ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-74/2022 от 30.06.2022 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Мировой судья Козлов В.В. Дело № 12-74/2022

УИД56MS0083-01-2022-001272-63

Решение

г. Орск, ул. Вокзальная, д. 30 30 июня 2022 года

Судья Советского районного суда г.Орска Оренбургской области Кучерявенко Т.М., при секретаре Мамаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «УК Советская» на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Советского района г. Орска от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «УК «Советская», юридический адрес: Оренбургская область, г. Орск, ул. Вокзальное шоссе, д. 10,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 19 апреля 2022 года ООО «УК Советская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

В жалобе представитель ООО «УК Советская» просит отменить постановление мирового судьи, поскольку считает его незаконным и необоснованным. В обосновании жалобы указал, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана оценка действиям ООО «УК «Советская» по оспариванию в судебном порядке предписания от 16.04.2022 №ПР-780. Кроме того, вывод ГЖИ по Оренбургской области, изложенный в протоколе №ПЛ-62479 от 03.03.202 об образовании состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ основывается на том, что требования инспекции, изложенные в предписании от 16.04.2022 №ПР-780 признаны Арбитражным судом Оренбургской области законными, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 по делу вступило в законную силу и на момент завершения проверки ООО «УК «Советская» не представлены документы, подтверждающие исполнение вышеуказанного предписания. В рамках проверки установлено, что предписание от 16.04.2022 №ПР-780 управляющей организацией не исполнено. Однако ни ГЖИ по Оренбургской области, ни мировым судьей не дано оценки факту обжалования решения Арбитражного суда Оренбургской области в суде апелляционной инстанции. Протокол об административном правонарушении был составлен 03.03.2022, когда апелляционная жалоба находилась на рассмотрении в суде апелляционной инстанции. В связи с чем, требования ГЖИ по Оренбургской области не могли быть исполнены на момент проведения проверки и составления протокола. Просит постановление мирового судьи отменить.

В судебное заседание представитель ООО «УК Советская» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в судебное заседание не явился, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения относительно заявленной жалобы, в которых указал, что решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 по делу об отказе в удовлетворении требований ООО «УК «Советская» о признании незаконным и отмене предписания инспекции от 16.04.2021 №ПР-780 вступило в законную силу 24.11.2021. В связи с чем, определением от 10.12.2021 срок исполнения вышеуказанного предписания продлен до 20.01.2022. При этом апелляционная жалоба ООО «УК «Советская» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 подана обществом 16.02.2022, т.е. после истечения срока обжалования и после срока, установленного определением от 10.12.2021. Учитывая, что обеспечительные меры Арбитражным судом на проверку исполнения предписания от 16.04.2021 №ПР-780 не наложены, пропуск срока обжалования не является основанием. Препятствующим инспекции осуществит контрольное мероприятие по проверке исполнения соответствующего предписания. В связи с чем, просит апелляционную жалобу ООО «УК «Советская» оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно п.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.

Лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии со ст. 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются: регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации; наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 настоящего Кодекса; иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона РФ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются требования: исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.6 ч.1 ст.20 ЖК РФ, предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч.8.1 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

В соответствии с пп. «ж» п.4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 13.09.2018) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

Из протокола об административном правонарушении № ПЛ-62479 от 03.03.2022 следует, что в период с 31.01.2022 по 18.02.2022 Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена внеплановая документарная проверка ООО ««УК «Советская»» по исполнению предписания от 16.04.2021 № ПР-780, соблюдения лицензиатом ООО ««УК «Советская»» лицензионных требований, предусмотренных пп. «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, ст.20 ЖК РФ, ст.154 ЖК РФ, ч.7 ст.156 ЖК РФ, ч.2 ст.162 ЖК РФ, ч.3 ст.200 ЖК РФ, ч.8.1 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», пп. «ж» п.4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 13.09.2018) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"), ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в части организации и проведения расчетов за содержание и ремонт жилого помещения в МКД по адресу: г.Орск, ул.Энтузиастов, д.4, в исключении с 01.01.2019 стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов из состава платы за содержание жилого помещения. Установлено, что ООО «УК «Советская» не выполнило в установленный срок до 20.01.2022, требование предписания, ответственность за данное правонарушение предусмотрена по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Согласно предписанию № ПР-780 от 16.04.2021 об устранении выявленных лицензионных требований, выданному Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области ООО «УК «Советская» не соблюдаются лицензионные требования, установленные пп. «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, в том числе стандартов, предусмотренных пп.4-8 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию общего имущества в МКД по , а именно: в нарушение пп. «ж» п.4 Правил № 416, ч.2 ст.162 ЖК РФ, ООО «УК «Советская» с 01.01.2019 не исключила стоимость услуг по вывозу ТБО из состава платы за содержание жилого помещения.

По результатам проверки ООО «УК «Советская» необходимо: из размера платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД по с 01.01.2019, установленного условиями договора управления от 18.08.2016 № 45 и измененным в связи с исключением услуги «утилизации ТБО» (11,62 руб. за кв.м.) стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов (1,33 руб. за кв.м.); представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение указанного нарушения в срок до 24.05.2021.

На основании распоряжения и.о. начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 18.05.2021 № 1365 проведена внеплановая, документарная проверка выполнения предписания № ПР-780 от 16.04.2021 об устранении нарушений лицензионных требований ООО «УК «Советская».

Актом проверки от 21.06.2021 № А-1365 Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области по исполнению предписания № ПР-780 от 16.04.2021 установлено, что документов, подтверждающих исполнение предписания № ПР-780 от 16.04.2021 не представлено. В ГЖИ ООО «УК «Советская» представило заявление от 24.05.2021 № 319 о признании недействительным предписания от 16.04.2021 № ПР-780; определение Арбитражного суда Оренбургской области о принятии к производству заявления ООО «УК «Советская» о признании недействительным предписания от 16.04.2021 № ПР-780.

Определением ГЖИ по Оренбургской области от 21.06.2021 срок исполнения предписания от 16.04.2021 № ПР-780 продлен до 20.01.2022 (в определении указано, что решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 № А47-6425/2021 вступило в законную силу).

На основании распоряжения и.о. начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 27.01.2022 № 62479 проведена внеплановая, документарная проверка выполнения ООО «УК «Советская» предписания № ПР-780 от 16.04.2021 об устранении нарушений лицензионных требований.

Актом проверки от 18.02.2022 № А-62479 по исполнению предписания № ПР-780 от 16.04.2021 Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области установлено, что документов, подтверждающих исполнение ООО «УК «Советская» предписания № ПР-780 от 16.04.2021 не представлено.

На основании распоряжения и.о. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 23.03.2021 № 780, проведена внеплановая документарная проверка ООО «УК «Советская» выполнения предписания № ПР-3176 от 25.09.2019 об устранении нарушений лицензионных требований.

Актом проверки от 16.04.2021 № А-780, о фиксации внеплановой документарной проверки ООО «УК «Советская» по исполнению предписания № ПР-3176 от 25.09.2019 Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области установлено, что ООО «УК «Советская» не выполнило требования предписания № ПР-3176 от 25.09.2019.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 17.01.2022 ООО «УК «Советская» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.06.2016, место нахождения юридического лица: г.Орск, ул.Вокзальное шоссе, д.10, и.о.директора указана Куратова А.А.

Из копии лицензии № 000219 от 29.06.2016, следует, что она выдана ООО «УК «Советская» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами бессрочно. Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: г.Орск, ул.Вокзальное шоссе, д.10.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности подачи в инспекцию заявления о переоформлении лицензии от 29.06.2016 №00219, в связи с изменением места осуществления лицензируемого вида деятельности, обществом не представлены.

Доводы представителя ООО «УК «Советская» о том, что мировым судьей не дана правовая оценка обжалованию решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 не могут являться основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Обжалование решений и действий Государственной жилищной инспекции возможно в порядке Главы 24 АПК РФ. Само по себе обжалование решений и действий Государственной жилищной инспекции не влечет отмены постановления, приостановления сроков его исполнения.

Таким образом, принимая во внимание, что на момент проведения проверки по исполнению предписания было установлено, что требование предписания № ПР-2493 от 18.10.2021 не исполнено, обеспечительные меры Арбитражным судом на проверку исполнения предписания от 16.04.2021 №ПР-780 в порядке ст. 90 АПК РФ не наложены, вывод мирового судьи о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе. Объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о неисполнимости предписания, не имеется.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено ООО «УК «Советская» в пределах санкции ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Кроме того, согласно ч.4 ст. 4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

При таких обстоятельствах мировой судья верно квалифицировал действия ООО «УК Советская» по ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ. Объективных и достоверных доказательств того, что Общество предпринимало все меры для выполнения предписания в установленный срок, в материалы дела не представлено.

Постановление о привлечении ООО «УК «Советская» к административной ответственности, вынесено мировым судьей в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При назначении юридическому лицу административного наказания мировым судьей требования ст.ст.3.2, 3.3, 4.1 КоАП РФ были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, финансовое положение общества и другие обстоятельства дела, назначив юридическому лицу наказание менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований к отмене постановления мирового судьи судебного участка № 9 Советского района г.Орска от 19 апреля 2022 года и удовлетворении жалобы.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья/подпись/ Т.М. Кучерявенко