контроля за размещением рекламных конструкций на территории Великого Новгорода.

В соответствии с Административным регламентом по исполнению муниципальной функции «Муниципальный контроль за размещением рекламных конструкций» на территории городского округа Великий Новгород (утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 5 октября 2015 года № 4195) при осуществлении муниципального контроля за размещением рекламных конструкций должностные лица органа муниципального контроля обязаны проводить проверки на основании и в соответствии с распоряжением органа, осуществляющего муниципальную функцию, о проведении мероприятий по осуществлению муниципального контроля за размещением рекламных конструкций (далее – распоряжение о проведении проверки); составлять по результатам проверок акты в 2 экземплярах; в случае выявления нарушений давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений по форме и контролировать исполнение указанных предписаний (пункт 1.5.2); исполнение муниципальной функции включает в себя следующие административные процедуры: планирование проверок по контролю за размещением рекламных конструкций; издание распоряжения о проведении проверки; проведение проверки и оформление ее результатов; контроль за выполнением требований предписания об устранении нарушений (пункт 3.1.1); основанием для начала административной процедуры – проведение проверки и оформление ее результатов является распоряжение о проведении проверки (пункт 3.4.1). При этом, как следует из пункта 1.4 данного Административного регламента, предметом муниципального контроля за размещением рекламных конструкций является контроль за соблюдением требований соответствующих муниципальных нормативных правовых актов не только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и гражданами.

Между тем, как усматривается из материалов дела, предусмотренное Положением о порядке осуществления Администрацией Великого Новгорода муниципального контроля на территории Великого Новгорода, утвержденным постановлением Администрации Великого Новгорода от 2 апреля 2013 года № 1456, и Административным регламентом по исполнению муниципальной функции «Муниципальный контроль за размещением рекламных конструкций» на территории городского округа Великий Новгород, утвержденным постановлением Администрации Великого Новгорода от 5 октября 2015 года № 4195, распоряжение о проведении проверки в отношении ФИО1 Администрацией Великого Новгорода не издавалось. Следовательно, главный специалист отдела муниципального контроля и рекламы комитета архитектуры и градостроительства Администрации Великого Новгорода ФИО4 не имела полномочий и законных оснований для проведения указанной проверки и оформления ее результатов.

Указанные выше нарушения ставят по сомнение допустимость собранных по делу доказательств и не позволяют признать обоснованным привлечение ФИО1 к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.3 Областного закона Областного закона от 01 февраля 2016 года №914-ОЗ.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносятся решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление Административной комиссии муниципального образования – городского округа Великий Новгород от 14 июня 2016 года в отношении Рыбченко ,,,,,,, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 Областного закона Новгородской области от 01 февраля 2016 года №914–ОЗ «Об административных правонарушениях», и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, прокурором принесен протест в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.В. Ящихина