№ 12-76/2022
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж 1 марта 2022 года
Судья Левобережного районного суда г. Воронежа Бражникова Т.Е.,
с участием представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности - ФИО1
рассмотрев жалобу ООО «ЛОС» на постановление Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 445/КА/2021 от 25.11.2021 о привлечении ООО «ЛОС» к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 445/КА/2021 от 25.11.2021 ООО «ЛОС» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «ЛОС» 08.12.2021 обратилось в суд с жалобой, в которой, просит постановление от 25.11.2021 изменить в части назначенного наказания, указывая, что штраф назначен более минимального предусмотренного санкцией статьи и не принято во внимание, что юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства (л.д.2-3).
Представитель ООО «ЛОС» в судебном заседании доводы жалобы дополнил, просил оспариваемое постановление отменить и производство по делу прекратить (л.д.190-191).
Представитель ООО «ЛОС» Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание также не явился (л.д. 188).
Согласно в пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 названного Кодекса, соответственно, участие в рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанных лиц, обязательным не является.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Поступившая от заявителя жалоба на постановление о привлечении его к административной ответственности подана в сроки, установленные ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежит рассмотрению по существу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе иного соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период с 25.08.2021 по 30.09.2021 в отношении ООО «ЛОС» проводилась плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства в области окружающей среды (л.д.15).
По результатам проведенной проверки был составлен акт, где были выявлены многочисленные нарушения со стороны ООО «ЛОС» в области окружающей среды, при эксплуатации юридическим лицом водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств, в частности было допущено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д.22-124).
В соответствии с ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (часть 3 статьи 16.4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно пп. б, п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата исчисляется и взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).
Согласно материалам дела, ООО «ЛОС» начислена плата за негативное воздействие окружающей среды (НВОС) за 2020 год в сумме 2 797 813,61 руб., из них: 78 194,03 руб. – плата за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами; 2 713 112,46 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 6 507,12 руб. - плата за размещение отходов производства.
Однако, согласно представленной декларации ООО «ЛОС» оплатило 84 767,14 руб., из которых 78 194,03 руб. – плата за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами; 65,99 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 6 507,12 руб. - плата за размещение отходов производства.
В 2019 году ООО «ЛОС» была начислена плата за НВОС за 2019 год в сумме 18 346 531,63 руб., из них: 88 316,81 руб. – плата за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами;18 256 950,05 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 1264,77 руб. - плата за размещение отходов производства.
Однако, ООО «ЛОС» оплатило только 89 581,58 руб.: из которых 88 316,81 руб. – плата за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами;1264,77 руб. - плата за размещение отходов производства.
Неполная оплата за негативное воздействие окружающей среды за 2019-2020 годы, послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исходя из положений части 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", срок давности за неуплату НВОС за 2019 год истек 01.03.2021, соответственно, привлечение ООО «ЛОС» 25.11.2021 к административной ответственности за пределами срока давности, является необоснованным, в связи с чем, суждения административного органа в этой части подлежат исключению из оспариваемого постановления.
В остальной части, административный орган, верно применив к рассматриваемым правоотношениям положения ФЗ «Об охране окружающей среды» пришел к обоснованному выводу о том, что допущенные нарушения по неуплате НВОС за 2020 год, образуют в действиях юридического лица объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, опровергаются представленными материалами дела.
О том, что ООО «ЛОС» имеет право на получение вычета, само юридическое лицо не указало в представленной декларации по уплате НВОС за 2020 год.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО «ЛОС» квалифицированы по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
ООО «ЛОС», и имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что Центрально-Черноземного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, при вынесении оспариваемого постановления, не было допущено нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, и был обоснованно сделан вывод о виновности ООО «ЛОС» в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, при назначении административного наказания в силу части 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела следует, что отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
В силу ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
При отсутствии отягчающих обстоятельств, в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей не соответствует характеру совершенного юридическим лицом административного правонарушения, а также характеру его деятельности и с учетом конкретных обстоятельств дела и подлежит снижению.
Исходя из вышеизложенного, конкретных обстоятельств дела, характера выявленных нарушений, отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление, снизив административный штраф с 80 000 руб. до 50 000 руб., что будет отвечать принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «ЛОС» удовлетворить частично.
Постановление Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 445/КА/2021 от 25.11.2021 о привлечении ООО «ЛОС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ изменить, исключив из постановления указание на неуплату ООО «ЛОС» за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, и назначенное административное наказание ООО «ЛОС» в виде административного штрафа в размере 80 000 руб. снизить до 50 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Т.Е. Бражникова