Судья Арцыбашев А.В. Дело №12-75-АК/2022 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
8 апреля 2022 года г. Курск
Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г.Курска от 7 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л А:
5 марта 2022 года ст. УУП ОУУП и ПДН УМВД России по г.Курску ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол 46 АА №581855/837 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ по факту того, что 05.03.2022г. в 15 часов 30 мин. ФИО1, находясь в общественном месте по адресу: г.Курск, Красная площадь, д.1, с плакатом на груди с надписью «Миру Да», спровоцировал своими действиями присоединение к нему иных лиц, то есть осуществил действия по организации несогласованного публичного пикета в нарушение требований п.1 ч.4 ст.5, ст.7 ФЗ РФ №54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 7 марта 2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на трое суток с содержанием в ЦИАЗ УМВД России по г.Курску или в ИВС УМВД России по г.Курску, исчисляя срок с 5 марта 2022 года с 16 часов 20 минут.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.7 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, просит постановление судьи отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Статьей 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст.3 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ определен порядок организации и проведения публичных мероприятий, предусматривающий ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п.1 ч.4 ст.5 вышеуказанного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.2 ч.4 ст.5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок (ч.5 ст.5 Закона N 54-ФЗ).
Согласно ст.4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В целях гарантирования свободы публичных мероприятий федеральный законодатель - по смыслу статей 29, 31 во взаимосвязи со статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ, установил возможность проведения предварительной агитации перед проведением публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия и иные лица имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения этого публичного мероприятия органом местного самоуправления.
Закон Курской области от 04.05.2009 года №19-ЗКО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Курской области» принят во исполнение требований статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и определяет порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Курской области.
Согласно ст.1 указанного Закона Курской области уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом: 1) в местную администрацию муниципального образования, имеющего статус городского округа, - в случае, если проведение публичного мероприятия планируется на территории муниципального образования, имеющего статус городского округа. Уведомление о проведении публичного мероприятия должно отвечать требованиям, предусмотренным Федеральным законом.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицом (лицами), уполномоченным организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. При подаче уведомления о проведении публичного мероприятия организатор публичного мероприятия предъявляет документ, удостоверяющий личность (паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации). В ст.2 данного Закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подлежит регистрации в день его получения должностным лицом соответствующего уполномоченного органа, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона Курской области (далее - регистратор). Документальным подтверждением получения уведомления о проведении публичного мероприятия является письменное указание регистратором на копии уведомления даты и времени его получения, собственноручное проставление подписи с указанием фамилии, имени, отчества и должности. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4.04.2013г. №485-0, как следует из части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, вопрос о наличии в действиях лица соответствующего административного правонарушения связан, в частности, с установлением того, составляли ли действия данного лица одно из указанных в Федеральном законе "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" публичных мероприятий, для проведения которых данный Федеральный закон требует предварительное уведомление органов публичной власти, выполняло ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организационно-распорядительные функции по организации или проведению публичного мероприятия, и в силу статьей 24.1, 26.1, 26.11 и 29.10 того же Кодекса, конкретизирующих конституционные гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации), подлежит разрешению на основе всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений к организационно-распорядительным функциям по организации или проведению публичного мероприятия относятся действия, совершаемые как на стадии его подготовки, так и на стадии проведения.
Частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется) (п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 Закона №54-ФЗ (пп.1 п. 4 ст. 5 Закона №54-ФЗ).
Организатором публичного мероприятия для целей ст.20.2 КоАП РФ является физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (ч.1, п.3 ч.3 ст.5 Закона №54-ФЗ) (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
Указанные лица являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 05.03.2022г. в 15 часов 30 мин. ФИО1, находясь в общественном месте по адресу: г.Курск, Красная площадь, д.1, с плакатом на груди с надписью «Миру Да», спровоцировал своими действиями присоединение к нему иных лиц, то есть осуществил действия по организации несогласованного публичного пикета в нарушение требований п.1 ч.4 ст.5, ст.7 ФЗ РФ №54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: данными протокола об административном правонарушении от 05.03.2022 года; объяснениями и рапортами сотрудников полиции ФИО3, ФИО4, согласно которым 05.03.2022 года в дневное время они выезжали на Красную площадь г.Курска в связи с поступившей информацией о проведении там пикетирования, где обнаружили трех граждан, у одного из которых на груди был плакат с надписью «Миру Да». Подойдя к ним, было установлено, что с плакатом стоял ФИО1, который остался стоять на месте, а остальные лица, которые были в масках, убежали. ФИО1 было предложено проехать в УМВД России по г. Курску для разбирательства; рапортом и объяснениями сотрудника полиции ФИО5, согласно которым 05.03.2022 года он выезжал на Красную площадь г.Курска в связи с поступившей информацией о проведении там пикетирования, где обнаружил гражданина с плакатом на груди с надписью «Миру Да», впоследствии оказавшимся ФИО1, рядом с которым находились сотрудники полиции ФИО3 и ФИО4, и два неизвестных гражданина, которые неожиданно убежали; видеозаписью, согласно которой ФИО1 с двумя неустановленными гражданами находятся на Красной площади г.Курска, где у ФИО1 на груди расположен плакат с надписью «Миру Да», после обращения к ним сотрудников полиции двое граждан убежали, ФИО1 остался, а также иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
На основании изложенных обстоятельств должностным лицом обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен надлежащим должностным лицом полиции, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в протоколе имеются все необходимые сведения, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматривается.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и его виновности в совершении административного правонарушения.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В целом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление об административном правонарушении принято при правильной квалификации действий правонарушителя. Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена на основании исследованных доказательств по делу, которые были правильно оценены в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ), оснований для переоценки доказательств не имеется. Представленные в дело доказательства являются допустимыми и в совокупности достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения не установлено.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Ленинского районного суда г.Курска от 7 марта 2022 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Курского областного суда И.А. Курочкина