ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/2022 от 19.04.2022 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело об адм. правонарушении № 12-74/2022

УИД 54RS0002-01-2022-001419-11

Поступило в суд 01.04.2022

Материал поступил 19.04.2022

Р Е Ш Е Н И Е

09 июня 2022г. г. Новосибирск

Судья Железнодорожного районного суда г. Новосибирска Еременко Д.А., при секретаре Грековой К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АНО ТО «Пространство возможностей» на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющей обязанности заместителя начальника контрольного управления ***ФИО1** от 22.03.2022г. АНО ТО «Пространство возможностей» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 542 руб. 66 коп.

С указанным постановлением не согласился законный представитель АНО ТО «Пространство возможностей», последним подана жалоба на постановление, в которой изложена просьба об отмене постановления, прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что отсутствует состав вмененного административного правонарушения, не доказана вина АНО ТО «Пространство возможностей» в совершенном правонарушении. Распределение по отчетности денежных средств произведено ошибочно не в те графы, фактически денежные средства получены в соответствии с конечными целями и получены конечными получателями независимо от указания в той или иной строке отчетности. Отсутствуют доказательства причинения реального ущерба бюджету, в связи с чем имелись основания для объявления предупреждения.

В судебном заседании законный представитель, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержали в полном объеме. Также указали, что неоднократно участвовали в программах, получали, в том числе, президентские гранты. В ранее оформляемых документах имелись три графы для распределения денежных средств: трудовые договоры, гражданско – правовые договоры, договоры оказания услуг, поэтому не возникало вопросов по заполнению отчетности, но в данном случае в отчетности было только две графы: трудовые договоры и ГПХ, в связи с чем возникло недопонимание по порядку заполнения отчетности, ошибочно внесены денежные средства не в те графы. Но денежные средства, учтенные как заработная плата, получил бы тот же человек и в том же объеме. Приобретение картриджа относится напрямую к канцелярским расходам, которые были предусмотрены программой, поскольку требуется для реализации проекта подготовка печатной продукции. Также необходимы и удлинители, поскольку на местах проведения программы не всегда имеется достаточное техническое обеспечение. Чай, конфеты могли быть распределены на представительские расходы, которые также предусмотрены программой, но закупка данного товара происходила вместе с канцелярскими товарами, у одного поставщика, что также повлекло ошибочное отнесения данных расходов на канцелярские нужды. Цель проекта достигнута, они обеспечили достижение результата гранта, проект успешно реализован. Ошибочность указания расходов не привела к изменению адресности и цели платежа. Не доказан умысел на совершение правонарушения. При верном указании татей расходов тот же человек получил бы такую же сумму. Отказ в удовлетворении жалобы приведет к тому, что получатель бюджет средств должен будет возвратить таковые в бюджет в установленной сумме, что нарушит принцип соразмерности, поскольку АНО ТО «Пространство возможностей» не имеет своей целью получение прибыли возврат денежных средств возможен только за счет заработной платы руководителя. В удовлетворении заявления о подписании дополнительного соглашения им было отказано, они готовы представить уточненные налоговые документы. Просили жалобу удовлетворить.

В судебном заседании прокурор, как представитель органа, возбудившего дело об административном правонарушении, поддержав доводы письменного отзыва на жалобу, возражал против удовлетворения жалобы, поскольку отсутствуют основания для удовлетворения таковой. Материалами дела в полной мере подтверждается факт совершенного правонарушения, факт причинения бюджету ущерба. Просил отказать в удовлетворении жалобы.

Представлены также в материалы дела возражения на жалобу должностного лица, составившего протокол, согласно которым последняя просила отказать в удовлетворении жалобы, поскольку материалами дела установлено допущение нецелевого расходования бюджетных средств на сумму 70 853 руб. 23 коп., что влечет административное наказание. Обстоятельств, позволяющих ограничиться предупреждением, не установлено, поскольку бюджету причинен ущерб.

Заслушав пояснения законного представителя, защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, исследовав письменные материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Пп. 1 п. 2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Ст. 78.1 п. 4 Бюждетного Кодекса РФ предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

На основании пункта 6 статьи 78.1 БК РФ договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

Из письменных материалов дела и пояснений участников процесса следует, что Постановлением *** от ******-п утверждены государственная программа *** «***» и Порядок предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета *** на реализацию творческих проектов в сфере культуры в рамках выполнения мероприятий государственной программы *** «***» (Приложение ** к постановлению *** от ******-п).

10.11.2021г. между АНО ТО «Пространство Возможностей» и Министерством культуры *** в рамках реализации проекта «***» заключено соглашение **-ГНКО, согласно условиям которого АНО ТО «Пространство Возможностей» из бюджета *** предоставлен грант в форме субсидии в размере 500 000 руб. в целях достижения показателей результатов государственной программы «***», утвержденной постановлением *** от ******-п, в том числе в целях реализации региональной составляющей федерального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди») (***) национального проекта «Культура» по пункту 01.2 «Предоставление грантов на конкурсной основе любительским творческим коллективам» пункта 01. «Общепрограммные мероприятия, направленные на реализацию региональной составляющей федерального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди») (***)» национального проекта «Культура» Подробного перечня планируемых к реализации мероприятий государственной программы на очередной 2021 год и плановый период 2022-2023 годов: Проект «КОРНИ».

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 10.11.2021г. **-ГНКО грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению ** к Соглашению от 10.11.2021г. **-ГНКО. Изменения в Соглашение от ******-ГНКО, в Перечень не вносились.

В нарушение Соглашения от ******-ГНКО и Перечня АНО ТО «Пространство Возможностей» **** произведены расходы за счет средств областного бюджета на общую сумму 61 008 руб. 00 коп. в качестве оплаты по договору оказания услуг от 01.11.2021г. **, НДФЛ и взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, вместе с тем Соглашением от 10.11.2021г. **-ГНКО и Перечнем предусмотрены выплаты персоналу (заработная плата).

В нарушение Соглашения от ******-ГНКО и Перечня АНО ТО «Пространство Возможностей» 25.11.2021г. произведены расходы за счет средств бюджета ***, предусмотренных на канцелярские товары, на общую сумму 9 845 руб. 23 коп., в том числе на приобретение чая, удлинителей, салфеток бумажных, картриджей, конфет, стаканов одноразовых бумажных, бумаги туалетной.

Общая сумма потраченных средств составила 70 853 руб. 23 коп., которые не отвечали целевому назначению.

Постановлением заместителя прокурора *** от 03.02.2022г. возбуждено дело об административном правонарушении отношении АНО ТО «Пространство возможностей» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Контрольное управление ***.

Постановлением исполняющей обязанности заместителя начальника контрольного управления ***ФИО1** от 22.03.2022г. АНО ТО «Пространство возможностей» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 542 руб. 66 коп.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сам факт неверности заполнения отчетной документации, а также расходование денежных средств на цели, указанные в оспариваемом постановлении, защитником и законным представителем в судебном заседании не оспаривались.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние некоммерческой организации, допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемое постановление, должностное лицо пришло к выводу, что АНО ТО «Пространство возможностей» имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.

С данными выводами судья соглашается в полной мере. Доводы об ошибочности заполнения форм отчетности без прямого умысла не состоятельны, не могут служить основанием для отмены по существу верного постановления, поскольку какие – либо внешние факторы, не позволившие исполнить АНО ТО «Пространство возможностей» требования соглашения и закона отсутствовали. Такие обстоятельств не установлены ни при рассмотрении дела по существу, ни при рассмотрении жалобы. Верность оформления сопутствующих документов, бухгалтерской отчетности напрямую зависела только от АНО ТО «Пространство возможностей», для этого у коммерческой организации был достаточно ресурс работников, организаторов, со слов законного представителя организация не в первый раз участвует в получении гранта, заполнении документации, следовательно имеет навык в прочтении документов, ознакомлены с порядком заполнения документации, с порядком использования бюджетных средств.

Доводы об отсутствии умысла не состоятельны. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, характеризуется исключительно умыслом. Заполнение документов (как первичной документации, так и отчетности по соглашению) выполняется исключительно АНО ТО «Пространство возможностей», ими принималось решение о закупке товара, об оформлении отношений с лицами, оказывающими услуги, до заполнения данных документов было подписано соглашение с Министерством, АНО ТО «Пространство возможностей приняло на себя обязательство его исполнять. В случае возникновения вопросов АНО ТО «Пространство возможностей» не было лишено права на обращение за разъяснениями по порядку исполнения соглашения.

Доводы об отказе в подписании дополнительного соглашения также не могут служить основанием для отмены постановления, поскольку фактически подписание такого соглашения направлено на внесение изменений в отчетность «задним числом», т.е. на сокрытие совершенного правонарушения.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к ответственности.

Административное наказание назначено АНО ТО «Пространство возможностей» в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления, решений, не установлено.

Наказание назначено в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ.

Доводы о необходимости применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также нахожу не состоятельными, поскольку в данном случае имеет место причинение материального ущерба бюджету; траты, которые допущены АНО ТО «Пространство возможностей», не были предусмотрены соглашением с Министерством, а потому имеет место нецелевое расходование бюджетных средств. Установление наличия материального ущерба является исключением для возможности применении замены наказания на предупреждение.

Оснований для отмены постановления не установлено, жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 30.4 - 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление исполняющей обязанности заместителя начальника контрольного управления ***ФИО1** от 22.03.2022г. в отношении АНО ТО «Пространство возможностей» о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, назначении административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 542 руб. 66 коп. – оставить без изменения, жалобу АНО ТО «Пространство возможностей» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья Еременко Д.А.