ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/18 от 10.07.2018 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело №12-74/2018

РЕШЕНИЕ

10 июля 2018 года г. Волхов

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Десятниченко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Волховского городского прокурора Пыхтина С.А. на постановление мирового судьи судебного участка №7 Волховского района Ленинградской области от 21 мая 2018 года, которым директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Волховская детская школа искусств» ФИО1 освобождена от административной ответственности по абз.2 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях» ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания,

с участием ФИО1, ****** года рождения, уроженки ******, зарегистрированной и проживающей по адресу: ******, которой разъяснены положения ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ,

при отсутствии у неё отводов, ходатайств,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка №7 Волховского района Ленинградской области от 21 мая 2018 года директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Волховская детская школа искусств» ФИО1 освобождена от административной ответственности по абз.2 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях» ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.

В своем протесте заместитель Волховского городского прокурора Пыхтин С.А. указывает, что постановление мирового судьи судебного участка №7 Волховского района Ленинградской области от 21 мая 2018 года является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Поскольку по заключенному между МБУ дополнительного образования «Волховская детская школа искусств» и ООО «Эталон Оптик» договору аренды муниципального имущества № ****** от 01 января 2018 года без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора, так как площадь передаваемого помещения не превышает 20 кв.м. (п.14 ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции») в пользование ООО «Эталон -Оптик» переданы во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 19,6 кв.м., расположенные на втором этаже двухэтажного здания по адресу: ******. Здание по адресу: ******, закреплено за МБУДО «ВДШИ на праве оперативного управления, на основании соответствующего договора № ****** от 01 октября 2002 года, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО город Волхов, акта приема- передачи муниципального имущества (приложение 1 к договору оперативного управления № ****** от 01 октября 2002 года). В соответствии с пунктом 6 Устава МБУДО «ВДШИ» учредителем и собственником учреждения является Волховский муниципальный район Ленинградской области. При этом функции и полномочия собственника учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района (далее- КУМИ ВМР). Таким образом, МБУДО «ВДШИ» в силу положений Устава не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия собственника. Полномочия собственника в сфере управления имуществом Волховского муниципального района осуществляет КУМИ ВМР, компетенция которого определена Положением, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района от 02 июля 2015 года № ******. Имущество Комитета составляет переданное Комитету имущество Волховского муниципального района и МО город Волхов, которое учитывается на балансе Комитета (п.1.8 Положения). В соответствии с постановлением главы администрации Волховского муниципального района от 25 декабря 2014 года № ****** директором МБУДО «ВДШИ» назначена ФИО1. Ответственность за распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в муниципальной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа местного самоуправления предусмотрена абз.1 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях».

В постановлении мирового судьи судебного участка №7 Волховского района Ленинградской области указано, что постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 09 февраля 2016 года № ******, МОБУ ДО «Волховская детская школа искусств» согласована сдача в аренду помещения второго этажа здания по адресу: ******, общей площадью 19,6 кв.м, сроком до 1 года для использования под размещение аппаратуры и трансляции кабельного телевидения. Вместе с тем, наличие постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 09 февраля 2016 года № ****** не исключает необходимость получения разрешения, что подтверждается актом проверки от 30 марта 2018 года с участием представителя КУМИ Волховского муниципального района Ленинградской области, которая подтвердила, что при передаче МОБУ ДО «Волховская школа искусств» сдача в аренду помещения второго этажа не согласована. Вместе с тем, согласие собственника на заключение договора от 01 января 2018 года № ****** между МОБУ ДО «ВДШИ» и ООО «Эталон- Оптик» получено не было. То обстоятельство, что директор МОБУ ДО «ВДШИ» ФИО1 получила согласование согласно постановлению администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 09 февраля 2016 года № ******, не имеет значения, поскольку при их заключении, не были соблюдены все условия. Нарушение директором МОБУ ДО «ВДШИ» ФИО1, положений ч.3 ст.298 ГК РФ, то есть распоряжении объектом нежилого фонда, находящимся в муниципальной собственности, а именно в заключении договора аренды объекта недвижимого имущества № ****** от 01 января 2018 года между МОБУ ДО «ВДШИ» и ООО «Эталон- Оптик» без разрешения Комитета по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области должно быть квалифицировано именно по абз.1 ст. 3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях». Мировым судьей не дана оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для полного и объективного рассмотрения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассматривать дело. В связи, с чем просил постановление мирового судьи судебного участка №7 Волховского района Ленинградской области от 21 мая 2018 года об освобождении ФИО1 от административной ответственности по абз.2 ст. 3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях» отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании директор МБУ ДО «Волховская детская школа искусств» ФИО1 факт правонарушения признала, поскольку она, как руководитель, понимает, что не вправе сдавать в аренду муниципальное имущество без согласия собственника.

Рассмотрев протест заместителя Волховского городского прокурора С.А. Пыхтина, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения сторон, судья приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения протеста заместителя Волховского городского прокурора С.А. Пыхтина.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как установлено, Волховской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, регулирующего использование государственного и муниципального имущества, в части распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в отношении МБУ ДО «ВДШИ», находящего по адресу: ******. В ходе проверки установлено, что между МОБУ ДО «ВДШИ» и ООО «Эталон-Оптик» заключен договор аренды муниципального имущества № ****** от 01 января 2018 года, по которому ООО «Эталон-Оптик» переданы во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 19,6 кв.м., в здании по вышеуказанному адресу, закрепленном за МБО ДО «ВДШИ» на праве оперативного управления на основании договора № ****** от 01 октября 2002 года. Вместе с тем, вопреки требованиям ч.3 ст.298 ГК РФ и установлениям пункта 40 Устава МБО ДО «ВДШИ» согласие Учредителя, каковым является Волховский муниципальный район, на передачу в аренду недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением не получено. Тем самым, руководителем учреждения ФИО1 осуществлено распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в муниципальной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа местного самоуправления, то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное абз.1 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях».

При возбуждении дела об административном правонарушении ФИО1 с нарушением была согласна.

В соответствии с абз. 1 ст. 3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях», распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в собственности Ленинградской области, без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области, а равно распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в муниципальной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей.

Согласно ст.209 ГК РФ только собственник уполномочен распоряжаться своим имуществом. В соответствии с ч.3 ст. 215 имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В соответствии со ч.1 ст.296 ГУ РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Распоряжение имуществом - это полномочие, заключающееся в возможности передачи, продажи, сдачи в аренду, самостоятельного использования имущества.

На основании договора на право оперативного управления муниципальным имуществом № ****** от 01 октября 2002 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом МБУ ДО «ВДШИ» было передано в оперативное управление нежилое здание школы искусств, площадью 1360,6 кв.м., по адресу: ******. Право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним 17 декабря 2003 года, запись регистрации № ******.

Согласно договору аренды муниципального имущества № ****** от 01 января 2018 года МБУ ДО «ВДШИ» предоставляет ООО «Эталон-Оптик» за плату во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 19,6 кв.м., расположенным на 2 этаже двухэтажного здания по адресу: ******, для размещения оборудования для трансляции кабельного телевидения.

Согласно п.1.1 договора, он заключен на основании постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 09 февраля 2016 года № ******, сроком на 1 год.

Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 09 февраля 2016 года № ******, МБУ ДО «ВДШИ» согласована сдача в аренду помещения второго этажа здания по адресу: ******, общей площадью 19,6 кв.м., сроком до 1 года для использования под размещение аппаратуры и трансляции кабельного телевидения.

В соответствии с пунктом 6 Устава МБУ ДО «ВДШИ» учредителем и собственником учреждения является Волховский муниципальный район Ленинградской области. При этом функции и полномочия Собственника учреждения от имени Волховского муниципального района осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района (КУМИ ВМР).

Как следует и пункта 37 Устава, источником формирования имущества Учреждения является имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

Пунктом 40 Устава установлено, что в случае сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного недвижимого имущества, закрепленного за учреждением необходимо согласие Учредителя.

Таким образом, МБУДО «ВДШИ» в силу положений Устава не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия собственника.

Полномочия собственника в сфере управления имуществом Волховского муниципального района осуществляется КУМИ ФМР, компетенция которого определена Положением, утвержденного решением Совета Депутатов Волховского муниципального района от 02 июля 2015 года № ******.

В силу п.1.1 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района Ленинградской области, учреждается Советом депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, входит в структуру администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и является уполномоченным органом администрации реализующим полномочия Волховского муниципального района и МО город Волхов в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и муниципальными земельными участками в пределах своей компетенции.

Имущество Комитета составляет переданное Комитету имущество Волховского муниципального района МО город Волхов, которое учитывается на балансе Комитета ( пункт 1.8 Положения).

Частью 1 статьи 215 ГК РФ закреплено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

В силу части 3 статьи 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Ответственность за распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в муниципальной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа местного самоуправления предусмотрена абз.1 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях».

С учетом выявления в действиях директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Волховская детская школа искусств» ФИО1 признаков состава административного правонарушения предусмотренного абз.1 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», 11 апреля 2018 года заместителем Волховского городского прокурора Зориным А.Г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном абз.1 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях».

При рассмотрении дела мировым судьей были установлены фактические обстоятельства и событие административного правонарушения, предусмотренного абз.1 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», однако действия ФИО1 квалифицированы по абз.2 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях, которая влечет ответственность за использование находящегося в собственности Ленинградской области или в муниципальной собственности объекта нежилого фонда, встроенного или пристроенного нежилого помещения в жилом дома без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации таких объектов и помещений в виде наложения административного штрафа на должностных лиц- от одной тысячи рублей до трех тысяч рублей с последующим освобождением ее от административной ответственности.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, мировым судьей были допущены нарушения требований ст.26.1 КоАП РФ.

Изменение квалификации в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого к ответственности, невозможно, поскольку согласно положениям п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Поскольку существенное нарушение норм процессуального права не позволило полно и объективно рассмотреть дело, вынесенное постановление подлежит отмене.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном абз.1 статьи 3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях», имели место 30 марта 2018 года. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ истек 30 июня 2018 года.

Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение исключается.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

С учетом изложенных обстоятельств, прихожу к выводу, что постановление о привлечении директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Волховская детская школа искусств» ФИО1 к административной ответственности и освобождении от административной ответственности подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности.

Учитывая изложенное, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление мирового судьи судебного участка №7 Волховского района Ленинградской области от 21 мая 2018 года, которым ФИО1 освобождена от административной ответственности по абз.2 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз.1 ст.3.1 Областного закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях» прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ за истечением сроков давности.

Судья: И.А. Десятниченко