ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-751/2023 от 05.12.2023 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

мировой судья Бараева Н.К. Дело № 12-751/2023

66RS0001-01-2023-006295-90

РЕШЕНИЕ

05 декабря 2023 года г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Коблов Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бочкарева Андрея Михайловича на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Меркулова Данилы Юрьевича,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, от 19.10.2023 директору муниципального бюджетного учреждения "Центр организации движения" (далее – МБУ "ЦОД") Меркулову Д.Ю. по ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание, с применением положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 764 101 рубль 40 копеек.

Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2023.

В жалобе защитник Бочкарев А.М. ставит вопрос об отмене указанного постановления как незаконного.

В судебном заседании Меркулов, защитники Бочкарев, Юха Е.А. доводы жалобы поддержали. Меркулов дал объяснения о том, что форма согласования учреждением крупных сделок не предусмотрена. В 2023 году учреждением заключен муниципальный контракт с АО "Цифровые платформы и решения Умного Города". Сумма контракта составила 152 820 280, 28 руб. Необходимость заключения контракта отражена в муниципальной программе, утвержденной главой МО "город Екатеринбург". Затем учреждению утвержден План финансово-хозяйственной деятельности, в котором предусмотрено финансирование на внедрение интеллектуальных транспортных систем. На основании указанных документов было разработано техническое задание. Указанные документы были согласованы с учредителем МБУ "ЦОД" – Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети. И только после этого в МБУ "ЦОД" поступили согласованные и утвержденные документы для реализации муниципальной программы путем заключения контракта. Сделки были заключены и учредителем не оспаривались.

Старший помощник прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Гурова Е.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, просила постановление о назначении административного наказания оставить без изменений.

Свидетель <ФИО>6 в судебном заседании показала, что работает аудитором счетной палаты г. Екатеринбурга. В ходе проведенной проверки в деятельности МБУ "ЦОД" установлено нарушение требований законодательства о порядке согласования при совершении сделки. В 2023 году учреждением заключена крупная сделка без предварительного письменного согласования. Считает, что, несмотря на наличие муниципальной программы, учреждение перед проведением аукциона и заключением крупной сделки обязано было обратиться к учредителю Комитету по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети в письменном виде и согласовать сделку, чего сделано не было.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля заместитель главы г. Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Бубнов А.Э. дал объяснения о том, что заключенный МБУ "ЦОД" контракт заключен с целью реализации федерального проекта. Заключению контракта предшествовало утверждение муниципальной программы, разработка технического задания. Все документы уполномоченными должностными лицами Администрации г. Екатеринбург были согласованы. Без предварительного согласования руководитель муниципального учреждения не может заключить контракт.

Председатель Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Ощепков И.Ю., допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснил, что возглавляемый им Комитет является учредителем МБУ "ЦОД". Согласование заключения крупных сделок МБУ "ЦОД" входит в компетенцию Комитета, осуществляющего функции и полномочия учредителя от имени Администрации г. Екатеринбурга. Заключенная в 2023 году сделка между МБУ "ЦОД" и АО "Цифровые платформы и решения Умного Города" была согласована. Комитет как учредитель муниципального учреждения о совершении указанной сделки знал, был согласен на ее заключение, как до ее совершения, так и в настоящее время. Считает, что совершение данной сделки предварительно было согласовано путем утверждения муниципальной программы, плана финансово-хозяйственной деятельности, технического задания. Кроме того, из Правительства Свердловской области поступило письмо о необходимости внедрения интеллектуальных транспортных систем в Свердловской области, которое было зарегистрировано в системе электронного документооборота администрации г. Екатеринбурга, оно было принято в работу, согласовано с заместителем главы г. Екатеринбурга Бубновым, председателем Комитета и затем передано для исполнения директору МБУ "ЦОД" Меркулову. Считает, что вышеуказанные действия свидетельствуют о согласовании сделки в необходимом объеме.

Выслушав в судебном заседании участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, 28.03.2023 МБУ "ЦОД", расположенным по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, в лице директора Меркулова, в нарушение требований п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 4.6, 4.7 Устава МБУ "Центр организации движения" заключена крупная сделка - муниципальный контракт с АО "Цифровые платформы и решения Умного Города" на сумму 152 820 280, 28 руб. без предварительного согласования в письменной форме с учредителем Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга.

Указанный факт послужил основанием для вынесения 31.07.2023 заместителем прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Лазукиным С.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующего требованиям ст. 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведенных прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и счетной палатой г. Екатеринбурга проверок целевого и эффективного использования средств на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации дорожного движения, повышение безопасности движения в рамках муниципальной программы "Развитие системы общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" за 2022 год и истекший период 2023 года в деятельности МБУ "ЦОД" выявлено нарушение требований порядка согласования при совершении крупных сделок.

В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой бюджетного учреждения признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Согласно п. 4.6, 4.7 Устава МБУ "ЦОД" бюджетное учреждение обязано предварительно в письменной форме согласовывать с Администрацией г. Екатеринбурга в лице Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом и Учредителем МО "город Екатеринбург" крупные сделки, сделки по распоряжению особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества и недвижимым имуществом (передачу в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, заключение договора простого товарищества или иные способы распоряжения имуществом, в том числе его продажу). Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также в передаче такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности па последнюю отчетную дату. Крупная сделка может быть совершена только с предварительного письменного согласия Администрации г. Екатеринбурга в лице Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом и Учредителя МО "город Екатеринбург".В письме Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.2019 дано разъяснение о том, что для расчета критерия отнесения сделки к крупной, в целях обоснования необходимости ее согласования, следует использовать показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф.0503730) (далее 4 - Баланс), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату. Показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения па конец отчетного периода в Балансе отражается по строке 350 графы 10. Согласно пункту 13 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, Баланс формируется учреждением по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Таким образом, для МБУ "ЦОД" крупной сделкой является, в том числе закупка, начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) которой превышает в 2023 году - 119 729 545, 80 руб. (за 2022 год стр. 350 Баланса составляет 1 197 295 457,95 руб.).

Фактические обстоятельства дела и вина Меркулова в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: актом Счетной палаты г. Екатеринбурга от 07.06.2023 о проведении проверки в период с 17.04.2023 по 31.05.2023 в отношении МБУ "ЦОД"; копиями контракта от ДД.ММ.ГГГГ с АО "Цифровые платформы и решения Умного Города"; баланса МБУ "ЦОД" на 01.01.2023; устава МБУ "ЦОД"; распоряжения председателя Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга от 09.01.2020 о назначении Меркулова директором МБУ "ЦОД " с 10.01.2020; приказа /к от 10.01.2020 о приеме Меркулова директором МБУ "ЦОД"; копией трудового договора от 10.01.2020, заключенного с Меркуловым и другими материалами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение порядка согласования при совершении крупной сделки, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, мировым судьей достоверно установлено, что перед заключением 28.03.2023 муниципального контракта МБУ "ЦОД" к учредителю в письменной форме за согласованием не обращалось, чем нарушило требования п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 4.6, 4.7 Устава МБУ "Центр организации движения", административная ответственность за которые предусмотрена ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы муниципальная программа "Развитие системы общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения в МО "город Екатеринбург", план финансово-хозяйственной деятельности, техническое задание, переписка в системе электронного документооборота не свидетельствуют о предварительном письменном согласовании крупной сделки. Данные документы содержат общие указания по реализации проекта внедрения интеллектуальных транспортных систем на территории Свердловской области и г. Екатеринбурга, предусматривают субсидирование учреждения на сумму 194 148 000 руб., виды и объемы работ. Несмотря на утверждение и согласование с руководством Администрации г. Екатеринбурга, Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга муниципальной программы, плана финансово-хозяйственной деятельности, технического задания, заключению муниципального контракта предшествует разработка МБУ "ЦОД" аукционной документации, определение перечня необходимых работ, сроки их выполнения, начальная (максимальная) цена контракта. После совершения необходимых подготовительных действий, направленных на заключение муниципального контракта, в случае установления необходимости совершения крупной сделки, муниципальное учреждение обязано в письменном виде обратиться к учредителю за ее согласованием, однако этого учреждением сделано не было. Согласие учредителя на крупную сделку после ее заключения не свидетельствует о соблюдении учреждением установленного порядка. Наличие утвержденных Администрацией г. Екатеринбурга муниципальной программы, плана финансово-хозяйственной деятельности, технического задания не освобождает учреждение от выполнения обязанности по предварительному согласованию в письменной форме совершение крупной сделки. Несмотря на то, что инициатором реализации указанного проекта является МО "город Екатеринбург", его структурные подразделения и должностные лица, устав МБУ "ЦОД" возлагает обязанность на учреждение по предварительному согласованию крупной сделки в письменном виде, которая перед заключением муниципального контракта не была выполнена.

Обеспечение учредителем результативности, адресности и целевого характера бюджетных средств в силу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не представляется возможным на основании муниципальной программы, плана финансово-хозяйственной деятельности МБУ "ЦОД", так как это документы муниципального планирования, содержащие общий объем финансирования мероприятий. Сведения о совершении конкретной крупной сделки, документы (аукционная документация, проект контракта, содержание НМЦК) для получения согласия Комитета не направлялись.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Меркулова состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности административного правонарушения, не имеется. Данным доводам мировым судьей уже дана объективная правовая оценка при рассмотрении дела. Оснований для их переоценки суд не усматривает.

Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, не установлено.

Административное наказание, назначенное Меркулову, соответствует положениям ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняет предупредительную функцию и является соразмерным допущенному нарушению.

Несоблюдение требований законодательства в области охраны собственности нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет муниципальных органов и учреждений, обязанных соблюдать требования закона при совершении крупных сделок, нарушает интересы государства и муниципального образования, которые должны обеспечивать исполнение закона в интересах общества. Наличие введенной законом ответственности не зависит от признания сделки недействительной, наличия материального ущерба, а обусловлено необходимостью контроля за целевым и эффективным расходованием средств, в рассматриваемом случае бюджетных, выделяемых на деятельность по организации дорожного движения в МО "г. Екатеринбург". Существенное нарушение охраняемых общественных отношений заключается в создании предпосылок для признания сделки недействительной и нарушения интересов контрагентов, в формальном отношении к требованиям действующего законодательства директора учреждения, который осуществляет организационно-распорядительные функции, является ответственным лицом за результаты деятельности учреждения как участника бюджетного процесса.

Постановление о привлечении Меркулова к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену и изменение постановления мирового судьи, по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 8 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, от 19.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения "Центр организации движения" Меркулова Данилы Юрьевича оставить без изменения, жалобу защитника Бочкарева Андрея Михайловича – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба подается непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья