Дело № 12-74/2022 23 марта 2022 года
УИД 29RS0023-01-2022-000465-57
РЕШЕНИЕ
Судья Северодвинского городского суда Архангельской области Попова Дарья Владимировна, рассмотрев дело по жалобе защитника генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КумбышЪ» ФИО1 - ..... на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ..... по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе .......... генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «КумбышЪ» (далее - ООО «КумбыщЪ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе и в суде защитник ..... действующий на основании доверенности (л. д. 13), просит обжалуемое постановление отменить, считая его незаконным, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которого оно было вынесено, либо за отсутствием события (состава) администратвиного правонарушения по изложенным в жалобе основаниям (л. д. 1-3).
Директор ООО «КумбышЪ» ФИО1, будучи надлежаще извещённым, в суд не явился, направил своего защитника (л. д. 55).
Начальника отдела - главный государственный инспектор труда государственной инспекции труда отдела охраны труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ..... надлежаще извещённая, в суд не явилась (л. д. 23).
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объёме, а также представленные по запросу суда административным органом копии материалов, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
По общему правилу, установленному статьёй 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Статьёй 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении в числе прочего подлежат выяснению обстоятельства, связанные с наличием вины лица в совершении административного правонарушения.
При этом, положения статей 1.5 и 2.2 КоАП РФ закрепляют принцип личной ответственности физического лица за совершенное правонарушение, что исключает солидарную ответственность двух и более граждан или должностных лиц за совершение одного и того же противоправного деяния.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Поскольку установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе по результатам расследования несчастного случая на производстве, произошедшего .....
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, начальник отдела - главный государственный инспектор труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ..... нашла вину генерального директора ООО «КумбышЪ» ФИО1 во вменённом ему административном правонарушении доказанной, оставив без внимания и не отразив в оспариваемом постановлении доводы защитника о том, что данное лицо не является субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, ограничившись лишь суждением о том, что тот имел возможность для соблюдения трудового законодательства, но не принял всех мер для этого, в то время как в Обществе в целях реализации требований статей 212, 217 ТК РФ, «Типового положения о системе управления охраной труда», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н издан приказ генерального директора ООО «КумбышЪ» ФИО1 от ..... «О назначении лица, ответственного за организацию работы по охране труда, о назначении непосредственного руководителя (руководителя структурного подразделения), производителем работ по которому ..... назначен лицом, ответственным за организацию работы по охране труда, функции которого определены в пункте 4.3.1. «Положения о системе: управления охраной труда», разработанного в организации.
С таким выводом должностного лица согласиться нельзя в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьёй 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Как следует из пункта 1.4 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утверждённых приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н работодатель в организациях должен осуществлятьконтроль за соблюдением Правил, требований инструкций по охране труда, контроль за проведением инструктажей.
Согласно статье 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:
физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей;
физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Как верно отметил защитник в жалобе и в суде с учётом положений статьи 20 ТК РФ в данном конкретном случае работодателем по отношению к ..... выступает юридическое лицо - ООО «КумбышЪ» При этом права и обязанности работодателя в трудовых отношениях в части вменяемого нарушения могут осуществляться не только органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, то есть единоличным исполнительным органом юридического лица, но и иными лицами, уполномоченными на это, в том числе локальными нормативными актами.
Как следует из материалов дела, указано в жалобе, в организации разработано «Положение о системе управления охраной труда», утверждённое генеральным директором ООО «КумбышЪ» ФИО1 от ..... (далее - «Положение о СУОТ»), а также издан приказ генерального директора ООО «КумбышЪ» ФИО1 от ..... «О назначении лица, ответственного за организацию работы по охране труда о назначении непосредственного руководителя (руководителя структурного подразделения)».
Указанные документы являются локальными нормативными актами, регулирующими трудовые отношения, и наделяющие конкретных должностных лиц правами работодателя, то есть делегирующие полномочия работодателя другим лицам.
Данный вывод содержится в акте расследования несчастного случая и в оспариваемом постановлении.
Как указывает защитник, в постановлении указаны причины несчастного случая, не соответствующие причинам, установленным комиссией и отраженными в акте расследования несчастного случая.
.....
Ответственным лицом за данное нарушение является ....., производитель работ ООО «КумбышЪ», что также отражено в акте расследования.
Согласно пункту 7 раздела 4 акта о расследовании несчастного случая по форме 4 соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ, пункта 1.4 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утверждённых приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н работодатель обеспечивает контроль за соблюдением работниками требований правил и инструкций по охране труда.
В организации в целях реализации требований статей 212, 217 ТК РФ, «Типового положения о системе управления охраной труда», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н издан приказ генерального директора ООО «КумбышЪ» ФИО1 от ..... № б/н «О назначении лица, ответственного за организацию работы по охране труда, о назначении непосредственного руководителя (^руководителя структурного подразделения)».
Данным приказом производитель работ ..... назначен лицом, ответственным за организацию работы по охране труда, функции которого определены в пункте 4.3.1. «Положения о системе управления охраной труда», разработанного в организации.
Также данным приказом производитель работ ..... назначен непосредственным руководителем работников Общества (руководителем структурного подразделения), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учёта электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.
Функции непосредственного руководителя (руководителя структурного подразделения) в области охраны труда определены в пункте 4.4.1.4 «Положения о системе управления охраной труда», разработанного в организации.
С данным приказом ..... ознакомлен под роспись.
В соответствии с требованиями статей 209, 212 ТК РФ, «Типового положения о системе управления охраной труда», утв. приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н в организации создана и функционирует система управления охраной труда, что подтверждается «Положением о системе управления охраной труда», утв. генеральным директором ООО «КумбышЪ» ФИО1 от 11.01.2021 (далее - «Положение о СУОТ»).
Указанное Положение о СУОТ разработано на основании Типового положения о системе управления охраной труда с учётом специфики своей деятельности.
Положение о СУОТ определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Положение о СУОТ содержит в себе все разделы согласно Типовому положению о СУОТ, в том числе процедуру управления профессиональными рисками.
Согласно пункту 4.4.1.4 Положения о СУОТ руководители структурных подразделений Общества в соответствии с законодательными требованиями обязаны обеспечить здоровые и безопасные условия труда в подчиненном подразделении, осуществлять контроль за соблюдением работниками подразделения правил внутреннего трудового распорядка, инструкций по охране труда.
С Положением о СУОТ ..... ознакомлен под роспись.
Таким образом, исходя из приведённых локальных нормативных актов именно на ..... производителя работ ООО «КумбышЪ», возложена обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в подчинённом подразделении, а также обязанности по осуществлению контроля за соблюдением работниками подразделения правил внутреннего трудового распорядка, инструкций по охране труда.
С учётом изложенного, за соблюдение конкретных норм трудового законодательства в ООО «КумбышЪ» отвечает конкретное должностное лицо, которое, в случае нарушения норм о труде, подлежит привлечению к ответственности, поскольку положения статьи 2.4 КоАП РФ предусматривают привлечение к административной ответственности не только руководителя юридического лица, но и иное должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом не соблюдены.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, с учётом конкретных обстоятельств рассмотрения настоящего дела директор ООО «КумбышЪ» ФИО1 не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, а значит состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в его действиях отсутствует.
Отсутствие вины должностного лица Общества в совершении вменённого административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
жалобу защитника директора ООО «КумбышЪ» ФИО1 - ..... удовлетворить.
Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «КумбышЪ» ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д. В. Попова