Дело №12-74/2024
Р Е Ш Е Н И Е
27 февраля 2024 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2024 года № 5-2/2024,
у с т а н о в и л :
постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2024 года № 5-2/2024 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за то, что она приняла участие в деятельности Международного общественного движения «Аллатра», в отношении которого принято решение о признании нежелательным на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением суда, ФИО1 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2024 года № 5-2/2024, производство по делу прекратить.
Заявитель указывает на то, что постановление о привлечении её к административной ответственности вынесено без выяснения всех обстоятельств произошедшего.
В жалобе указано на то, что видеоматериал был скачан ФИО1 и размещен на ее странице со стороннего Интернет-ресурса, а не с сайта нежелательной организации; фотоматериалы, приобщенные в судебном заседании прокурором, не исследовались на предмет достоверности; доказательств того, кому принадлежит Интернет-ресурс, с которого размещено видео, не имеется; размещенная видеозапись не несет в себе никакой общественной опасности, в связи с чем ФИО1 просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Также заявитель указывает и на то, что срок давности привлечения ее к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления, истек.
Кроме того, ФИО1 ссылается на то, что отсутствуют идентифицирующие признаки нежелательной организации МОД «Аллатра», которые позволяли бы ей определить указанную организацию как запрещенную.
Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ФИО1 – Медведевой О.А. и помощника прокурора города Ялты Величко О.Н., изучив материалы дела, считаю, что основания для удовлетворения указанной жалобы отсутствуют, исходя из следующего.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статья 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона № 272-ФЗ деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации также может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства (часть 1).
Деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом в порядке, установленном настоящей статьей (часть 2).
Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой: 1) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений; 2) наступление последствий, указанных в статье 3.2 настоящего Федерального закона; 3) запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения; 4) запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации; 5) запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них; 6) запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц (часть 3).
Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 4).
В случае принятия или отмены решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации Генеральная прокуратура Российской Федерации информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в целях включения им иностранной или международной неправительственной организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, либо исключения иностранной или международной неправительственной организации из данного перечня (часть 6).
Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения 04.12.2023 г. заместителем прокурора города Ялты Республики Крым Шмыдовым Н.А. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, послужила проведённая Службой по г. Ялте Управления ФСБ России по Республике Крым проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремистской и иной деятельности. При мониторинге информации, размещенной в сети «Интернет», по электронному адресу «<адрес>» была обнаружена страница «ФИО1 (ФИО2)», на которой в свободном для неограниченного круга лиц доступе содержались информационные материалы Общественного союза «Международное общественное движение «Аллатра». Указанное зафиксировано в протоколе осмотра страницы сообщества «ФИО1 (ФИО2)» в социальной сети «ВКонтакте» от 05.10.2023 г.
Запись на странице данного пользователя от 01.10.2023 г. в 01 час. 14 мин., начинающаяся со слов «Это видео тронуло до глубины души…», содержит видеофайл длительностью 2 часа 24 минуты 40 секунд. Видеозапись начинается с дисклеймера, указывающего на создание проектом «Контроль теней».
Проект «Контроль теней» реализуется МОД «Аллатра» в рамках Интернет-ресурса «АллатраТВ».
Генеральной прокуратурой Российской Федерации 02.08.2023 г. принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности Международного общественного движения «Аллатра» (МОД «Аллатра», Громадська Спiлка «Мiжнародний Громадський Рух «Аллатра»), Украина.
Таким образом, ФИО1, размещая информационные материалы, издаваемые иностранной организацией МОД «Аллатра» с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принимала участие в деятельности названной иностранной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации
Как установлено, МОД «Аллатра», директором которого является гражданка Украины, представляет собой псевдорелигиозное движение, основанное на Украине, действующее в России и ряде других стран. В нарушение требований законодательства движение занимается на территории Российской Федерации якобы миссионерской деятельностью в отсутствие статуса религиозной организации.
Для прикрытия политического характера деятельности, мероприятия проводятся под эгидой организации «Созидательное общество, являющейся его проектом (управленческий центр находится в США). Активисты МОД «Аллатра» на территории Российской Федерации получают указания от украинских кураторов о необходимости налаживания контактов с представителями оппозиционных сил и проведении единых скоординированных акций по дискредитации политики федеральных и региональных органов власти.
При этом, идеологи МОД «Аллатра», пропагандирующего построение «созидательного общества», принуждают граждан Российской Федерации совершать экстремистские преступления. С начала специальной военной операции неправительственной организацией распространяется заведомо ложная информация, дискредитирующая Вооруженные Силы Российской Федерации.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 18.08.2023 № 1130-р в соответствии с Законом № 272-ФЗ и на основании решения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, (Общественный союз «Международное Общественное Движение «Аллатра», Международное общественное движение «АЛЛАТРА», «МОД «АЛЛАТРА», «АллатРа»), включен в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, что подтверждается общедоступными сведениями, размещенными в сети «Интернет» на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
В материалы дела представлены достаточные и объективные сведения, подтверждающие обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.33 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, среди которых: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.12.2023 г.; видеоматериал к указанному постановлению; протокол исследования предметов и документов от 05.10.2023 г., рапорт от 16.01.2024 г. с фотографиями.
В ходе рассмотрения дела судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства данного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, видеоматериал с наименованием «Черная метка от оккультиста, распространяемого МОД «Аллатра», с комментарием от ФИО3 «Это видео тронуло до глубины души…Как такое возможно? И в то же время понимаю, что все сказанное истинная правда, к сожалению… И в этом *** мы живем!!! Молчать нельзя и не больше времени на игры», находится в свободном доступе для прочтения и скачивания неограниченным кругом людей, чем допущено нарушение требований п. п. 3 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.33 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО1 об истечении срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 2 года.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения был выявлен в октябре 2023 г., таким образом, на дату вынесения оспариваемого постановления городского суда срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не истек.
Доводы жалобы о незаконном принятом судебном постановлении, поскольку в материалах дела отсутствует копия решения Генеральной прокуратуры РФ от 02 августа 2023 года, являются несостоятельными.
В материалы дела представлены достаточные и объективные сведения с официальных сайтов Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ, с указанием реквизитов и дат принятых решений, которые позволяют безошибочно идентифицировать МОД «Аллатра» и его принадлежность к иностранной неправительственной организации, участие в деятельности которой как в прямой, так и в опосредованной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Официальное опубликование общедоступных сведений относительно правого статуса иностранной неправительственной организации МОД «Аллатра» осуществлено в соответствии с положениями части 7 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ; имеющаяся в открытом доступе официально опубликованная информация не дает поводов для заблуждений относительно деятельности этой организации, что свидетельствует о законности публично - правовых претензий, выдвигаемых в адрес лиц, нарушающих положения Федерального закона № 272-ФЗ и причастных к деятельности указанной организации.
ФИО1 достоверно зная о том, что деятельность МОД «Аллатра» признана нежелательной на территории Российской Федерации, участвовала в ее деятельности, что выразилось в распространении информационных материалов, издаваемых данной организацией и распространяемых ею с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Довод жалобы о признании вменяемого административного правонарушения малозначительным не отвечает положениям ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вопреки доводам жалобы фотоматериалы, находящиеся в материалах дела об административном правонарушении, содержат сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела, получили надлежащую оценку при рассмотрении дела об административном правонарушении и обоснованно приняты в качестве допустимых доказательств по делу.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств.
При вынесении постановления судья городского суда принял во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определил фактические и юридически значимые обстоятельства и указал обоснованную правовую мотивировку виновности ФИО1 в совершении правонарушения.
Принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ФИО1, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.9 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 20.33 КоАП РФ, с учетом личности виновной, а также обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, а потому является справедливым.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л :
жалобу ФИО1 на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2024 года № 5-2/2024 - оставить без удовлетворения.
Постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 января 2024 года № 5-2/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>