ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-753/19 от 18.04.2019 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-753/2019

РЕШЕНИЕ

18 апреля 2019 года город Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Новикова И.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу АО «Коми республиканский телевизионный канал» на постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Коми № 11/12-1925-19-И от 15.03.2019 о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Республики Коми №... от ** ** ** АО «Коми республиканский телевизионный канал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, АО «Коми республиканский телевизионный канал» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности правонарушения.

В судебном заседании представитель АО «Коми республиканский телевизионный канал» доводы жалобы поддержал.

Представитель административного органа, потерпевший, участия в судебном заседании не принимали, извещались надлежащим образом.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Установлено, что по обращению ФИО5 №... от ** ** **, государственной инспекцией труда проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства РФ в отношении АО «...».

Из представленных документов следует, что ФИО5 состоял в трудовых отношениях с АО «Коми республиканский телевизионный канал» в должности телеоператора отдела координации и выпуска программ.

Установлено, что приказами от ...ФИО1 был привлечен к работе в выходные дни, а именно ** ** **

Привлечение к работе в указанные дни было осуществлено с письменного согласия работника с оплатой в одинарном размере и предоставлением другого неоплачиваемого дня отдыха по дополнительному заявлению.

** ** **ФИО2 обратился к работодателю с письменным заявлением о предоставлении дополнительных неоплачиваемых дней отдыха ** ** ** в качестве компенсации за работу в выходные дни ** ** **.

В нарушение требований ч. 4 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателем не предоставлены другие дни отдыха по желанию работника, отработавшего в выходные дни, что подтверждается представленными в ходе проведения проверки документами.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что ** ** **ФИО3 обратился к работодателю с письменным заявлением о предоставлении дополнительного неоплачиваемого дня отдыха ** ** ** в качестве компенсации за работу в выходной день ** ** **.

Приказом № 43 от ** ** ** работнику ФИО4 предоставлен дополнительный неоплачиваемый день отдыха – ** ** ** в качестве компенсации за работу в выходной день ** ** **

Указанные нарушения послужили основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении АО «Коми республиканский телевизионный канал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Физические лица, являясь лицами, обратившимися в Государственную инспекцию труда с указанием на нарушение их прав, наделены в силу ст. 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Данное регулирование, предусматривающее обязанность уполномоченных органов принять меры для извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте составления протокола, а также вручить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копию протокола до рассмотрения дела по существу, направлено на обеспечение права такого лица на защиту.

В нарушение указанных правовых норм, материалы дела не содержат сведений об уведомлении потерпевшего о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Также, законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении в целях дальнейшей реализации данным лицом его права представлять объяснения и замечания по содержанию названного процессуального документа.

При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Презюмируется, что извещение участников производства по делу должно происходить в срок, достаточный для своевременной явки в административный орган и подготовки к делу. Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места нахождения таких лиц, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности реализовать право на защиту.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя АО «Коми республиканский телевизионный канал» 12.03.2019, и в тот же день представителю вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.03.2019.

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен, поскольку АО «Коми республиканский телевизионный канал» не были созданы необходимые условия для достаточной подготовки к делу.

Указанные нарушения являются существенными, влекущим нарушение права на защиту как лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, так и потерпевшего, в связи с чем, постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Республики Коми нельзя признать законным и обоснованным.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республики Коми.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Республики Коми № 11/12-1925-19-И от 15.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении АО «Коми республиканский телевизионный канал» отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Новикова