Дело № 12-74/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
14 декабря 2021 года г. Медногорск
Судья Медногорского городского суда Оренбургской области Удотов С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудрявцевым Д.С.,
с участием:
защитника администрации МО г.Медногорск - начальника юр.отдела ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТЧС управления НД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО2, на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Медногорска от 12.10.2021 г. по делу № 5-394 /2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении администрации муниципального образования город Медногорск, расположенной по адресу <...>,
УСТАНОВИЛ:
**.**.**** главным специалистом отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО2 в отношении администрации муниципального образования город Медногорск составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ по факту отсутствия в МО г. Медногорск муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г.Медногорска от 12.10.2021 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении администрации МО г. Медногорск Оренбургской области прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава правонарушения.
В своей жалобе главным специалистом отдела надзорных мероприятий ФИО2 считает, что мировой судья материалы дела рассмотрел неполно и односторонне, сделал преждевременные выводы о наличии в деле доказательств принятия администрацией достаточных мер к соблюдению требования законодательства, тогда как в действительности однократных обращений администрации в Медногорский горсовет депутатов и в Департамент пожарной безопасности и гражданской защиты являлось недостаточным.
В судебное заседание главный специалист ОНМ ФИО2 не явилась, что не препятствует рассмотрению дела по ее жалобе в ее отсутствие.
Защитник администрации МО г.Медногорск ФИО1 В,М. просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.
Выслушав пояснения ФИО1, ознакомившись с доводами жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципального образования проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
На основании статьи 18 Федерального закона "О гражданской обороне" обеспечение мероприятия местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно п. п. 7, 9, 19, 25 Положения о системах оповещения населения, утверждённого Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. N 578/365, системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно.
Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
Поддержание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения, соответственно.
На основании пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно статье 72 указанного Федерального закона ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела, мировым судьей установлено, что постановлением администрации МО г.Медногорск * от **.**.**** утверждено Положение о системе оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории МО г. Медногорск Оренбургской области. Согласно п. 7.1 Положения, основные способы оповещения населения – это включение сирен, включение прерывистых гудков транспортных и других средств, громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях экстренных служб, печатные средства массовой информации и Интернет – ресурсы, официальный сайт МЛ, рассылка электронных сообщений, каналы операторов сотовой связи, в том числе с использованием SMS – сообщений, голосовая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях учреждений, колокол, рында, подворовой обход.
В рамках соблюдения данного Положения для оповещения населения на территории МО г. Медногорск привлекаются средства связи и массовой коммуникации общего пользования (местный телеканал), информирование также осуществляется силами органов повседневного управления Медногорского городского звена ОТП РСЧС с использованием различных систем и технических средств (рупоры мечетей, рынды, подворовой обход), Единой диспетчерской службой МО г. Медногорск, дежурной диспетчерской службой ООО «ММСК» и организациями, привлекаемыми для оповещения населения, в распоряжении которых имеются автомобили, оборудованные сигнально-голосовыми установками: отдел полиции МО МВД России «Кувандыкский», Медногорскмежрайгаз, пожарная часть.
Также мировой судья указал, что на территории МО г. Медногорск создана и действует система оповещения РАСЦО, состоящая из аппаратуры оповещения, 5 электросирен С-40, расположенных в разных частях города и включаемых автоматически от аппаратуры оповещения; эксплуатационно – техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения проводится своевременно. По сводным показателям объёма и стоимости строительства на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Оренбургской области МО «Городской округ город Медногорск» необходимо * рублей.
Кроме того, мировой судья в своем постановлении отразил, что для финансирования мероприятий по созданию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения администрация МО г.Медногорск обращалась в Медногорский городской совет депутатов, на что был получен отрицательный ответ, так как увеличение доходов городского бюджета не представляется возможным, и к директору Департамента пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области с просьбой оказать для планирования лимитов бюджетных ассигнований на указанные цели содействие в решении вопроса по оповещению населения МО г. Медногорск в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в части восстановления работоспособности оборудования и предоставления информации об оборудовании, которое необходимо приобрести для создания автоматизированной системы оповещения.
Ссылаясь на установленный факт отсутствия достаточного финансирования и приведенные выше факты обращения администрации за финансовой поддержкой в городской совет депутатов и Департамент и опираясь на положения ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения обязательных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, мировой судья пришел к выводу о совершении администрацией необходимых и достаточных мер, направленных на создание муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения и в связи с этим отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Между тем, с данным выводом согласиться нельзя, поскольку он не основан на имеющихся в деле доказательствах.
В частности, из имеющегося в материалах дела письма администрации от **.**.***** усматривается, что в нем администрация просила Медногорский городской совет депутатов выделить денежные средства в размере * рублей на цели устранения нарушений пожарной безопасности, а именно для обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения ряда улиц города Медногорска и обеспечения ряда населенных пунктов Медногорска противопожарными резервуарами.
Таким образом, учитывая, что в данном письме отсутствует просьба о выделении средств на создание муниципальной системы оповещения, равно как нет в деле иных обращений в городской совет депутатов по данному вопросу, вывод мирового судьи о доказанности факта обращения администрации в горсовет является ошибочным.
Вывод мирового судьи о том, что администрация обращалась по данному вопросу в Департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области, также не подтверждается материалами дела, так как единственное такое обращение датировано **.**.****, то есть уже после того, как административно-надзорным органом было выявлен факт правонарушения, датированного **.**.****
Таким образом, факт обращения в Департамент был позже даты вмененного правонарушения и, следовательно, также не может быть положен в обоснование отсутствия со стороны административно-наказуемого бездействия.
Учитывая, что иных, кроме вышеуказанных, сведений о принятии администрацией мер к созданию системы оповещения в деле не имеется, мировой судья преждевременно сделал вывод об отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения п.п.3-4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусматривают возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении только при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; а также при наличии существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при условии, что данное нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Названные выше нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными и свидетельствуют об отсутствии со стороны мирового судьи всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении администрации МО г.Медногорск, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 20.7 КоАП РФ, составляет 3 месяца.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства (событие правонарушения), послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 20.7 КоАП РФ, имели место **.**.****.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек **.**.****.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с этим, жалоба главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТЧС управления НД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО2 подлежит удовлетворению, постановление постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Медногорска от 12.10.2021 г. по делу № 5-394/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении администрации муниципального образования город Медногорск подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТЧС управления НД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Медногорска от 12.10.2021 г. по делу № 5-394 /2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении администрации муниципального образования город Медногорск, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Медногорского
городского суда подпись С.Л. Удотов