Судья Милюшене А.П. дело № 21-522/2021
(дело в суде первой инстанции № 12-74/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 ноября 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, руководителя администрации городского поселения «Нижний Одес» ФИО1 на постановление № 43 заместителя главного государственного инспектора города Сосногорска по пожарному надзору от 15 июня 2021 года и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением № 43 заместителя главного государственного инспектора города Сосногорска по пожарному надзору Б. от 15 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2021 года, руководитель администрации городского поселения «Нижний Одес» (далее по тексту также администрация ГП «Нижний Одес», Администрация) ФИО1 (далее - ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу постановлением и решением, ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Коми, в которой, полагая постановление должностного лица административного органа незаконным, просил о его отмене и прекращении производства по делу, указывая в обоснование своих доводов, что администрацией ГП «Нижний Одес» принимались меры по обеспечению пожарной безопасности на территории населенных пунктов ГП «Нижний Одес», в частности, постановлением администрации ГП «Нижний Одес» от 11 декабря 2020 года № 282 утверждена муниципальная программа муниципального образования городского поселения «Нижний Одес» «Развитие городского поселения «Нижний Одес»», в течение срока реализации которой должны быть обеспечены благоприятные условия проживания населения на территории городского поселения, в том числе повышения уровня защищенности населения на территории городского поселения от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, проявлений терроризма и экстремизма, одно из основных мероприятий которой заключается в ремонте и содержании источников наружного противопожарного водоснабжения; кроме того, в связи с окончанием программы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, на территории МО ГП «Нижний Одес» на 2014-2020 годы, уточнялись объемы финансирования для включения в аналогичную программу на период 2021-2023 годы, в связи с чем, полагает, что пункт 3 статьи 63 ФЗ №123-ФЗ руководителем ГП «Нижний Одес» не нарушен, поскольку мероприятия по принятой ранее программе осуществлялись в полном объеме; также указывает, что решение о проведении выжигания сухой растительности на территории ГП «Нижний Одес» в 2021 году не принималось, постановлением АГП «Нижний Одес» от 07 мая 2021 года № 117а введен особый противопожарный режим, которым установлен запрет на использование открытого огня, в том числе на выжигание сухой травы, мусора и горючих отходов, проведение пожароопасных работ, при этом на территории ГП «Нижний Одес», в том числе на территории пст. Конашъель созданы минерализованные полосы площадью 10 000 м2; в обоснование невозможности исполнения пункта 67 Постановления Правительства Российской Федерации указывает, что в настоящее время кадастровые границы территории пст. Конашъель не определены, 15 июня 2021 года заключен муниципальный контракт на оказание услуг по разработке проекта изменений, вносимых в генеральный план и правила землепользования и застройки МО ГП «Нижний Одес», в связи с чем, в настоящее время не имеется кадастровых границ пст.Конашъель; также указывает, что на территории ГП «Нижний Одес» организовано и проводится обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, а также содействие распространению пожарно-технических знаний, которые включают в себя распространение тематической печатной продукции среди населения, размещение наглядных материалов на официальных сайтах в сети Интернет, управляющие компании стали публиковать на оборотной стороне квитанций данную информацию, обучение работающего населения и детей осуществляется в организациях и учреждениях, в которых население осуществляет свою трудовую деятельность и проходит обучение.
В возражениях доводам жалобы отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми считает состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными, а вину руководителя администрации городского поселения «Нижний Одес» ФИО1 – доказанной совокупностью представленных в материалы дела доказательств, просит оставить их без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Согласно телефонограмме, составленной по итогам разговора с ФИО2, последний не возражал рассмотрению дела в его отсутствие.
При рассмотрении настоящей жалобы в Верховном Суде Республики Коми должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Б. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, также не явился. В адрес суда апелляционной инстанции поступило ходатайство руководителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми о возможности участия заместителя главного государственного инспектора города Сосногорска по пожарному надзору Б. со ссылкой на положения статьи 29.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи при наличии технической возможности через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Разрешая приведенное ходатайство, и не находя правовых оснований для его удовлетворения, исхожу из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 29.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении либо по собственной инициативе.
Из приведенной нормы не следует, что ходатайство заявителя должно быть удовлетворено в обязательном порядке.
При рассмотрении настоящего дела в городском суде должностное лица, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, своей явки в суд первой инстанции не обеспечило, предоставив отзыв на жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и дополнения к нему, в которых подробно изложена позиция.
При рассмотрении настоящей жалобы, с учетом подробно изложенных возражений на нее, учитывая, что неявка должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела, поскольку не является обязательной для данной категории дел и таковой судом не признавалась, прихожу к выводу, что заявленное должностным лицом ходатайство подлежит отклонению.
Поверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, возражения на нее, считаю возможным ее рассмотрение в отсутствие надлежаще извещенных участников производства по делу, явку которых обязательной не признаю, и прихожу к следующим выводам.
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (часть 4 статьи 6).
При этом первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний (пункты 2,3,8 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что: участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты; территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра; на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не введен особый противопожарный режим; лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, постоянно находятся на месте проведения работ по выжиганию и обеспечены первичными средствами пожаротушения. Принятие решения о проведении выжигания сухой травянистой растительности и определение лиц, ответственных за выжигание, осуществляются руководителем организации, осуществляющей деятельность на соответствующей территории. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Выжигание лесных горючих материалов осуществляется в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах, установленными Правительством Российской Федерации. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
При этом правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (пункт 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 29 апреля по 18 мая 2021 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Сосногорска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми на основании распоряжения № 44 от 08 апреля 2021 года во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года № ВА-П11-2285 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации городского поселения «Нижний Одес» по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Нижний Одес; Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Нижний Одес, пст. Конашъель, с целью проведения проверки соблюдения установленных требований пожарной безопасности.
С указанным распоряжением руководитель ГП «Нижний Одес» ФИО1 ознакомлен 29 апреля 2021 года, о чем свидетельствует его подпись.
По итогам проведенной проверки 18 мая 2021 года составлен акт проверки № 44, согласно которому в 17 часов 00 минут 18 мая 2021 года установлено, что ФИО1, замещающий должность главы администрации ГП «Нижний Одес», на территории пст. Конашъель и пгт. Нижний Одес в нарушение требований пунктов 2, 3 статьи 63 Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не разработал и осуществил мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, не разработал муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности, в нарушение пункта 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта не создал вокруг населенного пункта противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; на территории пст. Конашъель в нарушение 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, как правообладатель земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, не произвел своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы; на территории пгт. Нижний Одес в нарушении пункта 8 статьи 63 Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не организовал обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
Также по результатам проверки ФИО1, как главе администрации ГП «Нижний Одес», выдано предписание № 44/1/1 об устранении выявленных нарушений, направленное в адрес Администрации 19 мая 2021 года и полученное адресатом 25 мая 2021 года.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении ФИО1 должностным лицом административного органа 03 июня 2021 года составлен протокол № 45 об административном правонарушении, а в последующем заместителем главного государственного инспектора города Сосногорска по пожарному надзору Б. вынесено обжалуемое постановление от 15 июня 2021 года № 43.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе его рассмотрения, свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за выполнение требований обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории пст. Конашъель и пгт. Нижний Одес, нарушил требования пунктов 2,3,8 статьи 63 Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 63, 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом № 45 об административном правонарушении от 03 июня 2021 года, копией решения о назначении ФИО1 руководителем администрации ГП «Нижний Одес», распоряжением органа государственного надзора № 44 от 08 апреля 2021 года о проведении внеплановой выездной проверки, поручением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года № ВА-П11-2285, актом проверки № 44 от 18 мая 2021 года, в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предписанием № 44/1/1 от 18 мая 2021 года, а также другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия руководителя администрации ГП «Нижний Одес» квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что постановлением администрации ГП «Нижний Одес» от 11 декабря 2020 года № 282 утверждена муниципальная программа муниципального образования городского поселения «Нижний Одес» «Развитие городского поселения «Нижний Одес»», в течение срока реализации которой должны быть обеспечены благоприятные условия проживания населения на территории городского поселения, в том числе повышения уровня защищенности населения на территории городского поселения от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, проявлений терроризма и экстремизма, одно из основных мероприятий которой заключается в ремонте и содержании источников наружного противопожарного водоснабжения, в связи с чем, ФИО2 необоснованно вменено нарушение пункта 2 статьи 63 Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подлежат отклонению.
Несмотря на то, что руководителем администрации ГП «Нижний Одес» вместе с подачей жалобы на постановление должностного лица административного органа в Сосногорский городской суд Республики Коми была предоставлена программа муниципального образования городского поселения «Нижний Одес» «Развитие городского поселения «Нижний Одес», утвержденная постановлением администрации ГП «Нижний Одес» от 11 декабря 2020 года № 282, материалы дела свидетельствуют о том, что на момент проведения проверки данная программа административному органу на основании распоряжения от 08 апреля 2021 года № 44 о проведении проверки в числе прочих документов представлена не была, в открытом доступе в сети интернет не размещалась, кроме того, сведений о том, что источники противопожарного водоснабжения на территории ГП «Нижний Одес» приведены в надлежащее состояние материалы дела также не содержат. Как следует из возражений доводам настоящей жалобы отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми от 12 октября 2021 года № 1240-4-8-19 постановление об утверждении муниципальной программы муниципального образования городского поселения «Нижний Одес» «Развитие городского поселения «Нижний Одес»» было представлено в адрес отдела лишь при проведении внеплановой выездной проверки, проводимой в период с 19 по 20 августа 2021 года (сопроводительное письмо № 02-28/1436 от 20 августа 2021 года).
Также подлежат отклонению и доводы жалобы об отсутствии нарушений руководителем ГП «Нижний Одес» пункта 3 статьи 63 Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку на момент проведения проверки (18 мая 2021 года) целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории ГП «Нижний Одес» не принималась, данная программа утверждена постановлением № 175 администрации ГП «Нижний Одес» 12 августа 2021 года и представлена в адрес административного органа лишь при проведении внеплановой выездной проверки, проводимой в период с 19 по 20 августа 2021 года.
Вопреки доводам жалобы введение на территории городского поселения «Нижний Одес» особого противопожарного режима также не влияет на выводы должностного лица и суда первой инстанции о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Таким образом, в совокупности с пунктом 63 названных Правил в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов необходимо создавать (обновлять) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Также следует отметить, что на момент проведения проверки муниципальный контракт на оказание услуг по разработке проекта изменений, вносимых в генеральный план, Администрацией заключен не был, в связи с чем, обязанность по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покосе травы лежала на администрации ГП «Нижний Одес».
Доводы жалобы об организации и проведении обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний на должном уровне, опровергаются материалами проведенной проверки, в числе которых акт проверки и выданное административным органом по результатам проверки предписание от 18 мая 2021 года.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки судьи городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом судебном акте. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения.
Постановление вынесено должностным лицом административного органа с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено руководителю администрации ГП «Нижний Одес» ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей городского суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление № 43 заместителя главного государственного инспектора города Сосногорска по пожарному надзору от 15 июня 2021 года и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации городского поселения «Нижний Одес» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова