ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-750/2022 от 10.08.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-750/2022

УИД 86RS0001-01-2022-004032-58

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 августа 2022 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

с участием:

представителей (защитников) юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «РН-Бурение» ФИО4 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 № 245-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ООО «РН-Бурение» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 № 245-ОН от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «РН-Бурение» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, необоснованным представитель ООО «РН-Бурение» ФИО4 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу, так как событие правонарушения в действиях Общества отсутствует. В рамках документарной проверки не был произведен отбор проб содержимого из накопителей кустовых площадок 634, 637, 606 и не установлен факт отнесения веществ к отходам, факт наличия отходов в накопителях не подтвержден. Общество обеспечило обязанность по передаче отходов на утилизацию в установленный 11-месячный срок с момента их образования, а именно заключен договор с ЗАО «ЭКОС». Согласно актам утилизации отходов, отходы бурения утилизированы с получением вторичной продукции «Ресоил». С момента передачи отходы находятся в распоряжении и собственности ООО «ЭКОС», и ООО «РН-Бурение» не является лицом, которое может быть признано виновным в нарушении срока накопления отходов. Отходы переданы на утилизацию в установленный 11-месячный срок. Деятельность по размещению отходов ООО «РН-Бурение» не осуществляется, объекты размещения отходов на кустовых площадках отсутствуют. Площадки временного накопления отходов не отвечают признакам объектов размещения отходов, обустроенным сооружением.

В судебном заседании представители ООО «РН-Бурение» ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, указав на отсутствие состава, события правонарушения в действиях Общества, Обществом деятельность по размещению отходов бурения на кустовой площадке не осуществлялась; отходы до истечения 11 месяцев после окончания строительства скважин и образования отходов бурения по договору были переданы на утилизацию ЗАО «ЭКОС». В связи с чем, с даты передачи отходов их собственником является ЗАО «ЭКОС» и ООО «РН-Бурение» не является лицом, ответственным за соблюдение экологических требований при обращении с этими отходами. Административным органом неверно исчисляется 11-месячный срок - с даты окончания работ по бурению скважин, тогда как этот срок необходимо исчислять с даты проведения маркшейдерской съемки, когда устанавливается фактическое наличие отходов бурения. В постановлении неверно определены даты совершения правонарушения. По делу допущены процессуальные нарушения, Обществу не направлялась копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Акт проверки является ненадлежащим доказательством, так как в нем не отражена дата совершения правонарушения, и акт не подписан вторым должностным лицом, проводившим проверку. Нарушен срок составления протокола об административном правонарушении.

К материалам дела по ходатайству представителей Общества приобщены письменные дополнения к жалобе, информация об обращении с отходами; копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ; копия положения «»» «РН-Бурение» Организация процесса обращения с отходами; копии протоколов испытаний; справка.

Суд, заслушав представителей Общества, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дел, установил следующее.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «РН-Бурение» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ за то, что по результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено, что в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке Приобского месторождения (Эргинский лицензионный участок) от пробуренных скважин ; в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке Приобского месторождения (Эргинский лицензионный участок) от пробуренных скважин ; в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке Приобского месторождения (Горшковская площадь) от пробуренных скважин №, ООО «РН-Бурение» допущено накопление отходов бурения IV класса опасности с последующим размещением более чем 11 месяцев, которое не предусмотрено проектной документацией и указанные накопители для отходов не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (далее- ГРОРО). Тем самым ООО «РН-Бурение» нарушены положения ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Административная ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Суд находит постановление, вынесенное в отношении ООО «РН-Бурение», законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, в отношении ООО «РН-Бурение» на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №233-рш Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе данной проверки установлено, что в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке Приобского месторождения (Эргинский лицензионный участок) от пробуренных скважин ; в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке Приобского месторождения (Эргинский лицензионный участок) от пробуренных скважин ; в накопителе для отходов бурения на кустовой площадке Приобского месторождения (Горшковская площадь) от пробуренных скважин , ООО «РН-Бурение» допущено накопление отходов бурения IV класса опасности с последующим размещением более чем 11 месяцев.

ООО «PH-Юганскнефтегаз» (Технический Заказчик) и ООО «PH-Бурение» (Подрядчик) заключили договор на выполнение работ по бурению скважин от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к вышеуказанному договору, собственником отходов бурения (буровой шлам, буровой раствор, буровые сточные воды) является ООО «РН-Юганскнефтегаз».

ООО «РН-Юганскнефтегаз» (Технический Заказчик) и ООО «PH-Бурение» (Подрядчик) заключили договор на выполнение работ по бурению скважин от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор бурения).

В соответствии с пунктом 2.1 Договора бурения ООО «PH-Бурение» обязуется выполнить работы по бурению скважин в соответствии с условиями настоящего договора, в объеме и сроки, определенные в наряд-заказах и соответствующих заявках.

Согласно пункту 14 Договора бурения:

отходами, образующимися при строительстве скважин, являются: буровой шлам, отработанный буровой раствор и буровые сточные воды (далее - отходы бурения). ООО «РН- Бурение» признается образователем отходов, образующихся при строительстве скважин;

обращение с отходами (сбор и/или обработка и/или утилизация и/или размещение), образующимися при строительстве скважин, обеспечивается ООО «PH-Бурение» в соответствии с утвержденными проектными решениями самостоятельно или с привлечением подрядных организаций (субподрядчиков), выполняющих работы/услуги по обращению с отходами. ООО «PH-Бурение» обязано обеспечить обращение с такими отходами в порядке, установленном действующим законодательством РФ в области охраны окружающей среды, условиями договора на строительство/бурение скважин, проектной документацией;

ООО «PH-Бурение» обязано своими силами и за свой счет получить до начала выполнения работ и поддерживать в актуальном состоянии в течение всего срока выполнения работ разрешительную документацию, необходимую для надлежащего выполнения работ, регламентированную требованиями действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды;

ООО «PH-Бурение» обязано самостоятельно вносить в установленном порядке платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, за размещение отходов в пределах установленных нормативов, за сверхнормативное и сверхлимитное загрязнение окружающей среды. ООО «PH-Бурение» вносит плату за размещение отходов бурения в пределах установленных лимитов (нормативов). ООО «PH-Бурение» обязано самостоятельно отчитываться по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальный орган исполнительной власти, выполняющий функцию администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;

ООО «PH-Бурение» осуществляет разработку и согласование проекта предельно допустимых выбросов, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нормативов допустимых сбросов и другой требуемой природоохранной документации применимому праву и статистической отчетности.

ООО «PH-Бурение» разработаны следующие паспорта отходов I-IV класса опасности:

Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, с применением бурового раствора на углеводородной основе малоопасные - IV класс опасности;

Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные - IV класс опасности;

Воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей нефти, малоопасные - IV класс опасности;

Растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные, малоопасные - IV класс опасности.

Протоколом совещания по закреплению обязательств обращения с отходами бурения от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «PH-Юганскнефтегаз» и НФ ООО «PH-Бурение» решено, что ООО «РН-Бурение» ответственно за обеспечение завершения утилизации отходов бурения, указанных на КП Приобского месторождения (Эргинский л.у., секция ), в срок, не превышающий 11 месяцев с даты накопления отходов бурения в каждую секцию.

ООО «PH-Бурение» письмом от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены сведения о том, что количество пробуренных скважин по кустовым площадкам Приобского месторождения (ЭЛУ) составило - 24 скважины, Приобское месторождение (ЭЛУ) составило - 24 скважины, Приобское месторождение составило -18 скважин.

По указанным кустовым площадкам представлены графики бурения скважин, акты о начале бурения скважин, акты об окончании бурения скважин, акты сверки по учету объема образования отходов бурения, заявки на передачу объектов накопления отходов бурения по кустовым площадкам, акты приема-передачи площадок накопления отходов бурения, договоры аренды земельных участков, программы бурения скважин, проекты бурения скважин.

Из представленных документов следует, что на кустовой площадке Приобского месторождения (ЭЛУ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось бурение 24 скважин.

При этом отходы бурения от пробуренных скважин накапливались и размещались свыше 11 месяцев:

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- - дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- - дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- - дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- - дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- - дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- - дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ.

На проектную документацию «Обустройство куста скважин Эргинского лицензионного участка Приобского месторождения» получено положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Проектной документацией «Обустройство куста скважин Эргинского лицензионного участка Приобского месторождения», предусмотрено:

с целью предупреждения попадания в почву, поверхностных и подземных вод отходов бурения, в составе работ по инженерной подготовке кустового основания организуется система сбора и накопления отходов бурения, включающая строительство площадок накопления отходов бурения.

Проектом не предусматривается строительство объектов размещения отходов бурения.

В соответствии с техническим заданием на разработку проектно-сметной документации в проекте предусмотрено накопление бурового шлама в площадке накопления отходов бурения до 11 месяцев с последующим использованием его для получения строительного материала по технологии, имеющей положительное заключение ГЭЭ.

Площадки накопления отходов бурения предназначены для складирования бурового шлама (в срок не более чем11 месяцев) с последующим использованием его для получения строительного материала по технологии, имеющей положительное заключение ГЭЭ.

На момент проверки отходы бурения от пробуренных скважин на кустовой площадке утилизированы не были, документов по обращению с отходами не представлено.

Согласно представленному в дальнейшем Обществом акту от ДД.ММ.ГГГГ отходы были утилизированы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения 11-месячного срока накопления.

При этом кустовая площадка Приобского месторождения (ЭЛУ) не внесена в ГРОРО.

В ходе документарной проверки также установлено, что на кустовой площадке Приобского месторождения (ЭЛУ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось бурение 24 скважин.

При этом отходы бурения от пробуренных скважин , накапливались и размещались свыше 11 месяцев:

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

-– дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

-– дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

-– дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

-– дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ.

На проектную документацию «Обустройство куста скважин Эргинского лицензионного участка Приобского месторождения» получено положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Проектной документацией «Обустройство куста скважин Эргинского лицензионного участка Приобского месторождения», предусмотрено:

с целью предупреждения попадания в почву, поверхностных и подземных вод отходов бурения, до начала бурения скважин организуется система сбора и накопления отходов бурения, включающая строительство площадок накопления отходов бурения.

Проектом не предусматривается строительство объектов размещения отходов бурения.

Площадки накопления отходов бурения предназначены для складирования бурового шлама (на срок не более чем 11 месяцев) с последующей утилизацией.

Для обеспечения утилизации отходов бурения в процессе бурения предусмотрено 2 площадки накопления отходов бурения при кусте скважин , и 3 площадки накопления отходов бурения при кусте скважин .

Площадки накопления отходов бурения устраиваются в теле кустовой площадки.

На момент проверки отходы бурения от пробуренных скважин , на кустовой площадке утилизированы не были, документов по обращению с отходами не представлено.

Согласно представленных в дальнейшем Обществом актов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отходы были утилизированы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения 11-месячного срока накопления.

При этом кустовая площадка Приобского месторождения (ЭЛУ) не внесена в ГРОРО.

В ходе документарной проверки также установлено, что на кустовой площадке Приобского месторождения (Горшковская площадь) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось бурение 18 скважин.

При этом отходы бурения от пробуренных скважин накапливались и размещались свыше 11 месяцев:

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ;

- – дата начала бурения ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания бурения ДД.ММ.ГГГГ.

Проектной документацией «Обустройство Горшковской площади Приобского месторождения. Кусты скважин », предусмотрено:

Накопление бурового шлама в площадках накопления отходов бурения до 11 месяцев с последующим использованием его для получения строительного материала по технологии, имеющей положительное заключение ГЭЭ.

С целью предупреждения попадания в почву, поверхностных и подземных вод отходов бурения, в составе работ по инженерной подготовке кустового основания организуется система сбора и накопления отходов бурения, включающая строительство площадок накопления отходов бурения.

Проектом не предусматривается строительство объектов размещения отходов бурения.

Площадки накопления отходов бурения предназначены для складирования бурового шлама (на срок не более чем 11 месяцев).

Для обеспечения утилизации отходов бурения в процессе бурения предусмотрено 3 площадки накопления отходов бурения.

На момент проверки отходы бурения от пробуренных скважин на кустовой площадке утилизированы не были, документов по обращению с отходами не представлено.

Согласно представленному Обществом акту от ДД.ММ.ГГГГ отходы были утилизированы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения 11-месячного срока накопления.

При этом кустовая площадка Приобского месторождения (Горшковская площадь) не внесена в ГРОРО.

Таким образом, ООО «РН «Бурение» на кустовых площадках № Приобского месторождения допущено накопление отходов бурения IV класса опасности свыше 11 месяцев с последующим размещением, которое не предусмотрено проектной документацией.

Доводы заявителя суд находит несостоятельными в силу нижеследующего.

Согласно п.14 договора бурения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ООО «РН-Бурение» обращение с отходами (сбор и/или обработка и/или утилизация и/или размещение), образующимися при строительстве скважин, обеспечивается ООО «РН-Бурение (Подрядчик) в соответствии с утвержденными проектными решениями самостоятельно или с привлечением подрядных организаций (субподрядчиков), выполняющих работы/услуги по обращению с отходами. ООО «РН-Бурение» обязано обеспечить обращение с такими отходами в порядке, установленном действующим законодательством РФ в области охраны окружающей среды, условиям договора на строительство/бурение скважин, проектной документации.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «РН-Бурение» и ООО «ЭКОС» на оказание услуг по обращению с отходами бурения на территории Ханты-Мансийского района, ООО «РН- Бурение» выступает в роли «Заказчика», а ООО «ЭКОС» - в роли «Исполнителя» работ.

Пунктом 2.1 договора Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по обращению с отходами бурения, образующихся на лицензионных участках недр ПАО «НК «Роснефть» в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к договору), а также в соответствии с Производственной программой (Приложение №22 к договору) и условиями настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Услуги по обращению с отходами бурения предусматривают оказание Исполнителем комплекса работ по обращению с отходами бурения в соответствии с утвержденными проектными решениями, а том числе:

проведение подготовительных работ в том числе: входного контроля на определение плотности отходов бурения, завоза товарно-материальных ценностей, строительство разрезающих полос, оформление плана производства работ;

утилизацию накопленных на площадке временного накопления отходов бурения с подтверждением соответствия полученного в результате утилизации продукта утилизации требованиям технический документации на применяемую технологию (в т.ч. документам по стандартизации);

засыпку площадки временного накопления отходов бурения с использованием продукта утилизация при подтверждении соответствия продукта и области его применения требованиям технической документации на применяемую технологию (в т.ч. документам по стандартизации).

Согласно п.6.1.4 и п. 6.2.2 Заказчик (ООО «РН-Бурение») обязуется координировать и контролировать выполнение настоящего договора; назначать своих представителей, которые от имени Заказчика будут осуществлять технический надзор и контроль оказания услуг по данному договору, проверять соблюдение требований норм окружающей среды.

Как следует из актов утилизации отходов бурения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на кустовой площадке отходы бурения утилизировались в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на кустовой площадке отходы бурения утилизировались в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на кустовой площадке отходы бурения были утилизированы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, достоверно установлено, что отходы бурения IV класса опасности складировались свыше 11 месяцев после окончания работ по строительству скважин, так как утилизированы по истечении указанного срока.

Доводы Общества о том, что данные отходы до истечения 11 месяцев после окончания работ по строительству скважин были переданы ООО «ЭКОС», соответственно, являются собственностью последнего, ООО «РН-Бурение» не нарушило срок накопления отходов, суд находит несостоятельными.

Согласно ст.4 Федерального закона №89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно п.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из договора бурения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ООО «РН-Бурение» Подрядчик (ООО «РН-Бурение) признается образователем отходов, образующихся при строительстве скважин и обеспечивает выполнение всех функций образователя отходов. Подрядчик обязан обеспечить обращение с такими отходами в порядке, установленном действующим законодательством РФ в области ООС, условиями договора на строительство/бурение скважин, проектной документацией (Раздел 3, п.14 договора).

Предметом договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «РН-Бурение» (Заказчик) и ООО «ЭКОС» (Исполнитель), является выполнение комплекса работ по обращению с отходами бурения в соответствии с утвержденными проектными решениями.

В данном договоре не предусмотрен переход права собственности на отходы бурения от ООО «РН-Бурение» к ООО «ЭКОС», а предусмотрен лишь переход права собственности Исполнителю на вторичный продукт, полученный при утилизации отходов бурения, которое возникает у Исполнителя с момента завершения процесса утилизации отходов (п.5.11 договора).

В связи с чем, передача по заявкам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отходов бурения ООО «ЭКОС» не свидетельствует о том, что с этой даты складирование, накопление отходов со стороны ООО «РН-Бурение» окончено.

Кроме того, как следует из материалов дела, отходы бурения складировались, накапливались по месту их образования, то есть на кустовых площадках, где и предполагалась их утилизация.

Таким образом, именно ООО «РН-Бурение», являющееся лицом, ответственным за исполнение экологических требований, допустило несанкционированное размещение отходов IV класса опасности на срок свыше 11 месяцев на объекте, что не предусмотрено проектной документацией, при этом объекты не внесены в ГРОРО, не осуществило надлежащий контроль за исполнением подрядной организацией ООО «ЭКОС» обязанностей по утилизации соответствующих отходов в установленный 11 месячный срок со дня окончания строительства скважин.

При этом административным органом обоснованно 11-месячный срок размещения отходов бурения исчислен с даты окончания работ по бурению скважин.

Кроме того, суд обращает внимание, что договор на оказание услуг по обращению с отходами заключен ООО «РН-Бурение» с ЗАО «ЭКОС» на утилизацию отходов только ДД.ММ.ГГГГ, то есть через продолжительное время после окончания работ по бурению большинства скважин и образования отходов. То есть Обществом не принимались должные меры для своевременной утилизации отходов и соблюдения требований природоохранного законодательства.

Довод о том, что площадки, на которых накапливались отходы, не отвечают признакам объекта размещения отходов, не являются специальными обустроенными сооружениями, суд также находит несостоятельным, так как указанное не свидетельствует о невиновности Общества.

Сам по себе факт складирования, накопления отходов бурения Обществом в течение срока свыше 11 месяцев после окончания строительства скважин на временных площадках свидетельствует о нарушении требований ст.12 Федерального закона №89-ФЗ и образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Тот факт, что административным органом выезд на объекты не осуществлялся и наличие отходов не фиксировалось, не свидетельствует о недоказанности вины ООО «РН-Бурение», поскольку факт размещения отходов установлен на основании представленных Обществом документов в ходе проведенной документарной проверки.

Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ является надлежащим доказательством, содержит все необходимые сведения, подпись должностного лица (руководителя) проводившего проверку.

Существенных процессуальных нарушений по делу суд не находит. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении существенным нарушением не является, так как данный срок не является пресекательным.

Как следует из материалов дела, определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Бурение» не выносилось, следовательно, его копия не направлялась в адрес Общества.

Даты совершения правонарушения установлены на основании документов, предоставленных Обществом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «РН-Бурение» обоснованно привлечено к административной ответственности, и его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.

Постановление о привлечении ООО «РН-Бурение» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований для его отмены, изменения суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 № 245-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ООО «РН-Бурение» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя ООО «РН-Бурение» ФИО4 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1