РЕШЕНИЕ
п.Усть-Ордынский 29 сентября 2020 г.
Судья Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области Черкашина Д.С., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Харанутский угольный разрез» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Б по делу об административном правонарушении № от ***, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Харанутский угольный разрез»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Б от *** Общество с ограниченной ответственностью «Харанутский угольный разрез» (далее – ООО «ХУР») признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрено ч.10 ст.8.2КоАП РФ – неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления,и назначено наказание в виде предупреждения.
Согласно указанному постановлению административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
*** при проведении выездной проверки установлено, согласно сведениям, имеющимся в Управлении, для объекта «Западная часть Хадайского участка Ишинского каменноугольного месторождения» имеется следующая нормативная документация в области обращения с отходами:
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от *** (далее - ПНООЛР),
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № от ***, утвержденный приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области № от ***. Срок действия с *** по *** (на сегодняшний день срок действия данной нормативной документации является истекшим). Годовой норматив образования отходов составил – 242,793 тонны.
Согласно вышеуказанной проектной документации в области обращения с отходами (ПНООЛР), а также при изучении мероприятий по охране окружающей среды, указанных в томе 2 «Технического прокта доработки запасов западной части Хадайского участка Ишинского каменноугольного месторождения» от ***, установлено, источником образования отходов в период эксплуатации участка является : эксплуатация и ремонт горой техники, автотранспортного и вспомогательного оборудования, взрывные работы, обеспечение жизнедеятельности обслуживающего персонала.
При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ХУР» по добыче угля на объекте «Западная часть Хадайского участка Ишинского каменноугольного месторождения» образовались следующие виды отходов производства и потребления I-V класса опасности.
*** в ходе натурального обследования промышленной территории ООО «ХУР», установлено наличие образуемых отходов, а именно:
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом (накапливаются на промплощадке под специально оборудованным навесом на поддонах),
- отходы минеральных масел (накапливаются в металлических бочках в контейнере рядом с территорией заправочной площадки),
- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (накапливаются в металлическом контейнере),
- покрышки пневматических шин отработанные (накапливаются на отдельно отведенной площадке с не защищенным покрытием),
- песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (накапливаются на ремонтном участке под вышедшей из строя спецтехники),
- обтирочный материал, загрязненный нефтью (накапливается на ремонтном участке под вышедшей из строя спецтехникой),
- отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (накапливаются в металлическом контейнере),
- фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные (накапливаются в металлическом контейнере),
- золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная (накапливаются в отдельно отведенной площадке),
- остатки и огарки стальных сварочных электродов (накапливаются в отдельно отведенной площадке),
- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков несортированные (накапливаются на отдельно отведенной площадке, с незащищенным покрытием),
- вскрышная порода при добыче угля открытым способом (хранится в выработанном пространстве),
- отходы (осадки) из выгребных ям (в ходе проверки представлен акт комиссионного обследования выгребных ям от ***. На территории ООО «ХУР» расположено 6 ям для уличных туалетов, 1 яма для принятия канализационных стоков с пищеблока, 3 ямы для приема стоков с рукомойников жилого балка. Внутренние стены ямы выполнены из бетона и кирпича).
Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных Обществом в *** не осуществлялся.
Своими действиями / бездействием Обществом допущены нарушения п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. №721 «Порядка учета в области обращения с отходами», за совершение которого, предусмотрено привлечение к административной ответственности в соответствии с ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.
Генеральный директор ООО «ХУР» (далее - Общество) ФИО1, будучи несогласный с указанным постановлением подал жалобу, в которой просит признать постановление незаконным и отменить, поскольку в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Указывает, что принадлежность указанных в постановлении отходов Обществу не доказана, отходы находятся за пределами лицензионного участка Общества. Добыча полезных ископаемых ведется подрядными организациями, которые передают результат Обществу. Отходы деятельности, которые производят подрядчики, являются их собственностью. Общество не отвечает за действия третьих лиц. Указывает, что деятельность по производству отходов Общество не ведет, отсутствуют и обязанность по учету отходов, которые образуются третьими лицами. Собственники отходов надзорным органом не установлены. По основанию ст.2.1 КоАП РФ полагает правонарушение является малозначительным. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
Представитель ООО «ХУР», представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в судебное заседание не явились.
Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Диспозицияч.10 ст. 8.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения в области обращения с отходами производства и потребления.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Процесс бурения скважин, перечень и объемы возникающих отходов обосновываются в техническом проекте на разработку месторождения или проекте геологоразведочных работ. Данные виды проектной документации утверждаются пользователями недр в соответствии состатьей 23.2Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Встатье 22Закона РФ "О недрах" указано, что пользователь недр имеет право, среди прочего, использовать результаты своей деятельности, в том числе, добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством, а также использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции.
В пункте 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденногопостановлениемВерховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, указано, что владельцы лицензий имеют право использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, включая долю добываемого минерального сырья, которая по условиям лицензии передается в его распоряжение; использовать по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии).
В связи с этим данные отходы являются отходами производства, с которыми пользователь недр может обращаться по своему усмотрению (если иное не оговорено в лицензии).
Пунктом 16.2Постановления ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 предусмотрено, что владельцы лицензий обязаны: производить своевременное и правильное внесение платежей за право на пользование недрами и прочих обязательных платежей.
Наряду с этим юридические лица в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в соответствии спунктом 3 статьи 18Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на основаниистатьи 16Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ипостановленияПравительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" вносят в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Таким образом, исходя из приведенных требований законодательства, обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают по общему правилу у заказчика - пользователя недр (владельца лицензии).
Вместе с тем, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то в рамках гражданско-правовых отношений по договору подряда, вышеуказанные обязанности могут возникать и у подрядчика, в случае если стороны в договоре предусмотрели, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин.
На возможность решение вопроса о принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду (имея в виду публично-правовую природу данного платежа) в рамках договорных отношений, обращено внимание в пункте 3.2ПостановленияКонституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П иписьмеМинприроды России от 29.12.2014 N 05-12-62/8015-ОГ "О направлении разъяснений".
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в областиобращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.Порядокучета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В целях реализациипункта1статьи19Закона N89-ФЗприказомМинистерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011года N721 утвержденПорядокучета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядокустанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Иркутской области было установлено, что ООО «ХУР», юридический адрес: <адрес>, с местом нахождения обособленного структурного подразделения юридического лица: объект по добыче угля «Западная часть Хадайского участка Ишинского каменноугольного месторождения», допустило не соблюдение требований в области охраны окружающей среды, а именно в нарушение ч. 1 ст. 19Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. №721 «Порядка учета в области обращения с отходами», не осуществило учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в ***
Фактические обстоятельства дела, изложенные в обжалуемом постановлении подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ***, актом проверки № от ***.
В соответствии с требованиямист.24.1КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренныестатьей 26.1данного Кодекса. Доказательства оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии состатьей 26.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица о наличии в деянии ООО «ХУР» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия ООО «ХУР» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названногоКодексаиФедерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Довод заявителя о том, что право собственности на все виды отходов принадлежит третьему лицу подлежит отклонению, поскольку заявитель не представил документы, подтверждающие то обстоятельство, что он не размещает отходы производства.
Каких-либо нарушений закона, в том числе процессуальных требований, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении ООО «ХУР» и назначении ему административного наказания не усматривается.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих в рассматриваемом случае применить статью 2.9КоАП РФ.
При принятии решения о применении меры административного наказания в виде предупреждения административный орган руководствовалсячастью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением".
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление№ от ***, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Б о признании ООО «ХУР» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ХУР» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения в Иркутский областной суд путем подачи жалобы в Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области.
Судья Д.С.Черкашина