ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-755/2017 от 07.03.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Шепилов С.В. Дело № 12- 755/2017

Р Е Ш Е Н И Е

07 марта 2017 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >3 на решение судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2016 г.,

установил:

постановлением административной комиссии администрации Адлерского внутригородского района <...> от <...><...> (далее также – административный орган) Агозян < Ф.И.О. >7 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «Об административных правонарушениях», и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края.

Решением судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2016 г. постановление административного органа от <...><...> отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, административный орган просит решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2016 г. отменить, постановление административного органа от <...><...> оставить без изменения, ссылаясь на то, что обжалуемое решение вынесено в нарушение требований КоАП РФ, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях, выслушав представителя ФИО1 по доверенности < Ф.И.О. >4, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, <...> в административную комиссию администрации Адлерского внутригородского района <...> поступил протокол об административном правонарушении в отношении Агозян < Ф.И.О. >8 за нарушение статьи 8.1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

<...> в 11 часов 00 минут по адресу: <...>, гражданка ФИО1 допустила нарушение требований пунктов 5.1, 5.3 главы 5 части 1 «Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования <...>», утвержденных решением Городского Собрания от <...><...>, выразившееся в строительстве капитального объекта на земельном участке с кадастровым номером <...> в отсутствие соответствующего разрешения, а также в нарушение градостроительного регламента, установленного для данного земельного участка.

При рассмотрении административного дела административной комиссией установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – малоэтажная застройка (индивидуальное жилищное строительство размещение дачных домов и садовых домов), расположенный по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ФИО1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> сделана запись регистрации <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...><...>.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования <...>, утвержденными решением Городского Собрания от <...><...>, земельный участок с кадастровым номером <...> расположен на территориальной зоне «ОЦ-1» - жилая и общественно-деловая зона с установленными предельными параметрами разрешенного строительства: минимальная длина стороны по уличному фронту – параметр градостроительным регламентом не определяется, минимальная ширина/глубина – параметр градостроительным регламентом не определяется, максимальный коэффициент застройки <...> процентов, минимальный коэффициент озеленения <...> процентов, максимальная высота до конька крыши <...> метров, максимальная высота оград <...> метра, минимальный отступ от границ земельного участка <...> метра, коэффициент использования территории <...> процента.

Согласно выписке из Единого государственно реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...><...> за ФИО1 зарегистрировано право собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> сделана запись регистрации <...>

По информации муниципального бюджетного учреждения <...> «Центр геоинформационных технологий» разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> администрация <...> не выдавала.

Административной комиссией установлено, что землепользователем в границах земельного участка осуществляются строительно-монтажные работы по возведению объекта капитального строительства. На момент проведения осмотра земельного участка выполнены работы по возведению конструкций первого этажа строения, площадью застройки <...> кв. м, что подтверждается исполнительной съемкой на земельном участке с кадастровым номером <...>, выполненной муниципальным унитарным предприятием <...> «Муниципальный институт генплана» департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <...>.

При этом возведение указанного объекта капитального строительства ведется в отсутствие соответствующего разрешения, в связи с чем землепользователем нарушены требования пунктов 5.1, 5.3 главы 5 части 1 «Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования <...>», утвержденных решением Городского Собрания от <...><...>.

Кроме того, возведение указанного объекта капитального строительства осуществляется с превышением максимального коэффициента застройки земельного участка (коэффициент застройки земельного участка составляет <...> процента), а также без соблюдения минимальных отступов от границ земельного участка (отступы с северной стороны составляют <...> метра и <...> метра, отступы с восточной стороны составляют <...> метра и <...> метра, отступы с южной стороны составляют <...> метра и <...> метра, отступы с западной стороны составляют <...> метра и <...> метра) в нарушение градостроительного регламента, установленного в территориальной зоне «ОЦ-Г» (пункт 12.1 главы 12 части 3 «Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования <...>», утвержденных решением Городского Собрания от <...><...>).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статьи 8.1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требований, установленных правилами землепользования и застройки, в том числе к проектированию и строительству объектов, а также к озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тысячи до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Судья районного суда, отменяя постановление административного органа от <...><...> в отношении ФИО1 по ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что вина < Ф.И.О. >1 в совершении административного правонарушения не доказана, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Указанный вывод судьи нижестоящего суда является необоснованным.

Согласно п. 2 ч. 1 статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Однако, оснований для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 судьей вышестоящей инстанции не установлено.

Правом на осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Сочи обладают правообладатели земельных участков в границах принадлежащих им земельных участков при условии, что указанные земельные участки сформированы и зарегистрированы в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Сочи, утвержденные решением Городского Собрания от <...><...>, устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и порядок внесения в них изменений с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории города Сочи осуществляются в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны расположения соответствующего земельного участка, установленным настоящими Правилами, при условии соблюдения требований технических регламентов.

Разрешение на строительство не требуется в случае:

- строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

- капитального ремонта объектов капитального строительства;

- иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством Краснодарского края о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Разрешение на строительство на территории муниципального образования город-курорт Сочи выдается уполномоченным органом администрации города Сочи, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, законами Краснодарского края, иными правовыми актами.

Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 г. № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе и органы местного самоуправления.

Разрешение на строительство (реконструкцию) спорного объекта капитального строительства, ФИО1 не предоставлялось, и она не обращалась с заявлением в администрацию города Сочи о выдаче ей разрешения на строительство (реконструкцию).

Вывод Адлерского районного суда г. Сочи в решении от 27 декабря 2016 г., о том, что факт необходимости замены аварийной крыши, подтвержден заключением техника-инвентаризатора отделения Южного филиала ОАО «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ по <...>< Ф.И.О. >5, которым был обследован жилой дом ФИО1 и составлен акт о состоянии объекта с приложенной фототаблицей, сделан судом без учета остальных обстоятельств, установленных техником-инвентаризатором. Между тем, согласно заключению техника-инвентаризатора отделения Южного филиала ОАО «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ по г. Сочи < Ф.И.О. >5 в настоящее время объект находится в состоянии, при котором конструкция основания здания в целом перестали удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, ненесущих крайне ветхое. Выполнение конструктивными элементами свою функцию возможно лишь по проведении реконструкции или полной смены конструктивных элементов. Оценка технического состояния здания соответствует его физическому износу – 88 процентов. Жилой дом был построен в 1957 году, когда Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Сочи не действовали.

Судом не принят во внимание также тот факт, что на момент вынесения постановления от <...> выявлены грубые нарушения строительных регламентов, а также установлены расхождения площадей дома. Согласно выписке из Единого государственно реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...><...> за < Ф.И.О. >1 зарегистрировано право собственности на одноэтажный жилой дом общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, а после его реконструкции общая площадь составляет <...> кв. м.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «Об административных правонарушениях», подтверждается собранными по делу доказательствами.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства не были оценены судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судьей районного суда при принятии решения оставлены без внимания.

Анализ материалов дела позволил судье вышестоящей инстанции сделать вывод о том, что судья районного суда не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела, дав неверную оценку имеющимся в деле доказательствам и в связи с этим преждевременно пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО1

Данные обстоятельства, являются в данном конкретном случае существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а, следовательно, не позволило сделать обоснованный вывод о доказанности (недоказанности) административным органом вмененного ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая вышеизложенное, обжалуемое решение судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2016 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции

решил:

жалобу представителя администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >3 удовлетворить.

Решение судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2016 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Судья Краснодарского краевого суда