ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/20 от 05.03.2020 Керченского городского суда (Республика Крым)

№12-74/2020

Р Е Ш Е Н И Е

5 марта 2020 года г. Керчь

Судья Керченского городского суда Республики Крым Данилова О.А., рассмотрев жалобу ФИО3 <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении от 23 апреля 2019 года №12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора в г.Керчи Республики Крым по использованию и охране земель- начальником Керченского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 от 23 апреля 2019 года №12 ФИО3 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде 15 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО3 подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что распоряжением председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него проведена внеплановая выездная поверка в целях соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Оспариваемым постановлением признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту использования указанного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования – культурное развитие, путем размещения на земельном участке гостиницы «Юганка», кафе-бара «Пещера», диагностического центра «МРТ КТ», информационно-консультационного центра для населения по вопросам недвижимости и офиса. Однако административным органом не были приняты во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, земельный участок по указанному адресу, используется заявителем на основании договора аренды, заключенного с администрацией города Керчи Республики Крым от 10 февраля 2017 года, отнесен к функциональной зоне ОД-1 «Зона застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения». Следовательно, земельный участок используется в соответствии с действующим законодательством, и не целевое использование земельного участка отсутствует.

На земельном участке расположено нежилое здание – Дворец культуры, принадлежащий заявителю на праве собственности. Договором аренды земельного участка предусмотрено, что вид разрешенного использования – культурное развитие. Вместе с тем, в силу норм действующего законодательства, земельный участок используется, в том числе в целях эксплуатации здания, что само по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Функциональное назначение здания относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка. Вид разрешенного использования «культурное развитие» не ограничивает право заявителя использовать здание, либо его часть в определенных им целях. Вследствие чего, доказательств эксплуатации здания не подтверждают использование заявителем земельного участка в иных целях, установленных для категории земель населенных пунктов. Таким образом, административным органом не доказаны подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении обстоятельства.

В судебном заседании ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

В судебном заседании должностное лицо ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы, указав, что вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказана.

Изучив материалы дела, дело об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

В силу статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации (подпункт 8 пункт 1 статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и способами разрешенного использования (статьи 7,42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 24 декабря 2013 года N 2153-О, от 24 марта 2015 года N 671-О, от 23 июня 2015 года N 1453-О и от 28 февраля 2017 года N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением.

Из материалов дела установлено, что 28 февраля 2019 года председателем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым издано распоряжение о проведении внеплановой проверки физического лица ФИО3 соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый в период с 6 марта 2019 года по 4 апреля 2019 года.

Земельный участок с кадастровым номером 90:19:010103:6577, площадью 5996 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, передан ФИО3 для размещения объектов культуры (объекты культурно-досуговой деятельности, парки культуры и отдыха, цирки и зверинцы), на основании договора аренды земельного участка от 10 февраля. Постановлением администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку установлен вид разрешенного использования - «культурное развитие» (код 3.6).

На земельном участке расположено нежилое здание - дворец культуры, площадью 3991,6 кв.м., собственником которого на основании договора купли-продажи от 24 июня 2004 года, реестр , является ФИО2

На основании указанного выше распоряжения председателя проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО3 в части использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>,

По результатам проведенной проверки ФИО3 выдано предписание к акту проверки от 4 апреля 2019 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. К акту проверки приложена фототаблица.

16 апреля 2019 года в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении. В данном протоколе имеются объяснения ФИО3 согласно которым в Дворце культуры действительно имеется гостиница, однако это временное явление для выживания.

16 апреля 2019 года главным государственным инспектором в г.Керчи вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 23 апреля 2019 года в 12.00 часов. О дне слушания дела ФИО3 извещен надлежащим образом, что подтверждается его распиской на указанном определении от 16 апреля 2019 года.

Однако в указанное время не явился, причину неявки не сообщил.

Постановлением главного государственного инспектора в г.Керчи Республики Крым по использованию и охране земель- начальником Керченского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 от 23 апреля 2019 года №12 ФИО3 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде 15 000 рублей. Основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что ФИО3 используется земельный участок общей площадью 5996 кв. м, расположенный но адресу: <адрес>. 4, не в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования — культурное развитие (код - 3.6), путем размещения на данном земельном участке гостиницы «Юганка», кафе-бара «Пещера», диагностического центра «МРТ КТ», информационно - консультационного центра.

Оспаривая постановление ФИО3 указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, земельный участок по указанному адресу отнесен к функциональной зоне ОД-1 «Зона застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения» и используется на основании договора аренды. Договором аренды земельного участка предусмотрено, что вид разрешенного использования – культурное развитие. Однако земельный участок используется, в том числе в целях эксплуатации здания, что само по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Функциональное назначение здания относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.

Однако данные доводы нахожу несостоятельными и основанными на неверном толковании норм права. При этом заявителем не оспаривается размещение в Дворце культуры гостиницы «Юганка», кафе-бара «Пещера», диагностического центра «МРТ КТ», информационно - консультационного центра. Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:19:010112:251 на котором расположен Дворец культуры, является культурное развитие (код 3.6), следовательно, размещение гостиницы, кафе-бара, диагностического центра «МРТ КТ», информационно - консультационного центра не соответствует виду разрешенного использования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи осуществление на земельном участке с деятельности, связанной с размещением гостиницы «Юганка», кафе-бара «Пещера», диагностического центра «МРТ КТ», информационно - консультационного центра, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей (земельного налога), в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В судебном заседании заявитель пояснил, что к собственнику земельного участка с заявлением об изменении вида разрешенного использования, дополнения видов, не обращался.

Судья считает, что не имеется правовых оснований для отмены постановления, прекращения производства по административному делу. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья –

Р Е Ш И Л:

постановление главного государственного инспектора в г.Керчи Республики Крым по использованию и охране земель- начальника Керченского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 <данные изъяты> от 23 апреля 2019 года №12 о привлечении ФИО3 <данные изъяты> к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО3 <данные изъяты> – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение 10 дней.

Судья (подпись) О.А. Данилова

копия верна

решение не вступило в законную силу

судья

помощник судьи