ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/2018Г от 26.04.2018 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-74/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль 26 апреля 2018 г.

Дзержинский районный суд города Ярославля в составе

председательствующего Власовой И.В.

при секретаре Сухоруковой Н.Н.

с участием должностного лица, привлекаемого к административной

ответственности ФИО1

защитника ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «СПОРТ-ЛОТО» ФИО1 на постановление начальника инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля ФИО2 № 2 от 13 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «СПОРТ-ЛОТО» ФИО1,

у с т а н о в и л:

в соответствии с постановлением начальника инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля ФИО2 № 2 от 13 марта 2018г. генеральный директор ООО «СПОРТ-ЛОТО» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде предупреждения за то, что он, являясь руководителем – директором ООО «СПОРТ-ЛОТО», не исполнил законодательство в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2-4 настоящей статьи, а именно, в нарушение ч.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при получении платы сотрудником ООО «СПОРТ-ЛОТО» за участие в лотерее получатель лотерейного билета не был идентифицирован.

Согласно постановлению, 09.02.2018 г. в ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля поступило заявление от гражданина (жалоба № 00936/ЭГ от 09.02.2018г.), в котором указывается, что в киоске «Столото», а именно, обособленном подразделении ООО «СПОРТ-ЛОТО» ИНН <***>, находящемся по адресу: 150044, <...>, при покупке лотерейного билета Столото «Русское лото» №122007280431 (№ тиража: 1220, дата розыгрыша - 25.02.2018) на сумму 100,00 руб., сотрудником подразделения не была произведена идентификация покупателя. Факт реализации лотерейного билета подтверждается копией лотерейного билета Столото «Русское лото» №122007280431 розыгрыш тиража 25.02.2018 г.

ООО «СПОРТ-ЛОТО» ИНН <***> в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-Ф3 «О лотереях» (далее - Федеральный закон №138- ФЗ) и на основании договора на оказание услуг по распространению лотерейных билетов №ТСА1212-76-1017 от 22.07.2015г., заключенного с ЗАО «Торговый дом «Столото», является распространителем лотерей.

Генеральным директором ООО «СПОРТ-ЛОТО» ФИО1 подана жалоба на указанное постановление, в которой он просит постановление отменить как незаконное и необоснованное, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.

В обоснование жалобы заявитель указал, что 07 марта 2018 года был опубликован Федеральный закон № 52-ФЗ от 07.03.2018 г. «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях» (далее - ФЗ № 52). В соответствии с ФЗ № 52 статья 6.1 дополняется пунктом 5, который содержит указание на то, что идентификация участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - ФЗ №115), не проводится. Таким образом, законодатель прямо указал на то, что идентификация при продаже билета не проводится. Указанные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения. Поскольку ООО «СПОРТ-ЛОТО» осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-Ф3 «О лотереях» (далее - ФЗ № 138), необходимо руководствоваться первостепенно его положениями, в т.ч. и в части регулирования идентификации. Кроме того, трактовка ФЗ № 115 должна осуществляться также с учетом специальных норм, закрепленных в вышеуказанном ФЗ № 138. В статье 5 ФЗ №115 содержится исчерпывающий перечень организаций в сфере проведения лотереи, которые подпадают под действие указанного закона, а именно: организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме. Законодатель разделяет правовые положения оператора лотереи и распространителя. В подтверждение этого для распространителей введен отдельный ОКВЭД - 92.23. Именно такой вид деятельности (92.23 Деятельность распространителей лотерейных билетов) является основным для ООО «СПОРТ-ЛОТО», сведения о чем содержатся в ЕГРЮЛ (ГРН записи 1177627018942 от 07.06.2017 г.). Данный вид деятельности включает в себя деятельность по распространению лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей. При этом деятельность операторов лотерей классифицируется по ОКВЭД 92.22, организаторов - 92.21.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 ФЗ № 115 контролируемой операцией является получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх в сумме равной или свыше 600 000 рублей. В деятельности ООО «СПОРТ-ЛОТО» не проводится операций в виде платы за участие в лотерее на сумму равную или свыше 600 000 рублей, таким образом, операции, совершаемые ООО «СПОРТ-ЛОТО», не подлежат контролю по ФЗ № 115.

Кроме того, в пп. 1 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115 указано, что идентификация не проводится в случаях, предусмотренных среди прочего п. 1.1 ст. 7 ФЗ № 115. Данный пункт устанавливает, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей. В данном случае цена приобретенного за плату лотерейного билета составляет по условиям проведения лотереи 100 рублей, что дополнительно обосновывает то, что ООО «СПОРТ-ЛОТО» не подпадает под действия Ф3№ 115.

Таким образом, в отношении ООО «СПОРТ-ЛОТО» как распространителя лотереи не применяются положения Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в связи с чем заявитель не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП.

Жалоба подана заявителем без пропуска срока обжалования, установленного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и защитник его интересов доводы жалобы поддержали, просили об отмене постановления руководителя административного органа и прекращения производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Рассмотрев жалобу ФИО1, суд усматривает основания для отмены постановления начальника Инспекции ФНС по Дзержинскому району г.Ярославля ФИО2 от 13 марта 2018г.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Субъектами данного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и является исчерпывающим.

Согласно этой норме, к таким организациям относятся, в том числе лица, организующие и проводящие лотереи.

Отношения в области организации и проведения лотерей регулируются Федеральным законом от 11.11. 2003г. №138-ФЗ «О лотереях», в статье 2 которого раскрыты основные понятия, используемые для целей данного закона, такие как организация лотереи, проведение лотереи. В законе содержится конкретный перечень действий, осуществление которых является проведением лотереи. Законодатель разграничил понятие субъектов правоотношений, регулируемых настоящим законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, каждый из которых наделен объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи.

В силу п.10 ст.2 вышеназванного Федерального закона, распространитель – это лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Из исследованных материалов дела усматривается, что между ЗАО «Торговый Дом Столото» и ЗАО «СПОРТ-ЛОТО» в лице Генерального директора ФИО1 заключен договор №ТСА 1212-76-1017 от 22 июля 2015г. на оказание услуг по распространению лотерейных билетов. Административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что директор ООО «СПОРТ-ЛОТО» ФИО1 фактически организовывал и проводил лотереи. ООО «СПОРТ-ЛОТО» не имеет договорных отношений с организаторами лотерей, предметом которых были бы их проведение от имени и по поручению организаторов. Поэтому ООО «СПОРТ-ЛОТО» нельзя отнести к организациям, проводящим лотереи, на которые распространяется ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001г. №115-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, такому виду, операций, как получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных, в том числе, пунктом 1.1 настоящей статьи, установив в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, -идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

На основании п. 1.1 ч. 1 ст. 7 вышеназванного закона идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Таким образом, лицо, проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю. Следовательно, вывод административного органа относительно того, что распространители лотереи обязаны идентифицировать клиента как при получении платы за участие в лотерее, так и при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в ней, независимо от размера получаемых или выплачиваемых денежных средств, является неправомерным.

В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях» Федеральным законом № 52-ФЗ от 07.03.2018 г. «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях», статья 20 дополнена частью 6.1, согласно которой идентификация участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не проводится.

С учетом изложенных доводов суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица - генерального директора ООО «СПОРТ-ЛОТО» ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ. В этой связи обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

отменить постановление начальника инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля ФИО2 № 2 от 13 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «СПОРТ-ЛОТО» ФИО1, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд города Ярославля.

Судья Власова И.В.