Судья Рахимова Т.В. Дело №7-21-455/2022
(1-я инстанция №12-74/2022)
УИД 75RS0002-01-2022-001848-42
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чита 26 июля 2022 г.
Судья Забайкальского краевого суда Шишкарева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица Персиянова А.В. на постановление административной комиссии городского округа «Город Чита» № 332 от 23.03.2022 и решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 12.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Социальное агентство «Перспектива» (далее также – ООО «Социальное агентство «Перспектива», общество),
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии городского округа «Город Чита» № 332 от 23.03.2022 (далее также – административная комиссия) общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному штрафу в размере 50000 рублей.
Решением судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 12.05.2022 данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд в установленный законом срок, защитник общества Персиянов А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, как незаконных.
В судебном заседании защитник Персиянов А.В. доводы жалобы поддержал.
Заслушав объяснения защитника Персиянова А.В., изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Решением Думы городского округа «Город Чита» от 19.10.2017 №111 утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Чита" (далее также - Правила), разработанные в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории городского округа "Город Чита".
Требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п.1.2 Правил).
Согласно положениям пп.1 п.4.1.1 Правил собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить содержание и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве земельных участков, в том числе очистку от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, скашивание травостоя при достижении высоты более 15 см до высоты оставляемого травостоя 3 - 5 см, скашивание сорной травы. Состав работ и периодичность их выполнения предусмотрены пунктами 1, 2, 3, 6 Приложения 1 к настоящим Правилам.
Уборка от снега наносного происхождения и подметание внутридворовых проездов, остановочных пунктов, придомовых территорий, пешеходных дорожек, земельных участков осуществляется ежедневно до 8 часов утра; уборка от снега детских и спортивных площадок, территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям, осуществляется в течение 12 часов после окончания снегопада (п.п.2, 7 Приложения 1 к Правилам).
Административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, содержания и озеленения территорий городов и других населенных пунктов, за исключением административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена ч. 1 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях».
Частью 2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, на обслуживании управляющей компании ООО «Социальное агентство «Перспектива» находятся жилые дома, расположенные в г.Чите, в том числе по адресам: мкр. Северный д.д. 40, 41, 42, 43, 44.
28.01.2022 начальником контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» (далее также – контрольная инспекция) утверждено задание на проведение выездного контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в соответствии с которым специалисту 2-го разряда данной инспекции ФИО1 поручено провести выездное обследование придомовой территории указанных выше жилых домов посредством осмотра на предмет муниципального контроля в сфере благоустройства (л.д.19 оборот).
28.01.2022 с 15 часов 11 минут до 15 часов 23 минут указанным специалистом проведено выездное обследование придомовой территории по адресам: г.Чита, мкр. Северный д.д. 40, 41, 42, 43, 44, результаты которого отражены в акте от 28.01.2022 (л.д.20).
Выездным обследованием установлено, что в нарушение пп. 1 п. 4.1.1 Правил придомовая территория этих домов управляющей компанией ООО «Социальное агентство «Перспектива» не очищена от снега и наледи.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 08.02.2022 в отношении общества этим же специалистом протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях» (л.д.31).
По результатам рассмотрения 23.03.2022 административной комиссией дела об административном правонарушении общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях», с учетом того, что оно ранее в течение установленного ч.1 ст. 4.6 КоАП РФ срока привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях» на основании вступившего в законную силу постановления того же административного органа № 489 от 17.03.2021.
Не согласившись с постановлением административной комиссии от 23.03.2022, защитник общества обратился с жалобой в Ингодинский районный суд г.Читы.
Рассмотрев жалобу, судья районного суда не установил оснований для её удовлетворения и отмены постановления административной комиссии, придя к выводу о доказанности факта совершения обществом вмененного административного правонарушения, а также об отсутствии процессуальных нарушений при проведении контрольного мероприятия.
Оснований для отмены или изменения принятых по делу актов не установлено.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Факт совершения вмененного правонарушения сомнений не вызывает, подтвержден совокупностью представленных в дело доказательств: заданием на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 20 от 28.01.2022 (л.д. 19 оборот), актом выездного обследования от 28.01.2022 и фототаблицей к нему (л.д. 20-22), справкой ФГБУ «Забайкальское УГМС» (л.д. 27), протоколом 75 № 008239 об административном правонарушении от 08.02.2022 (л.д. 31), постановлением административной комиссии № 489 от 17.03.2021 о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях» (л.д. 28 (оборот) - 29), иными материалами дела.
Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.
Таким образом, вывод административной комиссии и судьи о наличии в действиях общества состава рассматриваемого административного правонарушения является правильным.
Довод жалобы со ссылкой на акт от 21.03.2022, подписанный пятью собственниками жилых помещений, находящихся по вышеуказанным адресам (л.д.7), согласно которому последние не имеют претензий к обществу за период с 01.12.2021 по 21.03.2022 по уборке придомовых территорий от снега и наледи, обоснованно отклонен при предыдущем рассмотрении дела как несостоятельный, с чем нельзя не согласиться ввиду следующего.
Данный акт составлен 21.03.2022, т.е. спустя более 2,5 месяцев после проведения выездного обследования от 28.01.2022 и не может отражать фактической картины в части уборки управляющей компанией снега и наледи на дату выявления административного правонарушения.
Сведений о том, что подписавшие этот акт лица действительно являются собственниками (пользователями) жилых помещений по рассматриваемым адресам, а равно очевидцами рассматриваемых событий в деле не имеется.
Кроме того, данный акт опровергается совокупностью исследованных доказательств, приведенных выше, из которых с очевидностью следует, что по состоянию на дату обследования (28.01.2022) придомовая территория по вышеуказанным адресам не была очищена от снега и наледи с учетом установленных Правилами сроков выполнения таких работ.
Далее в жалобе защитник общества ссылается на то, что при контрольном мероприятии допущены нарушения положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), выразившиеся в его проведении без уведомления общества, без участия представителя последнего, без выполнения видеозаписи и составления протокола осмотра.
К возникшим правоотношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля в области благоустройства, применяются нормы Федерального закона № 248-ФЗ, а также Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа "Город Чита", принятого Решением Думы городского округа "Город Чита" от 09.12.2021 N 114 (далее – Положение).
Согласно п.п. 1.3, 14 Положения контроль в сфере благоустройства осуществляется администрацией городского округа "Город Чита". Должностными лицами администрации городского округа, уполномоченными осуществлять контроль в сфере благоустройства, являются начальник контрольной инспекции, заместитель начальника контрольной инспекции, ведущие специалисты контрольной инспекции администрации городского округа.
Администрация городского округа осуществляет контроль за соблюдением Правил благоустройства, включающих, помимо прочего обязательные требования по уборке территории городского округа "Город Чита" в зимний период, включая контроль проведения мероприятий по очистке от снега, наледи и сосулек кровель зданий, сооружений (п.1.6 Положения).
По смыслу ст.56 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия подразделяются на осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
Контрольные мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемыми лицами, проводятся должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, на основании задания начальника (заместителя начальника) контрольной инспекции администрации городского округа, задания, содержащегося в планах работы администрации городского округа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ (п.3.7 Положения).
Согласно пп.6 п.3.1 Положения при осуществлении контроля в сфере благоустройства может проводиться такой вид контрольного мероприятия и такие виды контрольных действий в рамках указанного мероприятия, как выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи), испытания, экспертизы) соответственно.
В данном случае в отношении общества в соответствии с ч. 3 ст. 56 Федерального закона N 248-ФЗ проводилось контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование посредством выполнения контрольного действия в виде осмотра группы МКД.
Часть 1 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ определяет выездное обследование как контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: 1) осмотр; 2) отбор проб (образцов); 3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи); 4) испытание; 5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (ч. 4 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
Часть 1 ст.76 Федерального закона N 248-ФЗ определяет осмотр как контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
В силу ч.2 ст. 76 Федерального закона N 248-ФЗ осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия (ч. 3 ст.76 Федерального закона N 248-ФЗ).
Исходя из п.3.12 Положения, во всех случаях проведения контрольных мероприятий для фиксации должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, геодезические и картометрические измерения, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия, и в протоколе, составляемом по результатам контрольного действия, проводимого в рамках контрольного мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона N 248-ФЗ к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных п.2 ч. 2 ст.90 настоящего Федерального закона.
Аналогичное закреплено в п.3.13 Положения.
По смыслу ч. 2 ст. 87 Закона N 248-ФЗ и п.3.14 Положения акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется только по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
Однако ч. 2 ст. 88 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 Закона N 248-ФЗ, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Закона N 248-ФЗ.
Действительно, из материалов дела, в том числе акта выездного обследования от 28.01.2022, не следует, что применялась видеозапись, составлялся протокол осмотра, сам осмотр проводился в присутствии представителя общества.
Вместе с тем с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ само по себе контрольное выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица, а равно и без его предварительного уведомления и обязательного участия, изложенное обстоятельство не свидетельствует о наличии безусловных оснований для признания оспариваемого постановления и решения судьи незаконными, не является грубым нарушением требований к организации и муниципального контроля в контексте ст.91 Федерального закона N 248-ФЗ.
При этом следует отметить, что с целью фиксации совершения обществом вменяемого правонарушения в ходе выездного обследования проводилась фотосъемка, результаты которой отражены в акте выездного обследования и вопреки доводам жалобы сомнений не вызывают.
Таким образом, факт повторного нарушения правил благоустройства подтвержден совокупностью исследованных доказательств, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях».
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения выражается в том, что оно не обеспечило соблюдение правил благоустройства, не выполнило соответствующую очистку придомовой территории.
При этом доказательств отсутствия у общества объективной возможности обеспечить надлежащее исполнение соответствующих обязанностей в материалах дела не имеется и заявителем жалобы не представлено.
Наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции ч.2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях», что согласуется с его целями (ст. 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям ст.3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При таком положении оснований для отмены или изменения обжалуемых по делу актов не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление административной комиссии городского округа «Город Чита» № 332 от 23.03.2022 и решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 12.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18 Закона Забайкальского края № 198 «Об административных правонарушениях», в отношении ООО «Социальное агентство «Перспектива» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья С.А. Шишкарева