Дело № 12-750/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобам на постановления об административном правонарушении
424028
г. Йошкар-Ола 28 октября 2016 года
ул. Баумана д. 91-А
Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности, - ФИО1, его защитника Волкова В.Н., действующего на основании доверенности от 02 сентября 2014 года,
представителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл ФИО2, действующего на основании доверенности от 28 апреля 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление о назначении административного наказания № руководителя УФК по Республике Марий Эл от 15 сентября 2016 года, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, являющийся министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя УФК по Республике Марий Эл от 15 сентября 2016 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 15.15.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что Соглашение № о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на софинансирование расходных обязательств по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства от 13 августа 2015 года им не подписано. Отчеты об использовании перечисленной субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий по развитию учреждений культуры за январь-декабрь 2015 год и о достижении показателей результативности использования субсидии за январь-декабрь 2015 года Департаментом науки и образования Министерства культуры Российской Федерации были приняты без замечаний. Протокол об административном правонарушении составлен без его участия. В материалах дела имеются его ходатайства о допуске защитника от 14 сентября 2016 года. Об отложении рассмотрения дела от 15 сентября 2016 года, об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения от 15 сентября 2016 года, которые не были рассмотрены в ходе вынесения постановления и не были приняты соответствующие процессуальные документы ни устно, ни письменно. Не дана оценка его письменному объяснению от 15 сентября 2016 года. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Резолютивная часть не была объявлена, только сказано, что налагается штраф в размере 10000 рублей. При указанных обстоятельствах вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права, поскольку вынесено вне процессуальных сроков, отведенных КоАП РФ. Также не согласен с выводом административного органа о не установлении обстоятельств, позволяющих судить о совершенном им правонарушении, как о малозначительным, так как малозначительность имеется, ибо от его действий никакие вредные последствия для общества и государства не наступили.
Поскольку в судебное заседание ФИО1, надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитник Волков В.Н., доводы требования жалобы поддержал.
Представитель УФК по Республике Марий Эл ФИО2, полагает, что оснований для отмены постановления не имеется, постановление является законным и обоснованным.
Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, дополнительно предоставленные материалы, проверив доводы жалоб, законность и обоснованность постановлений, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Условия предоставления субсидии определены подпунктом «б» пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (Приложение № 4 к федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186), предусматривающим наличие в законе (решениях) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение принятых расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией мероприятий, с учетом установленного уровня софинансирования.
Согласно пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные вышеуказанным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы в 2015 году, в Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Минкультуры Республики Марий Эл), выявлено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1080-р «О распределении субсидий на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» Республике Марий Эл выделены на 2015 год субсидии из федерального бюджета на создание модельных библиотек в размере 144 973 рубля.
В 2015 году между Министерством культуры Российской Федерации, в лице заместителя министра культуры Российской Федерации М.Н.., и Правительством Республики Марий Эл, в лице Председателя Правительства Республики Марий Эл ФИО6, заключено Соглашение от 13.08.2015 № о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на софинансирование расходных обязательств по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (далее - Соглашение от 12.08.2015 №), на сумму 144973 рублей.
Согласно пункта 2.1 Соглашения от 13.08.2015 №, предоставление субсидии осуществляется Министерством культуры Российской Федерации при соблюдении субъектом условий её предоставления, предусмотренных Программой «Культура России (2012-2018 года)».
В приложении № 4 к указанному Соглашению установлены показатели результативности использования субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на создание модельных библиотек: доля модельных библиотек в структуре сельской библиотечной сети в размере 25%; количество посещений библиотек (на 1 жителя в год) – 5 единиц; количество книговыдач на 1 жителя – 13 единиц.
Вместе с тем, подпрограммой «Развитие библиотечного дела» Государственной программы Республики Марий Эл «Культуры Марий Эл на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2012 № (в ред. от 25.02.2014г. №), предусмотрены иные показатели на 2015 год: количество модельных библиотек – 57 единиц (административным органом ошибочно указано - 60), доля библиографических записей в электронных каталогах библиотек в Республике Марий Эл, в том числе в сводном электронном каталоге библиотек России – 2%; количество документов, выданных из библиотечных фондов – 166 тыс. экземпляров; доля общедоступных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем количестве библиотек Республики Марий Эл – 70%.
Планом мероприятий, направленных на повышение эффективности сферы культуры, утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 28.01.2013 №-р (в ред. от 22.02.2013 №), предусмотрены целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры на 2015 год: количество библиографических записей в электронных базах данных – 579,6 тыс. единиц; увеличение доли общедоступных (публичных) библиотек, подключенных к сети «Интернет», в общем количестве библиотек Республики Марий Эл – 70%.
Таким образом, показатели результативности использования субсидий подпрограммы «Развитие библиотечного дела» Государственной программы Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013-2020 года» не соответствуют показателям, установленным в приложении № к Соглашению от 13.08.2015 №, поскольку в программу не включены сельские библиотеки.
Министерство культуры Российской Федерации по платежному поручению № от 29 сентября 2015 года перечислено средства субсидии в сумме 144973 рубля.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2012 № утверждена Государственная программа Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013-2020 годы»; распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 28.01.2013 №-р утвержден План мероприятий, направленных на повышение эффективности сферы культуры («дорожная карта»); постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 № утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл на софинансирование мероприятий по развитию учреждений культуры, относящихся к муниципальной собственности (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 №).
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 №, главным распорядителем субсидий является Минкультуры Республики Марий Эл.
Таким образом, главным распорядителем, получателем средств, главным администратором доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл Минкультуры Республики Марий Эл, которому предоставлены в 2015 году субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств по развитию учреждений культуры, не соблюдены условия их предоставления.
Минкультуры Республики Марий Эл в 2015 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в сумме 144 973 рубля, в части несоответствия показателей результативности использования субсидий подпрограммы «Развитие библиотечного дела» Государственной программы Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013-2020 годы», Плана мероприятий, направленных на повышение эффективности сферы культуры, показателям, установленным в приложении № к Соглашению от 13.08.2015 №.
Министерством культуры РМЭ субсидия в сумме 144973 рубля перечислена на счет Отдела культуры, физической культуры и спорта администрации муниципального образования «<данные изъяты>» на основании заявки на кассовый расход от 28 сентября 2015 года №, по платежному поручению № от 29 сентября 2015 года.
При таких обстоятельствах, административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях ФИО1, как министра культуры, печати и по делам национальностей, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 КоАП РФ.
В соответствие со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2014 №, контроль за исполнением настоящего постановления возложен на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
Указом Президента Республики Марий Эл от 15.01.2010 № ФИО1 назначен министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
В соответствии с Указом № главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года ФИО1 назначен Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл, министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
В соответствии с п. 12 Положения о Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.11.2012 № «Об утверждении Положения о Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл», министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл осуществляет руководство деятельностью Минкультуры Республики Марий Эл на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минкультуры Республики Марий Эл задач и осуществление им своих функций.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается: Соглашением от 13.08.2015 № о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на софинансирование расходных обязательств по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства; уведомлением от 19 июня 2015 года; платежным поручением № от 29 сентября 2015 года; заявкой № на кассовый расход Минкультуры РМЭ от 28 сентября 2015 года; Указом Президента Республики Марий Эл от 15.01.2010 №; Указом № главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года; протоколом об административном правонарушении № от 31 августа 2016 года; Положением о Министерстве финансов Республики Марий Эл.
Доводы жалобы о том, что ходатайства о допуске защитника, об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения не были рассмотрены в ходе вынесения постановления, признаются не состоятельными.
Так, согласно части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. Исходя из данной нормы, вынесение решения по заявленному ходатайству предусмотрено только при отказе в удовлетворении ходатайства.
Согласно материалам дела, защитник участвовал при рассмотрении дела, т.е. ходатайство о допуске защитника было удовлетворено.
Довод заявителя о не рассмотрении ходатайства об отложении рассмотрения дела отклоняются, поскольку в материалах дела имеется мотивированное определение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела с указанием причин отказа.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушений не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, поскольку нецелевого расходования бюджетных средств не допущено.
Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление о назначении административного наказания № руководителя УФК по Республике Марий Эл от 15 сентября 2016 года о признании министра культуры, печати и по делам национальностей ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, объявив ФИО1 - устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов