ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-752/2023 от 06.12.2023 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-752/2023

УИД 53RS0022-01-2023-008091-25

РЕШЕНИЕ

г. Великий Новгород 06 декабря 2023 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: <...>),

с участием защитника ФИО1 – Сотниковой В.Ю.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 от 18 октября 2023 года, вынесенное в отношении должностного лица заказчика –

<данные изъяты>ФИО1, <адрес>,

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

установил:

25 сентября 2023 года исполняющим обязанности заместителя прокурора г. Великого Новгорода ФИО3 в отношении <данные изъяты> ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По делу состоялось вышеуказанное постановление (резолютивная часть постановления оглашена 13 октября 2023 года, в полном объеме изготовлено 18 октября 2023 года).

В жалобе, поданной в порядке пересмотра в Новгородский районный суд Новгородской области, ФИО1 просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Истребованные из Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 13 ноября 2023 года.

Изучив представленные материалы дела, судья считает, что срок обжалования постановления ФИО1 соблюден.

В судебное заседание ФИО1, представители прокуратуры г.Великого Новгорода и Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено.

С учетом требований ст.ст. 25.1, 25.11, 25.15, 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании защитник ФИО1 – Сотникова В.Ю. поддержала позицию относительно обжалуемого постановления по доводам, изложенным в жалобе.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований вышеуказанной нормы, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Сотникову В.Ю., судья районного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведенной прокуратурой г. Великого Новгорода проверки выявлен факт того, что по состоянию на 01 сентября 2023 года <данные изъяты> надлежащим образом не исполнены обязательства по оплате 34 контрактов на общую сумму рублей, в том числе перед субъектами малого и среднего предпринимательства.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения исполняющим обязанности заместителя прокурора г. Великого Новгорода дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и последующего привлечения должностного лица заказчика – <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности, установленной данной нормой.

Однако, состоявшееся по делу постановление нельзя признать законным и обоснованным в связи с нижеследующим.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 названного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Описание события административного правонарушения представляет собой описание существа правонарушения, которое должно содержать обязательное указание на то, когда, где и каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние (действие или бездействие).

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

К событию административного правонарушения относится также время и место совершения административного правонарушения.

Вопрос о времени совершения административного правонарушения подлежит установлению при рассмотрении дела наряду с другими обстоятельствами, имеет существенное значение для применения закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, для исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.

Так, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Как выше указывалось, по результатам проведенной прокуратурой г. Великого Новгорода проверки, в ходе которой было выявлено, что по состоянию на 01 сентября 2023 года <данные изъяты> не исполнены обязательства по оплате 34 контрактов на общую сумму рублей, 25 сентября 2023 года исполняющим обязанности прокурора г. Великого Новгорода в отношении <данные изъяты> ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в котором при описании события вменяемого <данные изъяты> ФИО1 приведены вышеуказанные обстоятельства, при этом в данном постановлении поименованы и описаны факты, связанные с нарушением <данные изъяты> срока оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок только лишь по четырем контрактам, а именно, указаны:

- контракт от 08 ноября 2022 года, контрагент – <данные изъяты> предмет закупки – поставка ИМН, дата исполнения обязательства – 26 июля 2023 года, просроченная задолженность – 315 320 рублей;

- контракт от 29 мая 2023 года, контрагент –<данные изъяты> предмет закупки – услуга по проверке и калибровке средств измерения, дата исполнения обязательства – 21 августа 2023 года, просроченная задолженность – 660 079, 45 рублей;

- контракт от 01 декабря 2022 года, поставщик <данные изъяты> предмет обязательства – аренда медицинского оборудования, дата исполнения контракта – 08 августа 2023 года, просроченная задолженность – 91 260 рублей;

- контракт от 10 июля 2023 года, контрагент – <данные изъяты> предмет закупки – поставка ИМН, дата исполнения обязательства – 21 августа 2023 года, просроченная задолженность – 122 154,30 рублей.

Признавая <данные изъяты> ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области в обжалуемом постановлении установлено, что ФИО1, являясь на момент исполнения обязанности по оплате товаров, работ, услуг по контрактам (период исполнения контрактов (договоров) или их этапов – июль-август 2023 года), указанным в постановлении прокурора о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении, лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в <данные изъяты> то есть являясь должностным лицом заказчика <данные изъяты> допустил нарушение требований части 13.1 статьи 34 и пункта 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: по заключенному между <данные изъяты> контракту от 05 декабря 2022 года на поставку реагентов для лаборатории оплата поставленного 29 июня 2023 года <данные изъяты> товара на сумму 388 717,72 рублей произведена с нарушением срока, указанного в пункте 9.5 контракта (в течение 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке в единой информационной системе на основании выставленного поставщиком счета и (или) счета-фактуры (при наличии)). Так, акт о приемке поставленного товара подписан заказчиком в единой информационной системе 05 июля 2023 года, оплату следовало произвести не позднее 14 июля 2023 года (включительно), фактическая оплата осуществлена <данные изъяты> 12 сентября 2023 года платежным поручением . Аналогичные нарушения допущены <данные изъяты> и иным контрактам (договорам), перечисленным в материалах дела, являющихся приложением к постановлению о возбуждению дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, должностным лицом административного органа не учтено, что исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении являются процессуальными документами, в которых фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в пределах объема вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по такому делу, административного правонарушения, расширение которого недопустимо и ухудшает положение этого лица.

В рассматриваемом случае постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не содержало ссылку на контракт от 05 декабря 2022 года, заключенный между <данные изъяты>

Однако, в обжалуемом постановлении должностным лицом административного органа сделаны выводы о виновности <данные изъяты> ФИО1 в нарушении срока оплаты поставленного товара по контракту от 05 декабря 2022 года, которое в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 сентября 2023 года ему не вменялось.

Выше указывалось, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении при описании события вменяемого <данные изъяты> ФИО1 приводились факты, связанные с нарушением <данные изъяты> срока оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок только по четырем контрактам: от 08 ноября 2022; от 29 мая 2023 года; от 01 декабря 2022 года; от 10 июля 2023 года.

Сведения относительно неисполнения <данные изъяты> своих обязательств по оплате товаров (работ, услуг) по другим контрактам, вопреки требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не конкретизированы, то есть событие административного правонарушения в указанной части не описано.

В силу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении), представления объяснений и замечаний по содержанию протокола (постановления), существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Сделав вывод о виновности о виновности <данные изъяты> ФИО1 в том, что им допущено нарушение срока оплаты поставленного товара по контракту от 05 декабря 2022 года, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области вышел за рамки указанного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении объема совершенного деяния, ухудшив, тем самым положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.

С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом административного органа не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Установленные нарушения процессуальных требований являются существенными, поскольку нарушают права лица, привлекаемого к административной ответственности, а также нормы действующего законодательства РФ, регламентирующие порядок производства по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 18 октября 2023 года, вынесенное в отношении <данные изъяты> ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, подлежит отмене.

Поскольку на момент рассмотрения в районном суде жалобы срок давности привлечения <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, то дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

В связи с отменой постановления должностного лица по вышеуказанному основанию, судья не входит в обсуждение доводов жалобы, поскольку эти доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела, при котором необходимо устранить допущенные нарушения закона, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дать оценку всем представленным доказательствам, и вынести постановление в строгом соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 от 18 октября 2023 года, вынесенное в отношении <данные изъяты>ФИО1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить; дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и должностным лицом, вынесшим постановление, прокурором принесен протест в Новгородский областной суд с подачей жалобы (протеста) через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.В. Ящихина