ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/2022 от 22.03.2022 Анапского городского суда (Краснодарский край)

дело №12-74/2022

УИД: 23MS0001-01-2022-000026-48

РЕШЕНИЕ

город-курорт Анапа "22" марта 2022 года

Судья Анапского городского суда Краснодарского края Аулов А.А.

при секретаре Засеевой О.В.

с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина - Щукина М.И., действующего на основании доверенностей от 12 января 2022 года и от 22 марта 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы жалобы директора НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Дорониной Е. Р. на постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Анапа Краснодарского края исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Директор НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Доронина Е.Р. обратилась в Анапский городской суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, сославшись на то, что указанным постановлением мирового судьи НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Однако постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края от 25 января 2022 года является незаконным и необоснованным, поскольку мировым судьей при рассмотрении дела неверно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела. Мировым судьей нарушен порядок, установленный главой 29 КоАП РФ, дело рассмотрено в незаконном составе, при отсутствии сведений о надлежащем извещении законного представителя или защитника юридического лица о месте и времени рассмотрения дела. При этом ответственность по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение законного предписания в установленный срок, между тем, мировым судьей не проверена законность предписания при отсутствии в материалах дела доказательств его законности и невыполнения в установленный срок. Так, учитывая диспозицию ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, объективной стороной указанного правонарушения с учетом положений ч.3 ст.26.2. КоАП РФ, не допускающей использование доказательств, полученных с нарушением закона, является установление законности выданного предписания, в том числе законности проведения проверки, по результатам которой вынесено предписание об устранении нарушений в случае их выявления, правонарушение с субъективной стороны характеризуется виной в форме умысла. Согласно разъяснений п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24 марта 2005 года правонарушения, предусмотренные ст.19.5 КоАП РФ, не относятся к длящимся, относятся к невыполнению установленной правовым актом обязанности к установленному сроку. Предписание административного органа должно содержать требование об устранении нарушений законодательства, при этом требование об устранении нарушений должно соответствовать действующему законодательству, что также подлежит проверке при рассмотрении дел по данной категории. Вина НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, отсутствует, поскольку НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина были приняты все меры, направленные на исполнение выданного предписания в полном объеме, в связи с чем в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Между тем, мировым судьей неправильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлено событие административного правонарушения, и, соответственно, не доказаны как событие административного правонарушения, так и наличие признаков состава административного правонарушения. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, получены с нарушением закона, не соответствуют закону и нарушают закон. Так, мировым судье использован в качестве доказательства протокол об административном правонарушении №0000512 от 13 декабря 2021 года, полученный с нарушением ч,4.1 ст.28.2, ст.28.3 КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя НЧОУ СОШ "Светоч " имени Антона Доронина и в отсутствие сведений об извещении в установленном порядке законного представителя учреждения. В нарушение положений ст.28.3 КоАП РФ мировым судьей не проверены полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении №0000512 от 13 декабря 2021 года. Таким образом, постановление мирового судьи не соответствует требованиям закона и нарушает права НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина. Также мировым судьей был нарушен порядок вызова в суд законного представителя НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина, установленный ч.1 ст.25.15 КоАП РФ, дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей в отсутствии законного представителя (защитника) НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина и в отсутствии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем указанные обстоятельства являются основанием для отмены постановления мирового судьи, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении не были созданы условия для обеспечения процессуальных гарантий прав НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина в лице законного представителя (защитника), что повлекло поражение в правах НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина на судебную защиту. В связи с чем директор НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Доронина Е.Р. обратилась в суд с настоящей жалобой и просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, прекратить за отсутствием в действиях учреждения события и состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Щукин М.И. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и основаниям и также пояснил, что дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей с участием защитника НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина, действующего на основании доверенности, в которой отсутствовали полномочия защитника на представление интересов учреждения у мирового судьи. Таким образом, дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей в отсутствии законного представителя НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина и защитника юридического лица в отсутствии сведений об их надлежащем извещении, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Анапа Краснодарского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края, от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - директор НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Доронина Е.Р. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификаторами 35344064325799, в связи с чем суд в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица.

Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, следует, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Таким образом, лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, является должностным лицом, заинтересованным в разрешении данного дела, поэтому не может являться его участником и обладать каким-либо иным процессуальным статусом.

Нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении судом дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и (или) вынесшего постановление об административном правонарушении.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту только лицами, привлекаемыми к административной ответственности, а также потерпевшими, но не должностными лицами административного органа, в связи с чем суд рассматривает жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина в отсутствие должностного лица административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, и не отражает в решении поступившие в адрес суда возражения главного консультанта отдела лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов министерства образования, науки и молодежной политик Краснодарского края ФИО1

Заслушав защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина - Щукина М.И., исследовав письменные материалы дела, суд находит жалобу, подлежащей частичному удовлетворению, постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении, подлежащим прекращению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется невыполнением в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Как следует из материалов дела, 12 мая 2021 года главным консультантом отдела лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов министерства образования, науки и молодежной политик Краснодарского края С. А.В. с целью устранения выявленных нарушений при проведении плановых мероприятий по контролю

за соблюдением законодательства РФ в сфере образования, проведенных в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политик Краснодарского каря от 05 апреля 2021 гола №975, в отношении НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина вынесено предписание №47-01-13-9260/21 об устранении нарушений, а, именно, требований ч.2 ст.25, п.2 ч.3 ст.28, ч.2 ст.29, ч.ч. 1,2 ст.30, ч.3 ст.52 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пп. "б", пп. "д" п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года №1490; п.24 приказов Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 года №413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; ст.ст.131, 288 Гражданского кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 года №1441 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг"; постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 года №582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"; приказа Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки от 14 августа 2020 года №831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления информации»; п.п. 24, 26 приказа Министерства Просвещения РФ от 02 сентября 2020 года №48 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования", в котором был установлен срок его исполнения не позднее 10 ноября 2021 года.

На основании решения первого заместителя министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края №47-04-08-261/21 от 18 ноября 2021 года о проведении внеплановой документарной проверки в отношении НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина, расположенного по адресу: <...> №105, главным консультантом отдела лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края С. А.В. в период с 09 часов 00 минут 22 ноября 2021 года по 16 часов 00 минут 03 декабря 2021 года проведена внеплановая документарная проверка в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, по результатам которой был установлен факт неисполнения предписания министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 12 мая 2021 года №47-01-13-9260/21, а, именно, пп. 1.2 п.1, п.п. 3, 4, 10 предписания: неисполнение пп.1.2 и п.1 предписания министерства в части отсутствия НЧОУ СОШ "Светоч" стадиона (спортивной площадки), оснащённого игровым спортивным оборудованием, обязательное наличие которого предусмотрено п.24 приказов Министерства образовании, науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" и от 17 мая 2012 года №413 "Об утверждений федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования". НЧОУ СОШ "Светоч" в соответствии с договором оказания услуг от 23 июня 2021 года №023 на период с 01 сентября 2021 года по 27 мая 2022 года осуществляет образовательную деятельность по предмету "Физическая культура" в спортивном зале МАО ДЮСШ "Виктория", расположенном по адресу: <...>. Сведения об адресе места осуществления образовательной деятельности <...>, в лицензии отсутствуют; неисполнение п.3 предписания в части осуществления НЧОУ СОШ "Светоч" образовательной деятельности в жилых помещениях (согласно полученной информации в рамках межведомственного взаимодействия из Росреестра о характеристиках объекта недвижимости от 23 ноября 2021 года в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, помещения, расположенные по адресу: <адрес>, имеют статус жилых помещений и вид разрешенного использования - жилое); неисполнение п.4 предписания в части отсутствия в Уставе образовательной организации информации о сроках полномочий органов управления образовательной организации - Педагогического Совета (п.п 7.12 и 7.13 Устава не содержат информации о сроке полномочий Педагогического Совета); неисполнение п. 10 предписания в части не размещения НЧОУ СОШ "Светоч" на своем на своем официальном сайте в сети "Интернет" предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) (отсутствует предписание министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 12 мая 2021 года №47-01-13-9260/21), отсутствия описания образовательных программ с приложением образовательных программ в форме электронного документа или в виде активных ссылок (переход по активным ссылкам не возможен либо отсутствуют сами программы); электронные документы, размещенные на сайте НЧОУ СОШ "Светоч" не подписаны электронной подписью.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 13 декабря 2021 года главным консультантом отдела лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края ФИО1 в отношении НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина протокола серия АП №0000512 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен 13 декабря 2021 года в отсутствие законного представителя НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина.

Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено в адрес законного представителя директора НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Дорониной Е.Р. посредством электронной почты на электронный адрес svetoch-anapa@mail.ru, указанному на официальном бланке НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина, 07 декабря 2021 года в 13 часов 43 минуты, что не противоречит требованиям ч.3 ст.25.4 и ч.1 ст.25.15 КоАП РФ, при этом доказательства того, что указанное уведомление не поступало на адрес электронной почты учреждения либо того, что адрес электронной почты учреждения был изменен на дату направления уведомления, суду не представлено, при этом КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно, следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Таким образом, вопреки доводам жалобы административным органом были приняты меры по надлежащему уведомлению законного представителя НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и соблюдена процедура производства по делу об административном правонарушении.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица - НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина постановлением мирового судьи судебного участка №3 г. Анапа Краснодарского края, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края, от 25 января 2022 года к административной ответственности, установленной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Делая вывод о виновности НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что привлекаемым к административной ответственности лицом не выполнено в установленный срок законное предписание должностного лица министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края об устранении нарушений законодательства.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть понятны и реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст.19.5 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Между тем, из диспозиции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении защитник НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Щукин М.И. ссылался, что предписание, вынесенное должностным лицом административного органа в адрес НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина, является необоснованным, в связи с чем вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, не признает.

Между тем, мировым судьей в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ законность предписания фактически проверена не была, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства не только формы и порядка принятия предписания, но и содержания данного документа не дано, тогда, как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о законности выданного НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина предписания и разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности за его неисполнение.

Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, или, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и, если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо, если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Содержание вышеназванной нормы свидетельствует о необходимости надлежащего извещения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные юридическому лицу, направляются по месту его нахождения. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

В силу части 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

На основании части 2 статьи 25.5 КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч.3 ст.25.5 КоАП РФ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-21-319795000 от 13 декабря 2021 года местом нахождения НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина является адрес: <...> д.№105.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Исходя из содержания вышеприведенных законоположений, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица рассматривается при условии обязательного извещения юридического лица, а также защитника.

При этом извещение юридического лица о рассмотрении дела равнозначно извещению его законного представителя, равно как и наоборот, однако извещение защитника не освобождает судью от обязанности известить об этом непосредственно юридическое лицо либо его законного представителя.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

Между тем, в материалах дела не имеется сведений о том, что извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 25 января 2022 года было направлено законному представителю НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Дорониной Е.Р. по адресу места нахождения юридического лица, таким образом, юридическое лицо не было извещено о времени и месте рассмотрения дела мировым судьей, в связи с чем юридическое лицо было лишено возможности принять меры к обеспечению участия законного представителя юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, и указанное является существенным нарушением процессуальных требований, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела мировым судьей.

Изложенное свидетельствует о том, что НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина не были обеспечены процессуальные гарантии прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, что повлекло нарушение права учреждения на защиту.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей без участия законного представителя юридического лица при отсутствии данных об его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.

Вышеприведенные допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Анапа Краснодарского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края, от 25 января 2022 года не может быть признано законным и обоснованным.

Кроме того, как усматривается из текста доверенности от 12 января 2022 года, представленной Щукиным М.И. мировому судье в подтверждение своих полномочий, как защитника НЧОУ СОШ "Светоч", в ней не оговорены полномочия Щукина М.И. на представление интересов НЧОУ СОШ "Светоч" у мировых судей по делам об административных правонарушений в качестве защитника.

Как было указано выше, согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, имели место 10 ноября 2021 года.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу, в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.

Таким образом, учитывая, что установленный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок привлечения к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина к административной ответственности истек 10 февраля 2022 года, производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем возможность правовой оценки на предмет доказанности события административного правонарушения и вопроса виновности НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина утрачена и обсуждению не подлежит.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства вышеобозначенные обстоятельства, постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Анапа Краснодарского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края, от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина подлежит отмене, а производство по делу подлежащим прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу директора НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина Дорониной Е. Р. – удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Анапа Краснодарского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 г. Анапа Краснодарского края, от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина - отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении НЧОУ СОШ "Светоч" имени Антона Доронина прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может

быть обжаловано в порядке ст.30.12 КоАП РФ лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 данного Кодекса, либо опротестовано прокурором.

Судья: