ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/2016 от 13.12.2016 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13декабря2016года <адрес>

Ипатовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Цымбала М.В., с участием

представителейАО «Ипатоворайгаз»ФИО1, ФИО2,

заинтересованного лица – Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3,

при секретаре Матвиенко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Ипатоворайгаз» (далее –АО «Ипатоворайгаз») на постановление о назначении административногонаказания по ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания /ВП/1-341/3 от 18.10.2016г., вынесенным Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, АО «Ипатоворайгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, по ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Исполнительный директор АО «Ипатоворайгаз» ФИО4 обратилась в Ипатовский районный суд с жалобой на указанное постановление, в которой указала, что правонарушение выразилось в осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и не предоставлении в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу отчетности по форме -ТП (отходы) за 2015г..Согласование природоохранных органах проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение находится в завершающей стадии и в ноябре 2016г. АО «Ипатоворайгаз» будут получены указанные проекты.

Нарушение АО «Ипатоворайгаз» сроков получения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение связано с длительным периодом проведения закупочных процедур и длительным сроком выполнения работ по разработке и согласованию проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Считает, что АО «Ипатоворайгаз» были предприняты все необходимые меры и действия для получения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Не предоставление в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу отчетности по форме №2-ТП (отходы) за 2015г. явилось следствием ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей должностным лицом – инженером по охране окружающей среды ФИО2, в отношении которого Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ.Считает что, допущенное должностным лицо нарушение, в части непредоставления отчетности, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан и общества, ущерба экономическим интересам государства. Допущенное правонарушение не является злостным и умышленным, вызвано человеческим фактором и имеет признаки малозначительности, что согласно ст. 2.9 КоАП РФ, является основанием для освобождения от административной ответственности.

Так же считает, что допущенные АО «Ипатоворайгаз» не причинили вреда интересам граждан, общества, окружающей среде, не нанесли ущерба экономическим интересам государства и не содержат существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представительАО «Ипатоворайгаз» по доверенности ФИО1 доводы и требования жалобы полностью поддержала и пояснила, что квалификацию деяния они не оспаривают. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ставропольскому краю утверждён «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Отчетность по форме №2-ТП (отходы) за 2015г. так же предоставлена в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. Таким образом, АО, «Ипатоворайгаз» полностью устранило все выявленные нарушения, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности. В настоящее время АО «Ипатоворайгаз» находится в сложном финансовом положении, имеются задолженности. Поступающие в распоряжение денежные средства направляются в первую очередь на выплату заработной платы и оплату налоговых платежей. Просила суд жалобу удовлетворить, снизить наказание до 50000 рублей.

В судебном заседании представитель АО «Ипатоворайгаз» по доверенности ФИО2 доводы и требования жалобы полностью поддержал, просил снизить наказание до 50000 рублей.

Представитель Департамента Росприроднадзора по СКФО по доверенности ФИО3 в судебномзаседании пояснила, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки согласно приказам Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу обнаружено, что юридическим лицом Акционерным обществом «Ипатоворайгаз» нарушены требования природоохранного законодательства РФ. Срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданных АО «Ипатоворайгаз» Управлением Росприроднадзора по <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ. После чего АО «Ипатоворайгаз» осуществляло деятельность, связанную с образованием отходов производства и потребления, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме того, АО «Ипатоворайгаз» не представило в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу отчетность по форме -ТП (отходы) за 2015 год, что подтверждается служебной запиской отдела нормирования, государственной экологической экспертизы и администрирования платежей Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.Подтвердила, что в настоящее время Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по <адрес> утверждён «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Отчетность по форме -ТП (отходы) за 2015г. так же предоставлена в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. Не возражала против снижения размера административного штрафа в отношении АО«Ипатоворайгаз» в соответствии с законом.

Суд, выслушав представителей АО «Ипатоворайгаз», Департамента Росприроднадзора по СКФО, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ/ВП/1-341/1 следует, что в рамках проведенного административного расследования установлено, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки согласно приказам Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу обнаружено, что юридическим лицом Акционерным обществом «Ипатоворайгаз» нарушены требования природоохранного законодательства РФ, а именно: срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданных АО «Ипатоворайгаз» Управлением Росприроднадзора по <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период с ДД.ММ.ГГГГ АО «Ипатоворайгаз» осуществляло деятельность, связанную с образованием отходов производства и потребления, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, АО «Ипатоворайгаз» не представило в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу отчетность по форме -ТП (отходы) за 2015 год.

Данный факт подтверждается копией нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия по ДД.ММ.ГГГГ, сведениями из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного исполнительным директором АО «Ипатоворайгаз» в 2016 году, копиями актов об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, актами выполненных работ (услуг) по приему отходов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, данными учета отходов за 2015 год, за 2 квартал 2016 г., служебной запиской отдела нормирования, государственной экологической экспертизы и администрирования платежей Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании указанных проектов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами устанавливаютсянормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии со ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимитов на их размещение отнесены к одному из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, которые разрабатываются в целях охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды и уменьшения количества образуемых отходов.

В силу ч.2 ст.19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее - Приказ) утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения -ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее - 2-ТП (отходы), сбор и обработка данных по которой осуществляютсяРосприроднадзором.

Как следует из п. 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата (далее - Указания), форму федерального статистического наблюдения -ТП (отходы) представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

В силу п. 3 Указаний учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.

При заполнении формы -ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, в последовательности начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно (п. 6 Указаний).

Приказом Росстата установлен срок предоставления отчетности по форме 2-ТП (отходы) - 1 февраля после отчетного периода.

Кроме того, указанные обстоятельства подтвержденыв судебном заседании представителями АО «Ипатоворайгаз» С.Е.ЮБ. иФИО1, не отрицавших сам факт совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В действиях АО «Ипатоворайгаз» содержится состав административного правонарушение, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения за нарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ данное административное дело рассмотрено надлежащим должностным лицомДепартамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.1ст.3.1 КоАП РФадминистративный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Согласно п. 3.2ст.4.1 КоАП РФ,при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа вразмере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Часть 3.3.ст.4.1 КоАП РФгласит, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд считает, что имеются основания для снижения размера административного штрафа, по следующим основаниям.

Совершённое правонарушение не причинило вреда интересам граждан, обществу, окружающей среде, ущерб экономическим интересам государства не причинён, данного правонарушения совершено впервые. В настоящее время АО «Ипатоворайгаз» полностью устранило все выявленные нарушения, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, что подтверждается имеющимися в деле документами, а так же показаниями представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3.

Кроме того, в настоящее время АО «Ипатоворайгаз» находится в тяжелом финансовом положении, что нашло отражение в представленных к жалобе документах (требование МРИ ЙФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копиями банковских выписок по расчётному счёту).

Из материалов дела усматривается, что АО «Ипатоворайгаз» впервые привлекается к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Также суд считает, что формальное наличие в действиях делинквента всех признаков состава правонарушения, само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, в данном случае,негативного воздействия на окружающую среду, вредных последствий от правонарушения не наступило.

С учетом указанного, на основании оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, не установив существенной угрозы охраняемым общественным отношениям,мнения представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3, не возражавшей о снижении размера административного штрафа, суд считает, что по делу имеются исключительные обстоятельств и имеются основания применить положения ст. 4.1чч. 3.2, 3.3 КоАП РФ и назначить АО «Ипатоворайгаз» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального административного штрафа, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Согласно ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах жалобаисполнительного директора АО «Ипатоворайгаз» ФИО4 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 4.1, 30.6, 30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ/ВП/1-341/3 в отношении юридического лица Акционерного общества «Ипатоворайгаз» о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей, - изменить.

На основании ст. 4.1чч. 3.2, 3.3 КоАП РФ назначить наказание по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества «Ипатоворайгаз», в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней.

Судья –подпись

Верно: судья -