№ 12-74/2019 УИД: 47RS0014-01-2019-001111-38РЕШЕНИЕ
16 августа 2019 года гор. Приозерск
Судья Приозерского городского суда Ленинградской области Карпенко С.М. рассмотрев жалобу и.о. директора ГП «Приозерское ДРСУ» Лукашкова В.Н. на постановление главного специалиста Северного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора <адрес>, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Шинкаренко М.К. №/Д от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении ГП «Приозерское ДРСУ» к административной ответственности по ч.1 ст.5.10 Закона Ленинградской Области от ДД.ММ.ГГГГг. №-ОЗ «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста Северного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Шинкаренко М.К. № от ДД.ММ.ГГГГ ГП «Приозерское ДРСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.10 Закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-ОЗ «Об административных правонарушениях» и подвергнуто административному штрафу в размере 100000 рублей.
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. №/Д, Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - Комитет) проведена плановая проверка установления соответствия (несоответствия) деятельности ГП «Приозерское ДРСУ» требованиям, установленным в соответствии с международными договорами РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, в области обращения с отходами и в области охраны атмосферного воздуха, на основании распоряжения председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№/ПВ. В ходе проверки Комитетом в период с 03 июня по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ГП «Приозерское ДРСУ» осуществляя деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, а также и временному накоплению отходов производства и потребления, различного класса опасности, на 00 часов 01 минут ДД.ММ.ГГГГг. не выполнило обязательства по соблюдению установленных законодательством Ленинградской области сроков представления сведений об отходах производства и потребления, необходимых для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области.
В ходе проверки установлено, что ГП «Приозерское ДРСУ» осуществляет выполнение работ по содержанию, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и дорожных искусственных сооружений на них на трех производственных площадках в Ленинградской области:- «Центральная ремонтная база»: <адрес>.; «Асфальтобетонный завод»: <адрес>; - «Дорожно-ремонтный пункт» <адрес>.
В административных зданиях для освещения используются светильники с ртутьсодержащими лампами типа ЛБ. Производственная территория освещается светильниками, со ртутьсодержащими лампами типа ДРЛ.
ГП «Приозерское ДРСУ» осуществляя временное накопление отходов образованных в ходе осуществления своей деятельности организовало места сбора и временного накопления отходов, в том числе:
«Центральная ремонтная база». Кабинеты оборудованы местами временного сбора и хранения отходов в виде корзин в которых складированы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код по ФККО 4 05 910 00 00 0) и др. На территории контейнерная площадка, имеющая твердое покрытие, на которую установлены два металлических негерметичных контейнера без крышки, объемом 0,75м? каждый, в котором складированы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724), спецодежда из натуральных синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 4 02 31201624), перчатки из натуральных волокон, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 4 02 312 03 60 4) и др.
На территории установлены два контейнера типа «пухто» объемом 8 м? каждый, в которых складированы: (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог (код по ФККО
7 39 911 01 72 4). Склад отработанной а/м резины на грунтовой территории, огороженной забором из металлической сетки размещены покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 02 50 4), камеры пневматических шин автомобильных отработанные (код по ФККО 921 120 01 50 4) в количестве более 25 шт. В помещении склада на деревянном стеллаже складированы лампы ртутные, ртутно кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71101 01 52 1) в количестве около 45 шт., а также аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код по ФККО 9 20 110 01 53 2) в количестве около 12 шт.
«Асфальтобетонный завод». На территории установлен контейнер «пухто» объемом 8 м?. В момент осмотра в указанных местах складированы: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 7 31 110 01 72 4), мусор от офисных помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами (код ФККО 4 05 913 01 60 5), отходы тары, упаковки из полиэтилена загрязненные неорганическими веществами (код по ФККО 438112 00 00 0) и др.
В Битумомазутохранилище - битум хранится в четырех заглубленных резервуарах вместимостью 47 тн.,25 тн.,25 тн.,18 тн. Мазут хранится в одной заглубленной емкости вместимостью 70 тн.
На открытой грунтовой площадке организовано накопление отходов щебня, обработанного битумом при производстве асфальта (код по ФККО 3 48 521 11 20 4), шлам газоочистки производства асфальта (код по ФККО 3 48 528 11 33 4). Отходы размещены на площади 250 м?, высота размещенных отходов составляет примерно 2,5м. (координаты места: 60.874117, 30.157387).
«Дорожно-ремонтный пункт». Кабинеты оборудованы местами временного сбора и хранения отходов производства в виде корзин в котрых складированы: мусор от офисных помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код по ФККО 4 05 910 00 00 0) и др. На территории контейнерной площадки у здания солевого склада, немеющая твердое покрытие, установлен металлический негерметичный контейнер без крышки, объемом 0,75 м?, в котором складированы: мусор от офисных помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), перчатки из натуральных волокон, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 4 02 312 03 60 4) и др.
На асфальтированной территории установлены два контейнера типа «пухто» объемом 8м?, в которых складированы: отходы (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог (код по ФККО
7 39911 01 72 4).
Склад отработанной а/м резины на территории огороженной забором размещены покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код ФККО 921 13001 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 02 50 4), камеры пневматических шин автомобильных отработанные (код по ФККО 921 120 01 50 4) в количестве более 25 шт.
В помещении склада на деревянном стеллаже складированы лампы ртутные, ртутно кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71101 01 52 1) в количестве около 15 шт.
На открытой грунтовой площадке организовано накопление отходов щебня, обработанного битумом в производстве асфальта (код по ФККО 3 48 521 11 20 4) шлам газоочистки производства асфальта (код по ФККО 3 48 528 11 33 4). Отходы размещены на площади примерно 135 м?, высота отходов составляет примерно 2,5м.
В зданиях гаражных боксов в деревянных коробах складированы перчатки из натуральных волокон, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 4 02 312 03 60 4) и др.
На территории на площадке из металла - в 200л. бочках и металлических емкостях складированы отходы минеральных масел моторных (код ФККО - 4 06 110.01 31 3), отходы минеральных масел трансмиссионных (код по ФККО 4 06 150 01 31 3). и др.
При проверке ГП «Приозерское ДРСУ» представило акты на списание аккумуляторов (аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код по ФККО 9 20110 01 53 2), от ДД.ММ.ГГГГ – 2 штуки; от ДД.ММ.ГГГГ - 1 штука; ДД.ММ.ГГГГ - 2 штуки; ДД.ММ.ГГГГ 1 штука; от ДД.ММ.ГГГГ-4 штуки.
Также представлена статистическая отчетность по форме 2-ТП «Отходы за 2018г., согласно которой в 2018 году, в ходе ведения деятельности образовались отходы производства и потребления в количестве 207,603 тонн.
ГП «Приозерское ДРСУ» в нарушение требований п. 11 ч. III «Порядка ведения кадастра отходов <адрес>», в процессе осуществления деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и временному накоплению отходов производства и потребления, в результате которой образуются отходы различного класса опасности, информацию в области обращения с отходами в <адрес> по организации и контролю деятельности по обращению с отходами за 2018 год в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ не представило.
и.о. директора ГП «Приозерское ДРСУ» не оспаривая виновности предприятия в совершении административного правонарушения подал жалобу на постановление полагая, что назначенное наказание чрезмерно сурово и подлежит снижению ввиду тяжелого финансового положения организации.
В судебном заседании представитель ГП «Приозерское ДРСУ» ФИО1, не оспаривая существа инкриминируемого предприятию административного правонарушения, доводы изложенные в жалобе поддержал, и просили суд с учетом тяжелого финансового положения предприятия снизить размер наказания.
В судебном заседании представитель Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2 пояснила, что именно с учетом финансового положения организации, штраф был назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Судья, выслушав пояснения представителя ГП «Приозерское ДРСУ» ФИО1, представителя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2, исследовав материалы дела, и дополнительно представленные предприятием бухгалтерские документы, приходит к следующему:
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.5.10 Закона Ленинградской области от 02 июля 2003г. № 47-ОЗ «Об административных правонарушениях» нарушение установленных законодательством Ленинградской области сроков и (или) формы представления сведений об отходах производства и потребления, необходимых для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Частью 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1.5 Положения об Управлении Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (далее - Управление), утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 04.04.2016 №85, ведение регионального кадастра отходов Ленинградской области и установление порядка его ведения отнесено к полномочиям Управления.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения кадастра отходов Ленинградской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 части I Порядок определяет требования к ведению регионального кадастра отходов Ленинградской области и предназначен для индивидуальный предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на территории определяет требования к ведению регионального кадастра отходов Ленинградской (далее - хозяйствующие субъекты), в целях предоставления информации об образованных, транспортированных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах производства и потребления (далее - отходы), объектах размещения, обезвреживания, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих утилизации, обработку отходов, а также об используемых технологиях по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов (далее - информация в области обращения с отходами), и для Управлении Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Согласно п. 11 ч. III Порядка предоставление информации в области обращения с отходами осуществляется за отчетный период в срок до 20 апреля года, следующего за отчетным. Отчетный период (год) составляет календарный год.
В рамках проведения проверки Комитетом были направлены запросы в Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ № К-09-507/2019 и ДД.ММ.ГГГГ №К-09-782/2019 о предоставлении информации о направлении ГП «Приозерское ДРСУ» сведений для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области за 2018 год.
Согласно ответам Управления от ДД.ММ.ГГГГ исх № уо-499/2019 и 03 июня 2019 года исх № уо-835/2019 на запросы Комитета, ГП «Приозерское ДРСУ» в Управление сведения для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области за 2018 год не направляло.
ГП «Приозерское ДРСУ» в нарушение требований п. 11 ч. III «Порядка ведения кадастра отходов Ленинградской области», (утвержденного Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 23 марта 2018 г.№3), в процессе осуществления деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и временному накоплению отходов производства и потребления, которого образуются отходы различного класса опасности, информацию в области обращения с отходами в управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами за 2018 год в установленный срок - до 20 апреля 2019 года не представило.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, установлено, что ГП «Приозерское ДРСУ» были допущены нарушения установленных законодательством Ленинградской области сроков представления сведений об отходах производства и потребления, необходимых для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области.
В соответствие со ст. 4.1 КоАП РФ наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей назначено ГП «Приозерское ДРСУ» в пределах установленных санкцией статьи и не является максимальным.
Вместе с тем как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
В части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Как отмечает заявитель, им приняты меры по устранению выявленных нарушений в кратчайшие сроки, Общество относится к государственному унитарному предприятию, субсидируемого из средств бюджета и на настоящий момент, за полугодие предприятие сработало в убыток и назначенный штраф для него является существенным, и поскольку правонарушение совершено впервые и Общество принимает все возможные меры для недопущения подобного нарушения в будущем просит снизить размер штрафа.
С учетом данных положений и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации суд считает, что наложение на предприятие административного штрафа в размере 100 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимое с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 50 000 рублей.
Таким образом, жалоба и.о. директора ГП «Приозерское ДРСУ» ФИО3 на постановление главного специалиста Северного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 №/Д от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об административных правонарушениях» подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу и.о. директора ГП «Приозерское ДРСУ» ФИО3 удовлетворить.
Постановление главного специалиста Северного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 №/Д от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ГП «Приозерское ДРСУ» к административной ответственности по ч.1 ст.5.10 Закона Ленинградской области от 02 июля 2003 года №47-ОЗ «Об административных правонарушениях», изменить в части назначения административного наказания, снизив размер штрафа до <данные изъяты> рублей.
Судья С.М.Карпенко