ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/2022 от 14.03.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 12-74/2022

РЕШЕНИЕ

14 марта 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Иноземцева О.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федерального казначейства по <адрес> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ПАО «Центр-инвест» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Федерального казначейства по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (на дату совершения административного правонарушения замещала должность заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест») признана виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону с жалобой, в порядке главы 30 КоАП РФ, в которой просит указанное постановление отменить и прекратить производство по делу.

Должностное лицо ПАО КБ «Центр-инвест» ФИО1 считает постановление Управления Федерального казначейства по Ростовской области о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным в части вменения нарушения по включению в январе 2020 года в 3 случаях в расчет субсидии суммы процентов, не уплаченные заемщиками в расчетном периоде на основании следующего.

Постановлением о назначении административного наказания мотивировано тем, что в отношении ПАО КБ «Центр-инвест» Управлением Федерального казначейства по Ростовской области проведена проверка предоставления субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1711 (далее - Постановление Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г. / Правила № 1711), и (или) соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Органом финансового контроля указано, что согласно п. 3 Правил № 1711 субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до Министерства финансов Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 Правил № 1711.

Абз. 3 п. 4 Правил № 1711 предусмотрено условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

В ходе проведения выборочной проверки правильности отражения в заявлениях за 2020 год данных по графе «Сумма процентов, уплаченная заемщиком в расчетный период согласно кредитному договору (рублей)», проверяющим органом установлено 55 фактов неправомерного, по мнению проверяющего органа, включения в расчет размера субсидии полностью неуплаченных процентов в расчетном периоде, процентов, уплаченных не в полном объеме, а также просроченных процентов, уплаченных за предыдущие периоды с нарушением условий кредитных договоров.

Абзац 5 пункта 4 постановления Правительства РФ № 1711 от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что возмещение недополученных доходов осуществляется исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

Редакция Правил № 1711 действующая в 2020 году (редакция от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

ПАО КБ «Центр-инвест» в 2020 году представлял заявления о получении возмещения недополученных доходов, понимая положения Правил № 1711 в редакции, действующей в 2020 году, исходя из фактически полученных сумм, оплаченных заемщиками без разделения на надлежащее или ненадлежащее исполнения обязательств по кредитным договорам. В пользу ПАО КБ «Центр-инвест» возмещались недополученные доходы по процентам за время действия Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г. до внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1060, где в абзаце 3 пункта 4 слова «в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов» заменены словами «исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов»

По результату проведения в отношении ПАО КБ «Центр-инвест» мероприятий финансового контроля было установлено включение в расчет размера субсидий полностью неоплаченных процентов в расчетном периоде, процентов, уплаченных не в полном объеме, а также просроченных процентов, уплаченных за предыдущие периоды с нарушением условий кредитных договоров, что по мнению органа финансового контроля является нарушением бюджетного законодательства, так как возмещение недополученных доходов не может быть произведено в связи с нарушением заемщиками графика исполнения обязательства по кредитному договору. То есть, ПАО КБ «Центр-инвест» не может получить возмещение недополученных доходов по тем кредитным договорам, где проценты оплачивались позже установленного графика погашения.

Должностное лицо ПАО КБ «Центр-инвест» полагает, что постановление Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 в редакции от 30.06.2021 г., а также предыдущие редакции не предусматривают взаимосвязь между надлежащей или ненадлежащей формой исполнения обязательств заемщиков по кредитным договорам по оплате процентов за пользование кредитом с целью формирования размера субсидии кредитным организациям, а указывает на фактическую уплаченную сумму процентов за пользование кредитов в расчетном месяце в соответствии с условиями кредитного договора для расчета субсидии.

В связи с отсутствием официального толкования положений Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г., отсутствия правовой определенности применения указанных норм Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 ПАО КБ «Центр-инвест» полагает, что подлежит применению буквальное значение содержащихся слов и выражений в норме права с целью совпадения словесного выражения нормы права и ее действительному содержанию по объему.

Исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г., следует, что возмещение кредитной организации недополученных доходов осуществляется исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом без установленного ограничения на получение возмещение при наличии оплаты процентов с нарушением установленного кредитным договором графиком погашения задолженности.

Таким образом, причины включения в расчет размера субсидии процентов, уплаченных заемщиками не в полном объеме и несвоевременно уплаченных выражаются исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом, в том числе тех, которые произведены с просрочкой исполнения, обязанность по погашению которой установлена кредитным договором.

Указанное свидетельствует об отсутствии однозначного толкования нормы Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г. регулирующей размер получения субсидии в зависимости от надлежащего или ненадлежащего исполнения обязательства заемщика по оплате процентов за пользование кредитом.

Названные изменения в Постановление Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г., с точки зрения законодателя, лишь уточняют порядок и объем предоставления возмещения недополученных доходов с целью единообразия толкования приведенной выше нормы, и никаким образом не изменяют данный порядок, которым ПАО КБ «Центр-инвест» руководствовался до внесения изменений и руководствуется в актуальной редакции.

Толкование абзаца 5 пункта 4 Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г. в предыдущих редакциях в понимании иного подхода, который указывает на невозможность получения ПАО КБ «Центр-инвест» недополученных доходов по процентам при допущении просрочки исполнения обязательства с последующим полным погашением представляется экономически нецелесообразным ввиду искажения сути Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г., а именно государственной поддержки жилищного (ипотечного) кредитования.

Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не являются нарушением Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1711 так как основаны на неверном толкования указанного нормативно-правового акта, что указывает на отсутствие события административного правонарушения.

Кроме того, заявитель указывает, что постановление Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 г. (Правила № 1711) в редакции распространяющей свое действие на отношения, возникшие в 2020 году (редакции от 31.10.2019, от 27.07.2020), соблюдение которого являлось предметом проверки органом финансового контроля устанавливало в абз. 3 п. 4 условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1060 указанное положение о порядке и размере возмещения недополученных доходов изменено.

Так, абзац 5 пункта 4 Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 в редакции от 30.06.2021 предусматривает, что возмещение недополученных доходов осуществляется исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

Заявитель считает, что изменения, внесенные 30.06.2021 в абз. 5 п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ – на начало проверяемого года) (далее – Правила № 1711), подтверждают правомерность предъявления к субсидированию расходов, понесенных до указанной даты.

Заявитель указывает, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не являются нарушением Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1711, так как основаны на неверном толковании указанного нормативно-правового акта, что указывает на отсутствие события административного правонарушения.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, просит отменить постановление Управления Федерального казначейства по Ростовской области о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание на рассмотрение жалобы не явилась, о дате и времени слушания дела извещена судом надлежащим образом.

Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержал и просил ее удовлетворить, а обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, приобщив дополнительные пояснения к жалобе.

Представитель УФК по Ростовской области ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения жалобы, полагая постановление законным, просила оставить его без изменения по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришёл к следующему.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В статье 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.

Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Как следует из п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерациибюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Средства федерального бюджета предоставлены в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Как следует из пунктов 1, 4, 5.15 (1), 5.15(6) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» (в редакции от 28.12.2020), пунктов 1, 9.22(1), 9.22(4) Положения об Управлении Федерального казначейства по Ростовской области, утвержденного приказом Казначейства России от 27 декабря 2013 г. № 316, Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, выполняющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере; осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; а также в рамках своей компетенции - производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 (в редакциях от 31.10.2019, от 27.07.2020) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей (далее – Правила № 1711), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам).

На основании приказа от 22 июня 2021г.№576 «О назначении плановой выездной проверки Публичного акционерного общества коммерческого банка «Центр-инвест» (в редакции приказа Управления от 29 июня 2021 г. № 607) в ПАО КБ «Центр-инвест» проведена проверка предоставления субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711, и (или) соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

По результатам проведенной проверки установлено, что заявка на предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, предусмотренная пунктом 11 Правил № 1711 и приложением № 1 к Правилам № 1711 направлена ПАО КБ «Центр-инвест» в Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) письмом от ДД.ММ.ГГГГ с приложением соответствующих документов, в том числе плана-графика выдачи кредитов (займов).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ПАО КБ «Центр-инвест» направил скорректированный план-график ежемесячной выдачи жилищных (ипотечных) кредитов до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общий размер выдачи жилищных (ипотечных) кредитов до ДД.ММ.ГГГГ составит 4 669,0 млн. рублей (по 913,8 млн. рублей ежегодно: январь - 53,8 млн. рублей, с февраля по декабрь по 80,0 млн. рублей).

В соответствии с пунктом 13 Правил указанная заявка рассмотрена Минфином России и для ПАО КБ «Центр-инвест» установлен размер лимита средств на выдачу жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на условиях, предусмотренных Правилами в сумме 4669,0 млн. рублей, о чем Банку доведено уведомлением Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказу Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении лимита средств, направляемых на выдачу (приобретение) жилищных (ипотечных) кредитов (займов) для предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» в действующей редакции, в проверяемом периоде лимит выдачи средств на выдачу жилищных (ипотечных) кредитов (займов) не пересматривался и не изменялся.

Основные условия выдачи кредитов (займов) установлены пунктами 1, 9 и 10 Правил № 1711, которыми определены виды и сроки выдачи кредитов (займов), категории граждан, имеющих право на получение льготных кредитов (займов), требования к кредитным договорам (договорам займа).

На основании п. 14 Правил № 1711 кредитные организации и общество «ДОМ.РФ» выдают ежемесячно кредиты (займы) и (или) приобретают права требования по кредитам (займам) в соответствии с планом-графиком.

Согласно п. 15 Правил № 1711 для получения субсидии кредитная организация и общество «ДОМ.РФ» представляют в Минфин России не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, заявление на получение субсидии по форме согласно приложению № 3, подписанное руководителем кредитной организации (уполномоченным им лицом) или общества «ДОМ.РФ» (уполномоченным им лицом). В случае подписания заявления уполномоченным лицом в Минфин России одновременно с заявлением представляются документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия уполномоченного лица кредитной организации или общества «ДОМ.РФ».

Указанные заявления подаются ПАО КБ «Центр-инвест» в Минфин России в электронном виде в государственной информационной системе «Электронный бюджет».

При этом согласно пункту 3 Правил № 1711 субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до Министерства финансов Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 Правил № 1711.

Абз. 3 п. 4 Правил № 1711 предусмотрено условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

Как следует из ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Расчет суммы субсидии по возмещению недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был производиться в соответствии с редакциями Правил № 1711 от 31.10.2019 и от 27.07.2020, действовавшими в проверяемом периоде, в которых установлено, что «субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объемезаемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора(договора займа)» (абз. 3 п. 4 Правил № 1711).

В ходе проведения выборочной проверки правильности отражения в заявлениях за 2020 год данных по графе «Сумма процентов, уплаченная заемщиком в расчетный период согласно кредитному договору (рублей)», установлено 55 фактов неправомерного включения в расчет размера субсидии полностью неуплаченных процентов в расчетном периоде, процентов, уплаченных не в полном объеме, а также просроченных процентов, уплаченных за предыдущие периоды с нарушением условий кредитных договоров, в том числе 3 факта за январь 2020 год, что привело к завышению суммы субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам за январь 2020 год на 3 907, 83 рублей.

Согласно пп. д) п. 10 Правил № 1711 погашение кредита (займа) производится равными ежемесячными (аннуитетными) платежами в течение всего срока действия кредита (займа) (за исключением первого и последнего месяцев) без возможности увеличения остатка ссудной задолженности. Изменение размера аннуитетного платежа допускается в случаях, предусмотренных кредитным договором (договором займа).

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 4 Правил № 1711 ПАО КБ «Центр-инвест» включены в расчеты субсидий проценты, не уплаченные в расчетном периоде, то есть не в соответствии с условиями кредитных договоров.

В соответствии с приложением к акту проверки, ПАО КБ «Центр-инвест» представил пояснения (графы 14, 15 приложения к акту проверки), в соответствии с которыми согласился с неправомерным получением суммы субсидии по кредитным договорам от ДД.ММ.ГГГГ (строка 50 приложения к акту проверки), от ДД.ММ.ГГГГ (строка 55 приложения к акту проверки).

Согласно пояснению ПАО КБ «Центр-инвест» от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки, осуществленной в 2021 году, было выявлено, что по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ (ф.л. Ш.), согласно платежным поручениям сумма процентов, оплаченная за январь, составляет 3337,15 рублей, в заявлении на получение субсидии сумма к возмещению была указана неверно, в размере 5234,77 рублей; размер субсидии, подлежащий возврату за январь 2020 по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ (ф.л. Ш.) составляет 711,61 рублей; порядок и сроки возврата излишне полученной суммы субсидии ПАО КБ «Цент-инвест» согласованы с Минфином России.

В ходе проверки Банком осуществлен возврат излишне полученной суммы субсидии в доход федерального бюджета по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 711,61 рублей.

В соответствии с разделом 2 кредитных договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (далее - кредитные договоры), указанных в Информации о выявленных расхождениях в расчете размера субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в 2020 году с пояснениями причин (приложение к акту проверки), проценты уплачиваются ежемесячно согласно графику погашения,являющемся неотъемлемой частью к кредитному договору.

В соответствии с разделом 3 кредитных договоров, указанных в Информации о выявленных расхождениях в расчете размера субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в 2020 году с пояснениями причин (приложение к акту проверки), заемщик обязанвозвратить полученный кредит, уплачивать проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

При этом, в нарушение условий кредитных договоров заемщиками, осуществлялись платежи по кредитам с нарушением графиков и сроков, установленных кредитными договорами.

Таким образом, в нарушение условий, установленных абз. 3 п. 4 Правил , включены в расчеты субсидий проценты, не уплаченные в расчетном периоде и уплаченные с нарушением установленного срока, то есть не в соответствии с условиями кредитных договоров.

Нарушение указанных положений Закона образуют в действиях должностного лица ФИО1 состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, - наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидии.

Субъектом данного правонарушения являются должностные и юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Приказом ПАО КБ «Центр-инвест» от ДД.ММ.ГГГГ-к «О переводе работника на другую работу» ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест».

Согласно пункту 11 Должностной инструкции заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», утвержденной Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест» контролирует правильность исчисления размера субсидий на возмещение недополученных доходов Банка по выданным кредитам, предоставленным физическим лицам, в рамках участия Банка в соответствующих государственных программах поддержки физических лиц.

Следовательно, ФИО1 при замещении ею (на дату совершения административного правонарушения) должности заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется необеспечением со стороны ФИО1 исполнения требований по осуществлению иных бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, и невыполнении своих служебных обязанностей по осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности, поскольку, являясь должностным лицом – заместителем начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», осуществляющим организационно-распорядительные функции, ФИО1 имела возможность проконтролировать правильное исчисление размера субсидий на возмещение недополученных доходов банка по выданным кредитам при направлении за январь 2020 года заявления на получение субсидии в Минфин России.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Управление Федерального казначейства по Ростовской области, пришло к правильным выводам о квалификации административного правонарушения.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами, постановлением Управления Федерального Казачейства по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, которые в силу ч. 2 данной статьи подлежат указанию в протоколе, в этом процессуальном документе приведены, событие административного правонарушения описано должным образом в соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 7.30 названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, решения, не допущено, нормы материального права применены правильно. Срок давности и порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.

Доводы заявителя о том, что редакция Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017, а также предыдущие редакции не предусматривают взаимосвязь между надлежащей или ненадлежащей формой исполнения обязательств по кредитным договорам по оплате процентов за пользование кредитом с целью формирования субсидии кредитным организациям, а указывает на фактическую уплаченную сумму процентов за пользование кредитов в расчетном месяце в соответствии с условиями кредитного договора для расчета субсидии, поскольку исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ №1711 от 30.12.2017 г., следует, что возмещение кредитной организации недополученных доходов осуществляется из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом без установленного ограничения на получение возмещение при наличии оплаты процентов с нарушением установленного кредитным договором графиком погашения задолженности, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании подлежащих применению норм права, не соответствуют установленным фактам и имеющимся в деле доказательствам.

Кроме того, заявитель ссылается на Правила в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, которая не распространяет свое действие на отношения, возникшие в 2020 году, являющиеся предметом проверки.

Расчет суммы субсидии по возмещению недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был производиться в соответствии с редакциями Правил от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшими в проверяемом периоде, в которых установлено, что «субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).» (абз. 3 п. 4 Правил № 1711).

Вопреки доводам жалобы, установлено наличие однозначного толкования нормы Правил № 1711, так как абз. 3 п. 4 Правил № 1711 четко установил условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) и произвольному толкованию не подлежит.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Как следует из статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Вместе с тем, допущенное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства и на установленные условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере; нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства.

Учитывая совокупность вышеуказанных доказательств, судья считает, что вывод Управления Федерального Казначейства по Ростовской области о наличии в действиях состава административного правонарушения и о виновности ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, а также мера административного наказания являются верными и законными.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.

Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.4, п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федерального казначейства по Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ПАО «Центр-инвест» ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья О.В. Иноземцева