ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-753/2021 от 26.11.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-753/2021

УИД 76RS0014-02-2021-001596-71

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 26 ноября 2021 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Воробьева В.В., при секретаре Тимофеевской О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда г. Ярославля жалобу защитника мэрии г. Ярославля ФИО1 на постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 № 283/21/76025 от 5 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля, расположенной по адресу: <...>, <данные изъяты>,

у с т а н о в и л :

Постановлением 283/21/76025 от 5 августа 2021 года заместителем начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 мэрия г.Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Из постановления следует, что в Межрайонном отделении судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство от 16 июля 2013 года № 14501/16/76025-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительный лист ВС № 053226578 от 17 июня 2013 года, выданного органом: Кировский районный суд г. Ярославля по делу №2-2528/2012, вступившему в законную силу 04 октября 2012 года, предмет исполнения: Возложить на мэрию города Ярославля обязанность с срок до 01 июля 2013 года обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №304, расположенного по адресу: <...>, п. 5-6, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: восстановить работоспособность инженерной системы вентиляции путем замены фильтровентиляционного оборудования, подключения к системе энергоснабжения электродвигателя системы вентиляции; восстановить систему водоснабжения путем проведения ревизии водопроводных труб и монтажа умывальника; восстановить систему канализации путем проведения её ревизии; укомплектовать пожарный щит ЗСГО пожарным имуществом, путем размещения двух огнетушителей, емкости с песком, лопаты, лома, ведра; восстановить герметичность защитного сооружения, путем установки уплотнительных резинок на герметичных дверях; заменить емкости запаса питьевой воды; окрасить: металлические двери синтетическими красками, воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых в белый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) в желтый цвет, водопроводные трубы и трубы системы отопления в коричневый цвет; обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года №583 (паспортом убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журналом проверки состояния убежища; сигналами оповещения гражданской обороны; планом перевода ЗС ГО на режим убежища; планом ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационной схемой систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационной схемой водоснабжения. Должник: Мэрия города Ярославля, взыскатель: Прокуратура Кировского района г. Ярославля. 16 июля 2013 года должнику надлежащим образом вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, о чем свидетельствует отметка о получении. 26 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. 05 июня 2015 года начальником отдела - старшим судебным приставом вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. 30 ноября 2020 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ. 01 марта 2021 года решением Кировского районного суда г. Ярославля постановление от 30 ноября 2020 года оставлено без изменений. В рамках исполнительного производства 19 апреля 2021 года должнику вручено постановление о назначении нового срока исполнения до 01 мая 2021 года. При исследовании материалов исполнительного производства установлено, что за период с 19 апреля 2021 года по 01 мая 2021 года должником не представлено никаких документов, подтверждающих исполнение решения суда (либо подтверждающих принятие каких либо мер, направленных на исполнение решения суда). Административный орган указал, что вина должника заключается в том, что он не предпринял необходимых мер по исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, доказательств объективной невозможности исполнения мэрией г. Ярославля решения суда материалы не содержат. Усмотрел в действиях (бездействии) мэрия г. Ярославля состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Считая постановление незаконным и необоснованным, в установленный срок защитник мэрии г. Ярославля ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении – прекратить, поскольку в действиях мэрии г. Ярославля отсутствует состав административного правонарушения. Единственным обстоятельством, в результате установления которого административный орган приходит к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях (бездействии) мэрии г. Ярославля, является отсутствие сведений у судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Кировского районного суда города Ярославля. На второй странице постановления административный орган настаивает на том, что должник не предпринял мер по исполнению требований исполнительного документа, доказательств объективной невозможности исполнения мэрией города Ярославля решения суда материалы не содержат. Однако административная ответственность наступает лишь в том случае, когда в установленном порядке уполномоченным лицом определены все элементы состава административного правонарушения, при условии, что все сомнения в виновности лица толкуются в пользу данного лица. Отсутствие в материалах исполнительного производства сведений, подтверждающих исполнение решения суда, само по себе не свидетельствует о непринятии мер по его исполнению. Факт неисполнения решения суда должен подтверждаться относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, которые в своей совокупности являются достаточным основанием для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности. Такие сведения в постановлении не отражены, в связи с чем у административного органа не имелось оснований для вывода о виновности мэрии города Ярославля в административном правонарушении. При этом вопрос о виновности определен лишь на основании материалов исполнительного производства, выезд на место приставом не осуществлялся, факт неисполнения решения суда в назначенный срок не устанавливался. Кроме того, разрешая вопрос о наличии (отсутствии) смягчающих (отягчающих) вину обстоятельствах, административный орган приходит к выводу об отсутствии таких обстоятельств. В 2018 году в целях приведения в готовность защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени мэрией города Ярославля принято распоряжение от 24.05.2018 № 67-р, которым определен перечень защитных сооружений, подлежащих ремонту, в который вошли 32 защитных сооружения, требующих ремонта на основании вступивших в силу решений судов. Средняя стоимость приведения одного защитного сооружения в нормативное состояние составляет 800 тыс. руб. Не рассмотрен административным органом вопрос о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Письмом от 04.12.2020 отдел по делам ЧС, ГО и ОПБ мэрии города Ярославля, что ГУ МЧС по ЯО согласован акт на списание защитных сооружений, в числе которых значится защитное сооружение № 304.

Защитник мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО1 жалобу поддержала по доводам, изложенным в нем. Указала, что решение суда действительно не исполнено, однако судебным приставом-исполнителем не предприняты меры для установления того, что мэрия г. Ярославля во вновь установленный срок не исполнила решение суда. Ежегодно запрашиваются денежные средства для осуществления ремонта защитных сооружений. На настоящее время в бюджет было заложено 3 000 000 рублей. Однако для осуществления ремонта всех защитных сооружений данной суммы недостаточно. За срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, невозможно принять какие-либо меры для исполнения решения суда. Защитное сооружение находится в том же состоянии, что и было на момент вынесения решения суда.

Заслушав защитника, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 № 283/21/76025 от 5 августа 2021 года мэрия г. Ярославля привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 105 указанного закона при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

По смыслу закона указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. При этом под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

По делу установлено, что мэрия г. Ярославля является должником по исполнительному производству от 16 июля 2013 года № 14501/16/76025-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа №ВС 053226571 от 17.06.2013, выданного Кировским районным судом г. Ярославля, предмет исполнения: Возложить на мэрию города Ярославля обязанность с срок до 01 июля 2013 года обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №304, расположенного по адресу: <...>, п. 5-6, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: восстановить работоспособность инженерной системы вентиляции путем замены фильтровентиляционного оборудования, подключения к системе энергоснабжения электродвигателя системы вентиляции; восстановить систему водоснабжения путем проведения ревизии водопроводных труб и монтажа умывальника; восстановить систему канализации путем проведения её ревизии; укомплектовать пожарный щит ЗСГО пожарным имуществом, путем размещения двух огнетушителей, емкости с песком, лопаты, лома, ведра; восстановить герметичность защитного сооружения, путем установки уплотнительных резинок на герметичных дверях; заменить емкости запаса питьевой воды; окрасить: металлические двери синтетическими красками, воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых в белый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) в желтый цвет, водопроводные трубы и трубы системы отопления в коричневый цвет; обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года №583 (паспортом убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журналом проверки состояния убежища; сигналами оповещения гражданской обороны; планом перевода ЗС ГО на режим убежища; планом ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационной схемой систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационной схемой водоснабжения и др.).

Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 16июля 2013 года должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. В связи с неисполнением в установленный срок исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя от 26 августа 2014 года с должника был взыскан исполнительский сбор.

Далее, поскольку требование об исполнении решения в срок до 20 мая 2015 года исполнено не было, в отношении мэрии г.Ярославля был составлен протокол об административном правонарушении о неисполнении требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и постановлением от 05 июня 2015 года мэрия г. Ярославля была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Оставлено без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 27 августа 2015 года.

Впоследствии мэрии г. Ярославля установлен новый срок исполнения требования исполнительного документа до 01 сентября 2020 года. В связи с неисполнением решения суда в указанный срок постановлением от 30 ноября 2020 года мэрия г. Ярославля была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. Оставлено без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 1 марта 2021 года.

19 апреля 2021 года мэрии г. Ярославля вручено постановление о назначении нового срока исполнения от 14 апреля 2021 года, в котором установлен новый срок исполнения решения суда до 1 мая 2021 года.

Из текста протокола №283/21/76025 от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении следует, что должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не исполнены, поскольку в исполнительном производстве отсутствуют материалы, устанавливающие уважительные причины, а также документы, подтверждающие исполнение решения суда.

Мэрии г. Ярославля вменяется в вину неисполнение неимущественных требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Между тем, в нарушение ст.29.10 КоАП РФ текст постановления №№283/21/76025 не содержит указания на установление факта неисполнения требований исполнительного документа мэрией города Ярославля во вновь назначенный срок и на доказательства, которыми подтверждается данное обстоятельство.

В материалах исполнительного производства также отсутствуют данные о том, что после привлечения мэрии города Ярославля к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ проводилась проверка факта исполнения требований исполнительного документа. Объяснений по обстоятельствам исполнения решения у должника не истребовано; факт неисполнения и причины возможного неисполнения решения суда, а также существование возможности исполнения решения с учетом решения о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны, согласно материалам дела об административном правонарушении, не устанавливались.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо прочего, виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом не учтено наличие возможности у мэрии города Ярославля исполнить требования исполнительного документа в установленный срок, который составляет 12 дней - с 19 апреля 2021 года по 1 мая 2021 года.

С учетом объема требований исполнительного документа, положений законодательства о порядке заключения контрактов органом местного самоуправления, предусматривающем конкурентные способы закупок, продолжительности процедуры закупок, прихожу к выводу, что срок, установленный постановлением от 14 апреля 2021 года, не являлся разумным и достаточным; неисполнение решения суда в этот срок было обусловлено объективными причинами.

При изложенных обстоятельствах вины мэрии г. Ярославля в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имеется.

Таким образом, в действиях мэрии г. Ярославля отсутствует субъективная сторона как необходимый элемент состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 № 283/21/76025 от 5 августа 2021 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15. КоАП РФ, в отношении мэрии г. Ярославля – прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 № 283/21/76025 от 5 августа 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В. Воробьева