ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/2017 от 18.05.2017 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 12-74/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 мая 2017 года г. Николаевск-на-Амуре

Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Федоренко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре городского прокурора Шевелева В.С. на постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края Костюшина В.С. от 20.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова Анатолия Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Николаевского-на-Амуре городского прокурора от 03.08.2016 в отношении должностного лица – главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова А.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Постановлением первого заместителя министра финансов Хабаровского края Костюшина В.С. от 20.03.2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова А.М. прекращено.

Не согласившись с постановлением по делу исполняющий обязанности Николаевского-на-Амуре городского прокурора Шевелев В.С. обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.

В обоснование протеста указал, что стороны на основании обоюдного волеизъявления договорились об условиях исполнения соглашения, о чем свидетельствуют подписи сторон, следовательно, Министерство финансов Хабаровского края обязало выполнить предусмотренные обязанности главу Николаевского района. Следовательно, глава Николаевского района, подписывая соглашение понимал и принимал на себя обязанности, изложенные в соглашении и обязался исполнять их. Довод должностного лица о том, что у главы Николаевского муниципального района отсутствовала реальная возможность по решению вопроса об обеспечении собираемости платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги, являются несостоятельными. У главы Николаевского района имеется широкий спектр возможностей по обеспечению собираемости платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в постановлении указано, что собранные по делу материалы не содержат сведений о наличии какого-либо ущерба, причиненного нарушением условий предоставления межбюджетных трансферов. Поскольку состав 15.15.3 КоАП РФ является формальным, наступление последствий в виде ущерба не требуется.

В судебном заседании помощник прокурора Верткова С.В. поддержала протест по основаниям, изложенным в нём.

В судебное заседание Леонов А.М. и его защитник Костырин И.И. не явились,

о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть протест в их отсутствие, в соответствии с ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 и п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление, Костюшин В.С. не явился, просил рассмотреть протест в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, протест на постановление, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что 29.12.2014 между Министерством финансов Хабаровского края и Администрацией николаевского муниципального района заключено соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Николаевского муниципального района.

Предметом соглашения определено осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Николаевского муниципального района, являющихся в соответствии с п. 2.1 соглашения условиями предоставления Администрации межбюджетных трансферов из краевого бюджета, предусмотренных Законом Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно данному соглашению в перечень условий предоставления Администрации межбюджетных трансферов из краевого бюджета в 2015 финансовом году включены, в том числе условия: обеспечения в текущем году снижения общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе недопущения увеличения просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями (п. 2.1.3); обеспечения 90 % собираемости платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги (п. 2.1.6).

Проведенной Николаевской на-Амуре городской проверкой установлено, что по состоянию на 31.12.2015 п. 2.1.3, 2.1.6 соглашения не исполнены, а именно: не обеспечено в текущем году снижение общего объема просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района, в том числе допущено увеличение просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями; не обеспечена 90 % собираемость платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения Николаевским-на-Амуре городским прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова А.М.

Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо правильно установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу об отсутствии вины главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного, ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Из отчета Администрации Николаевского муниципального района, составленного по состоянию на 01.01.2016, являющегося приложением к указанному соглашению, следует, что на 01.01.2016 сложилась просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Николаевского муниципального района в размере <данные изъяты> руб., в то время как на 01.01.2015 ее размер составлял <данные изъяты> руб. Соответственно, в 2015 году произошло увеличение уровня просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Николаевского муниципального района на <данные изъяты> руб.

Также из данного отчета следует, что просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг муниципальными учреждениями на 01.01.2016 равна нулевому показателю, как и по состоянию на 01.01.2015, то есть не снижена и не увеличена.

Из данного отчета следует, что уровень собираемости платежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги в 2015 году на территории Николаевского муниципального района 90 % не достиг, его средний указатель составил 87,0 %.

Из пояснительной записки к отчету Администрации в части подпункта 2.1.3 следует, что просроченная кредиторская задолженность по консолидированному бюджету Николаевского муниципального района в указанном размере сложилось из просроченной кредиторской задолженности районного бюджета в размере <данные изъяты> руб. и просроченной кредиторской задолженности бюджетов поселений в размере <данные изъяты> руб. Возрастание просроченной кредиторской задолженности бюджетов поселений до <данные изъяты> руб. произошло по объективным причинам: в связи с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, связанной с выводом из эксплуатации в 2014 году угольной котельной и необходимостью проведения работ по строительству модульной котельной на жидком топливе для теплоснабжения социальных объектов Оремифского сельского поселения во избежание срыва отопительного сезона, исполнения судебного акта; в связи с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и необходимостью проведения работ по очистке дорог от снежных заносов на территории поселения.

Согласно ч. 2 ст. 33 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и осуществляет следующие полномочия: ежегодно представляет на утверждение Собрания депутатов местный бюджет и отчет о его исполнении; является распорядителем средств бюджета муниципального района; представляет Собранию депутатов структуру администрации муниципального района одновременно с проектом местного бюджета на очередной год; руководит деятельностью администрации муниципального района по осуществлению переданных ей федеральными законами, законами края отдельных государственных полномочий.

Статьей 57 указанного Устава предусмотрено, что в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений формируется районный фонд финансовой поддержки поселений. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением Собрания депутатов о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Решением собрания депутатов Николаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Николаевского муниципального района.

Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Николаевского муниципального района, предусматриваются в бюджете муниципального района на очередной финансовый год в целях выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения. Объем и распределение дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждаются решением Собрания депутатов муниципального района на соответствующий финансовый год. Предоставление дотации бюджетам поселений осуществляется финансовым управлением, являющимся главным распорядителем указанных бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью районного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Из п. 6.4 данного Положения следует, что размеры и виды субвенций утверждаются решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района о районном бюджете и Законом Хабаровского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Объем и распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из районного бюджета на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями утверждаются решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района о районном бюджете на соответствующий финансовый год (п. 7.2 Положения).

Учитывая изложенное должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Костюшин В.С. пришёл к обоснованному выводу о том, что Леонов А.М. в рамках предоставленных законом полномочий главе Администрации имел реальную возможность только по разрешению вопроса об урегулировании кредиторской задолженности районного бюджета.

Материалами дела подтверждается, что данная возможность Леоновым А.М. реализована – просроченная кредиторская задолженность районного бюджета сокращена в 2015 году на <данные изъяты> руб.

Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Николаевского муниципального района осуществление мероприятий по сбору платежей с потребителей за жилищно-коммунальные услуги, предъявлению им требований об оплате таких услуг не входит в круг полномочий главы Администрации.

Из пояснительной записки к отчету Администрации в части подпункта 2.1.6 следует, что процент сбора менее 90 % сложился по следующим группа потребителей. Население - 84 %, связано со снижением платежеспособности граждан в связи с ростом цен на продукты питания, товары народного потребления, лекарственные средства. Жилищно-коммунальными организациями в 2015 году на граждан, имеющих задолженность за потребленные услуги, подано <данные изъяты> исков на сумму <данные изъяты> млн. руб., рассмотрено <данные изъяты> иска на сумму <данные изъяты> млн. руб., поступило средств по принятым решениям <данные изъяты> млн. руб. Низкий уровень ведения исковой работы обусловлен отсутствием в организациях денежных средств на оплату госпошлины. За 2015 год комиссиями по работе с неплательщиками за жилищно-коммунальные услуги, созданными при городских и сельских администрациях муниципального района проведено 9 заседаний, на которые были приглашены должники. Организациями, финансируемыми за счет средств краевого бюджета – 89 %. Не выполнение установленного показателя произошло в основном за счет задолженности <данные изъяты> за потребление горячего водоснабжения перед <данные изъяты> в связи с имеющимися разногласиями в объеме потребления ресурса. В целях снижения дебиторской задолженности и повышения сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги постановлением Администрации Николаевского муниципального района от 24.08.2015 утвержден комплекс мер по взысканию задолженности и повышению сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги в Николаевском муниципальном районе.

Учитывая изложенное, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо пришёл к правильному выводу об отсутствии вины главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и прекратил производство по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления по изложенным в протесте доводам, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края Костюшина В.С. от 20.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова Анатолия Михайловича оставить без изменения, а протест исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре городского прокурора Шевелева В.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня его получения.

Судья Н.В.Федоренко